Введение: выясняем цель Творения

19.12.2007 | 5136 | (6)
Введение: выясняем цель Творения
Выясняем цель Творения

Хасидское учение — не что иное, как «практическая Каббала», то есть, Каббала применительно к человеку, его душе и предназначению в этом мире. Это связь невообразимо высоких материй с конкретными вопросами нашего с вами бытия и даже быта. Иными словами, это не только «Кто виноват?», но еще и «Что делать?», не просто «Что? Где? Когда?», но и «как, почему и для чего?»

Теперь, когда вы окончательно запутаны, можно приступать к делу — историческому фону изучаемого материала, или, пользуясь термином Бахтина, авторскому хронотопу — времени и пространству возникновения нашего текста.

Жил в далеком 18 веке в не менее далеком (уже) от нас белорусском городке Ляды рабби Шнеур-Залман, более известный потомкам как Алтер Ребе — Старый Ребе. Был он учеником Межеричского Магида, который, в свою очередь, являлся учеником и преемником Баал-Шем-Това, основоположника хасидизма. Сам же Алтер Ребе основал Любавичское движение, оно же — хасидизм Хабад, направленный на интеллектуальное постижение «внутренней» Торы, со всеми ее мистическими глубинами. Заметьте, речь идет о первых хасидских цадиках, людях неизмеримо высокого духовного уровня!

Маамарим («речи», в единственном числе: маамар) Алтер Ребе, поясняющие текст Пятикнижия, собраны в два сборника: «Тора Ор» («Тора — свет») и «Ликутей Тора» («Антология Торы»). В своих маамарим Алтер Ребе сводит вместе самые разные части еврейской Традиции — ТаНаХ, Мишну, Талмуд, алаху (еврейские законы), мидраши, Зоар, другие книги Каббалы, показывая их взаимосвязи на самом глубинном уровне.

Маамар, который мы изучаем, является комментарием на фразу «Ло ибит авон бе Яаков» («Не увидел Всевышний греха в Яакове»). Это слова, сказанные нееврейским пророком Биламом, когда, получив от царя Балака заказ проклясть евреев (эта глава Торы так и называется — «Балак»), он, сам того не желая, благословил народ Израиля.

Основная тема нашего маамара — не больше и не меньше, как выяснение цели Творения. Для этого потребуется определить понятие «духовной работы» («авода», служение Всевышнему) и раскрыть смысл молитвы «Шмоне Эсрэ» как квинтэссенции молитвы вообще.

Что особенно важно, этот маамар знакомит нас с основными концепциями хасидизма.

В этих уроках я попытаюсь дать краткие определения тех понятий и идей, о которых говорится в маамаре. Тем самым я надеюсь открыть простор для обсуждений, вопросов, замечаний, идей, находок...

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.