Урок 8. Где душа заповедей?

07.05.2008 | 3142 | (0)

Свет и сосуды

В аналогии с телом человека благословения «Шмонэ Эсрэ» («позвонки») являются «внутренними сосудами», тогда как заповеди («органы тела») — «внешними сосудами». Поэтому заповеди нуждаются мысленном усилии, ибо их общая цель — в привлечении бесконечного света вниз.

Как именно это происходит? Действие — исполнение заповеди — служит сосудом («органом»), а мысль — и есть привлечение света внутрь сосуда. Таким образом, слова благословения «освящающий нас своими заповедями» означает, что посредством заповедей в нашем мире раскрывается атрибут высшей святости. Молитва делает возможным принципиальное раскрытие света бесконечности в мире, тогда как каждая отдельная заповедь способствует раскрытию некого частного «отражения» этого общего света божественности. Поэтому молитву можно назвать «душой» заповедей.

Благословения и... благословения

Только теперь Алтер Ребе отвечает на вопрос: в чем же разница между благословениями в молитве «Шмонэ Эсрэ» и благословениями, которые мы произносим перед выполнением заповедей? Ведь суть и тех, и других — в мысленном усилии.

Благословения на заповеди представляют собой «частную» мысль, относящуюся к той или иной конкретной заповеди. Другими словами, это привлечение света в данный сосуд.

Благословения же «Шмонэ Эсрэ» — это общая мысль и привлечение света как такового. Они «внедряют» в сердце человека «космическую» цель творения: необходимость создания «жилища» Всевышнему в нашем мире, раскрытия божественности вообще. И это же — общая цель всех заповедей (так же, как дама, которая сдавала багаж, при этом не должна была забывать, для чего она это делает, зачем ей корзины, картины, картонки, и, главное, куда она направляется).

Чем заполнить комнаты?

Король Шломо (Соломон) использует в своих «Мишлей» («Притчах») странную фразу: «Мудростью будет построен дом, и пониманием утвердится, а комнаты будут наполнены знанием».

Помните, как хасидизм называет действие молитвы? «Привлечение знания».

Что это за «знание», которое надо «привлекать»? Мы ведь уже знаем, что привлекать надо только свет божественности...

«Комнаты» — это сосуды. Само слово «комната» на иврите — «хедер» — можно прочесть как аббревиатуру, содержащую первые буквы трех слов: «хесед», «дин» и «рахамим» (доброта, строгость, милосердие).

В Каббале это три категории «эмоциональных» проявлений Творца:

«хесед» — отдача (распространение, эманация; часто переводимое как «доброта» или «любовь»), соответствует правой стороне;

«дин» (другое название — «гвура», сила) — ограничение, сокращение (строгость, суд, справедливость), левая сторона;

«рахамим» (другое название — «тиферет», красота) — милосердие (гармония, синтез первых двух качеств, двух крайностей), середина, центр.

Вся «цепочка Творения» («седер ишталшелут») развивается по трем общим направлениям, так же «расположены» и высшие «сфирот» (атрибуты Творца, способы нисхождения Его света):

правая линия — распространение, раскрытие (тезис);

левая линия — отрицание, ограничение, сокращение (антитезис);

центральная линия — соединение (синтез).

Эти три линии лежат в основе всего существующего (как сказано в Мишне, трактат «Пиркей Авот»: «На трех вещах стоит мир...»).

Каждая ступень Творения также состоит из этих трех компонентов:

на уровне интеллекта — три силы разума: «хохма» (мудрость), «бина» (понимание), «даат» (знание);

на уровне эмоций — «хесед», «гвура», «тиферет»;

на уровне действия — «нецах» (вечность), «од» (великолепие), «йесод» (основательность).

«Наполнение комнат» — привлечение света в сосуды (а именно, в «хесед», «дин», «рахамим»), соответствующие заповедям, происходит посредством категории «даат» (знание), которая соответствует молитве.

Так же, как костный мозг, поддерживающий все остальные органы, связан с головным мозгом, так же и наполнение сосудов («органов») зависит от категории «даат».

«Даат» — это не просто знание, это связь (третье, центральное качество), ощущение связи с Творцом. Через это состояние «контакта» молитва «пробуждает» божественную категорию «даат», влияющую на самого молящегося и весь мир. Благодаря тому же осознанию и ощущению «связи» с божественностью, наше исполнение заповедей обретает «душу» и жизненность: «сосуды-комнаты» наполняются светом.

Таким образом, молитва как выражение категории «даат» соединяет (подобно позвоночнику) «мозг» со всеми органами — действиями (заповедями), которые мы совершаем в течение дня, в разгар «мирской» суеты. Именно поэтому благословение «Шмонэ Эсрэ», открывающее просьбы, — это дарующий знание, ибо в этом суть молитвы как таковой.

Поэтому также молитва не входит в 613 заповедей Торы: заповеди Торы — это сосуды («органы тела», или «комнаты»), тогда как молитва — это их «душа» (наполняющее их внутреннее содержание), «кровь», соединяющая их в единое целое.

Темы: Молитва
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.