СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 19:06

Урок 2. Скрытие и раскрытие Творца

Каббала описывает процесс сотворения мира как цепочку сокращений Божественной энергии («света»), своего рода фильтров, которые, как солнцезащитные очки, уменьшая свет, позволяют нам его воспринять.

29.12.2007 7539 мин.

Один из принципов нашей веры: Творец неизменен (так как Он — Абсолют). Этот принцип был выражен еще устами пророка Малахи: «Я, Всевышний, не изменяюсь». Сказано, что Б-г един «до создания мира и после разрушения мира». О чем идет речь?

Каббала описывает процесс сотворения мира как цепочку сокращений Божественной энергии («света»), своего рода фильтров, которые, как солнцезащитные очки, уменьшая свет, позволяют нам его воспринять. Каждое такое сокращение («цимцум») развнозначно созданию еще одного «мира», то есть некой кажущейся независимости от Источника (Творца). На каждом новом уровне этой цепочки сотворенное ощущает себя как самостоятельную сущность все больше, а, соответственно, Творца — все меньше.

Таким образом, Творение выглядит как сокрытие Творца. Сокращение («цимцум») Творца имеет место только в восприятии сотворенного, для Б-га же не происходит никаких изменений, для Него «тьма как свет».

Это, в частности, поясняет проблему того, что нам представляется злом («тьмой», сокрытостью), а также видимое противоречие между всезнанием Б-га и нашей свободой выбора. Ведь время, как и пространство, — это тот же «цимцум», иллюзия, скрывающая Источник и существующая только в нашем восприятии.

Мир на иврите «олам», от корня «сокрытие» («а-элем»), о чем говорится в мидраше «Коэлет Раба», а также в каббалистических книгах «Сефер аБаир» и «Тикуней Зоар». «Нижние» миры — это и есть наибольшее сокрытие Божественности («тьма») посредством ряда многочисленных цимцумим (сокращений). «Нижний» в данном случае означает не место (Б-г вне пространства, и к Нему не применимы категории «ниже» или «выше», более того, Б-г одинаково присутствует и в духовном, и в материальном, так как Он вне того и другого), а именно последние ступени Его сокрытия.

Наш мир — результат двойного сокрытия («двойная тьма»): ведь мы даже не чувствуем, что от нас что-то скрыто...

Благодаря такому «темному» процессу Творения я сейчас могу сказать «Я». Интересный парадокс: эта иллюзия независимости от Творца, от Божественности и позволяет нам существовать!

На самом же деле Божественная реальность – единственно существующая и никакой другой нет. Именно это и означает тезис единства Всевышнего. Творец — это единственная истинная реальность. Осознание этого будет разрушением мира!

Будущее разрушение мира, о котором говорится в Талмуде (трактат «Рош а-Шана») — не «глобальная катастрофа» в буквальном, материальном смысле, а сугубо духовный процесс: раскрытие бесконечного света (или света бесконечности – «Ор Эйн Соф»), в результате чего мир перестанет восприниматься как нечто самостоятельно существующее, спадет покров, маска, скрывающая сущность вещей. В хасидизме это явление называется «битуль ешут» — абстрагирование от своего существования, самонулификация.

Восстановление («тикун») изначального «светлого» состояния, когда очевидна связь с Источником, — это и есть цель Творения: раскрыть истину Единственной Реальности в нашем сознании и наших чувствах. Истина – нет реальности, кроме Божественности — должна быть ощущаема нами.

Это и есть обиталище («квартира») — раскрытие сущности Творца, как в состоянии до «цимцума» (сокрытия). Условно говоря, Всевышний создает из духовности материальность, а еврейский народ превращает материальность в духовность.

Такая работа по созданию Творцу «места в этом мире», то есть, превращению материального в духовное проходит через два этапа, которые называются по арамейски «иткафья» и «итапха». Это способы раскрытия Божественности (создания Ему «квартиры») в нашем сознании. Для этого надо убрать «тьму» мира, скрывающую «свет» Творца и превратить ее саму в свет (помните, у Него ведь «тьма как свет»?)

«Иткафья» («сгибание») заключается в преодолении своего «злого начала» («ецер а-ра», физических, животных инстинктов и побуждений) и подчинении его желанию Всевышнего («уборка квартиры»).

Вторая ступень — это «итапха» («переворачивание»), преобразование дурного начала («ецер а-ра») в доброе («ецер тов»), своего рода «обстановка квартиры», служение Б-гу, работа на Творца даже своими физическими стремлениями и потребностями.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter