Урок 11. Свобода воли и свобода выбора

28.12.2003 | 7030 | (0)
Урок 11. Свобода воли и свобода выбора

Многие задаются вопросом: если Б-г знает наперед все, что мы делаем, то наши действия предопределены, каким же образом можно сказать, что человек обладает свободой воли?

Вопрос этот усугубляет также то, что «Мысли Мои не ваши мысли» — мысль Б-га не подобна человеческой мысли. Мысль человека имеет последствия, если в результате нее человек действует. Если он ограничивается мыслью, ничто не происходит. Но при самом возникновении мысли Б-га задуманное Им тут же возникает.

Для того, чтобы это понять, рассмотрим мир АК, мир, называемый также Предвечной Мыслью. АК — аббревиатура слов Адам кадмон (אדם קדמון, Предвечный человек). Это мир, возникший сразу же после первого Цимцума и обладающий свойствами мира Брия — он и называется мир Брия в большом масштабе, то есть если рассматривать миры с самой общей перспективы. Также, как мир Брия, первый сотворенный мир еще не есть существование, а лишь возможность существования, мир АК — не возникновение, а возможность возникновения в Б-жественных мирах сфирот, состоящих из сосудов и светов (параллельных телам и душам в сотворенных мирах).

Мир АК — промежуточная ступень между Эйн-Софом (Светом Эйн-Софа до первого Цимцума) и мирами.

Само название «Предвечный человек» кажется противоречивым. Ведь человек — нечто новое, сотворенное из ничего, а слово «Предвечный указывает на вечное существование. Ни один парцуф (полное построение из десяти сфирот) не имеет названия «адам» (человек), все другие парцуфы, кроме мира АК, имеют названия, указывающие на их качества и суть, например парцуфы Аба и Има (Отец и Мать — сфирот Хохма и Бина, сфиры интеллекта, порождающие мидот, сфирот эмоций) и др. Мир АК нельзя определить качеством, ибо он возникшее общее, заключающее в себе все, что позднее возникнет. И потому он называется Человек. В человеке есть все, что есть во всех мирах, верхних и нижних. В нем есть Б-жественная душа, исходящая от самых высоких уровней Б-жественного, в нем есть также тело, часть самого нижнего уровня физического сотворенного мира. Человек, таким образом, обобщает в себе все. Мир АК также заключает в себе все, что должно будет позднее быть эманированнным (в Б-жественных верхних мирах) или сотворенным (в нижних сотворенных мирах). Поэтому этот мир называется Адам (человек) Но АК — промежуточная ступень между Светом Эйн-Софа и мирами, и потому в нем есть также некое отражение от Эйн-Софа, существующего по самой Своей природе, без всякой причины. Потому АК называетя Предвечный человек — то есть мир, соединяющий в себе сферу возникающего с дающим Всему начало.

Подобно тому, как в человеке сначала возникает мысль, заключающая в себе в общих чертах то, что он задумал сделать, в мире АК в общих чертах возникает все, задуманное Б-гом, поэтому он называется Предвечной мыслью. Возникшее в Предвечной мысли охватывает все в общем. В ней еще нет деталей, нет даже последовательности во времени и в причинных связях, все в ней едино, однако все в ней уже есть.

Об этой Предвечной мысли сказано, что она охватывает в мгновение все от начала до конца всех миров и всех времен, И это и есть Всезнание Б-га, знающего наперед все наши дела.

Однако уже то, что возникшее в Предвечной мысли не связано с временными и причинными связями показывает, что это не такое предопределение, какое лишило бы человека свободы воли. Уже тем, что в физическом мире Б-жественное скрыто и что человек ощущает себя вольным поступить так или иначе до такой степени, что он может поступить и вопреки воле Б-га, да сохранит Он нас от этого, показывает, что это предопределение и не предопределение.

Возможно, наука уже нащупала нечто подобное, наблюдая происходящее в нашем мире. В своей статье «Проблема наблюдения в квантовой физике и в иудаизме» (журнал «Возрождение», выпуск 12) проф. И. Брановер и д-р. Ави Рабинович пишут: «Любой объект во вселенной в принципе обладает двойственной природой: корпускулярной и волновой и может в то же время находиться в двух взаимоисключающих состояниях — до тех пор, пока не будет произведено измерение». «Пока не были произведены измерения и наблюдения, невозможно сказать, что объект находится в том или ином определенном состоянии — он может находиться в любом из альтернативных состояний. Лишь после того, как производятся наблюдения и измерения, объект приходит в то или иное однозначно определимое физическое состояние».

Возможно, так и Б-г видит одновременно все вероятности возникновения, и только когда человек делает выбор, возникает избранная им однозначная реальность.

Остается еще вопрос: в мире, в мирах, есть множество противоположных вещей, которые не могут не иметь своих качеств, так как они ими характеризуются, без них они не есть то, что они есть. Каким же образом они все находятся в общем состоянии в миро АК, как нечто единое?

Ответ на это следующий. Возьмем две такие противоположности, как огонь и вода. Они обладают противоположны качествами: вода холодная и мокрая, огонь горячий и сухой. Однако в их элементарном состоянии наверху они не имеют свойств, какие мы наблюдаем на земле. Так элементарный огонь не обладает свойством выделения тепла и света, а элемент воды не обладает теми свойствами которые мы наблюдаем на земле, И это на уровне элементов а на уровне мира АК, который почти бесконечно выше, они еще не противоположности и могут быть едины.

Всезнание Б-га и свобода воли человека, казалось бы, составляют парадокс, но на самом деле они тесно связаны. Истина свободной воли — то же самое, что истина Б-жественной души евреев. Истина Всезнания есть Истина бесконечной Сущности Б-га. Конечная тайна этого соответственного сознания — то, что свободная воля человека есть то же самое, что свободная воля Б-га, ибо во время, которое последует за пришествием Mошиaxa (Мессии), сознание душ и Б-га сольются.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.