3. Закон молока в желудке

31.10.2017 | 235 | (0)
3. Закон молока в желудке
Закон молока в желудке

Молоко, которое дает корова, находится в ее вымени. На этом уроке речь идет о молоке, которое теленок сосал у матери. После того, как теленка кошерно зарезали, в его желудке обнаружили молоко в процессе пищеварения. Возникает вопрос: это еще молоко или уже не молоко? Другими словами, в какой момент это молоко теряет свой статус и становится отходами (нейтральной пищей)?

Спор между первыми законодателями

РИФ и РАМБАМ: оно считается отходами с того момента, как оно попало в желудок.

РАШИ (МААРШАЛ): оно считается молоком, даже если начался пищеварительный процесс.

Рабейну Там (Тосафот, РОШ, РАШБА): когда оно жидкое («цалул»), то считается молоком, а если густое («каруш»), то считается отходами.

Желудок, который был засолен (маринован) вместе с молоком в нем

РИФ и РАМБАМ: молоко считается отходами и не становится запретным.

Рабейну Там: если молоко жидкое, то оно становится запретным как «мясо в молоке» (молоко, засоленное вместе с мясом желудка), а если густое, то разрешено.

Закон

«Шулхан Арух»: статус молока как отходы с того момента, как оно попало в желудок (РИФ и РАМБАМ).

РАМА: когда молоко жидкое, то считается молоком, а если густое, то считается отходами (рабейну Там).

МААРАШАЛ и ТАЗ: считается молоком, даже если густое.

ШАХ: когда жидкое, то считается молоком, а если густое, то нужно опасаться «того, что может показаться».

Производство сметаны

1. Кладем молоко в желудок.

2. Кладем кусок кожи желудка (или молока в нем) в молоко.

3. Желудок заставляет жидкость в молоке всплывать.

4. Затвердевшее молоко превращается в сметану.

5. Кусок кожи желудка называется «формирующий элемент» («давар а-маамид»).

Если сформировали (постфактум) сметану с молоком, которое было засолено (мариновано) в желудке?

«Шулхан Арух»: статус как отходы и сметана разрешена (рабейну Йерухам запрещает, так как отходы получили от желудка вкус мяса, а во время формирования вкус мяса перешел на сметану [так постановил «Шулхан Арух» изначально, но постфактум разрешил]).

РАМА: если молоко жидкое, то запрещено, так как стало запрещено как «мясо и молоко», а если густое, то разрешено, так как это отходы (жидкое молоко, которое загустело после шхиты, считается как-бы жидким и запрещено, а разрешено только в случае «большой потери»).

Закон «формирующего элемента»

Кожа желудка или молоко в нем, которые создают сметану, не похожи на обычный запрещенный продукт, который смешался с разрешенным (если есть против него шестьдесят частей, он не ощущается и самоустраняется), так как он превращает молоко в сметану и его вкус ощущается в ней, даже если ее меньше шестидесятой части. Первые законоучителя спорят о его статусе:

Рабби Шимшон сын р. Авраама и рабейну Йерухам: не самоустраняется даже в тысяче.

РАШАЛ: как другие запреты и самоустраняется в шестидесяти.

Рабейну Там и РАМБАМ: если формирующий элемент изначально запрещен (желудок падали), то он не самоустраняется даже в тысяче; если же это кошерный желудок, то в момент смешивания с молоком, которого больше в 60 раз, здесь изначально нет запрета и это разрешено (так постановили «Шулхан Арух» и РАМА).

«Одно и другое влияет»

Запрещенное (кожа желудка падали) и разрешенное (кожа желудка кошерного животного) сформировали вместе сметану:

РАМА: если есть шестьдесят частей, то сметана разрешена.

ШАХ и ТАЗ: именно если запрещенное не может сформировать без разрешенного, но если может сформировать само, то не самоустраняется даже в тысяче. И, возможно, так выходит по мнению Алтер Ребе.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.