СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 21:33

1. Идея Мошиаха: различные подходы в понимании смысла Эры Мошиаха

Существует несколько подходов для понимания смысла Эры Мошиаха, которые соответствуют различным направлениям понимания цели Творения.

1606 (0) мин.

В Торе есть множество различных высказываний об Эре Мошиаха, которые на первый взгляд противоречат друг другу. Но как Всевышний один, так и Тора одна, ведь это Его мудрость. Поэтому на самом деле они говорят о разных аспектах понимания и дополняют друг друга. Начнем объяснять эту идею от простого к сложному. Мы видим, что существует три подхода:

1) Идея Мошиаха согласно учению исследования РАМБАМа

Совершенство Творения состоит в том, что люди познают и постигнут Всевышнего своим разумом. Как сказано (Ирмияу 31:33): «И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый — брата своего, говоря: „познайте Господа“, ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, — сказал Господь». И ещё сказано (Йешайа 11:9): «Ибо полна будет земля знанием Господа, как полно море водами».

2) Идея Мошиаха согласно законодательной части Торы

Цель Творения состоит в раскрытии власти Всевышнего во всем мире с помощью исполнения заповедей Торы без задействования разума. Как сказано (Захария 14:9): «И будет Господь владыкой на всей земле, в день тот будет Господь один (для всех), и имя Его — одно».

3) Хасидский подход

Пожелал Всевышний, чтобы у Него было жилище в нижнем мире. Как сказано (Йешайа 30:20): «И не будет более скрываться учитель твой». Это значит, что это значит, что «Он не скроется от тебя за крылом и одеянием» («Тания» гл. 36).

Цель Творения — познание Всевышнего

В предисловии к Мишне пишет РАМБАМ, что древние мудрецы исследовали вопрос: какую цель имеют все вещи в мире? И они пришли к выводу, что все было сотворено для человека. А человек должен представить себе единство Всевышнего, познавать Его.

В соответствии с этим РАМБАМ пишет в «Путеводителе заблудших», что все заповеди Торы имеют пользу для человека и всего творения, так как они отдаляют человека от плохих поступков и ложных идей и в то же время приближают его к истине.

Так как душа человека скована границами тела, он не имеет возможности достигнуть полного постижения Всевышнего. Поэтому только после отделении души от тела после смерти у человека появляется возможность настоящего постижения Творца. И это является самым большим наслаждением человека.

Так пишет РАМБАМ в «Законах о раскаянии» (гл. 8):

Благо, предназначенное праведникам — жизнь в грядущем мире. Грядущий мир нематериален и бестелесен... Там обитают бесплотные души праведников, подобные ангелам-служителям... Так говорили мудрецы древности: «В грядущем мире на едят, не пьют и не совокупляются — но праведники восседают с коронами на челе и наслаждаются сиянием Шхины». Из этих слов видно, что грядущий мир бестелесен, раз сказано, что не едят там и не пьют... Что же означают слова «наслаждаются сиянием Шхины», — то, что постигают праведники истинную сущность Святого Творца, благословен Он, которую было невозможно постичь, пребывая в грубом и бренном теле... Как жаждал Давид жизни в грядущем мире! Погиб бы я, если бы не верил, что увижу благо Г-спода в Земле Жизни». Уже объяснили мудрецы древности, что человеку невозможно постичь блаженство грядущего мира и что никому, кроме Святого Творца, благословен Он, непостижимы эта красота и величие этого блага...

В этом заключается награда за заповеди, о которой говорила Тора («Дварим» 22:7): «Чтобы хорошо было тебе и длить тебе дни» — речь идёт о будущем мире.

Поэтому обо всех обещаниях в Торе о материальном благе, как: «Если в законах Моих ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их, Я дам ваши дожди в свое время, и даст земля свой урожай, и дерево полевое даст плоды свои», РАМБАМ объясняет, что это не является конечной целью, а средством для возможности соблюдения заповедей в спокойствии. Как он пишет дальше (гл. 9):

После того, как мы выяснили, что награда за исполнение заповедей, благо, которого удостоится тот, кто идет по пути Всевышнего, предписанному Торой, — вечная жизнь в грядущем мире... возникает вопрос: почему же Тора, говоря «если вы будете послушны, то удостоитесь того-то», или «если вы не будете послушны, постигнет вас то-то», перечисляет такие награды и наказания как изобилие и голод, война и мир, собственное царство и унижение, жизнь на своей земле и изгнание, успех в начинаниях и неудача и тому подобное, все, что было упомянуто при заключении союза завета... Всевышний обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять написанное в ней с радостью и от всего сердца и постоянно размышлять о ее мудрости, то Он устранит все, что препятствует нам исполнять ее: болезни, войны, голод и тому подобное. И одарит Он нас благами, которые помогут нам исполнять Тору: изобилием, миром, золотом и серебром, чтобы не уходили все дни наши в заботах о нуждах тела, и были мы свободными, и посвятили себя изучению мудрости и исполнению заповедей, и удостоились жизни в грядущем мире.

После этого РАМБАМ пишет о приходе Мошиаха:

Поэтому так жаждет весь Израиль, пророки его и мудрецы прихода Мошиаха — чтобы освободиться от власти злодейского царства, которое не дает евреям возможности изучать Тору и исполнять заповеди как подобает, чтобы, обретя покой, посвятить себя постижению мудрости и удостоиться жизни в грядущем мире. Ибо в дни Мошиаха умножатся знание и мудрость и раскроется истина, как сказано: «Ибо наполнится Земля знанием Всевышнего». И сказано: «И не будет более человек учить ближнего своего и человек брата своего ибо все они будут знать Меня». И сказано: Я удалю каменное сердце из вашей плоти». Ибо Король тот из рода Давида будет мудростью превосходить Шломо, и в пророчестве будет близок к уровню Моше, учителя нашего. И поэтому будет он учить весь народ и наставлять его на путь Всевышнего, и придут все неевреи слушать его слова, как сказано: «И будет в конце дней: гора Храма Г-сподня станет во главе всех гор... и притекут к ней все народы». Но высшая награда и конечное благо, вечное и совершенное, это жизнь в грядущем мире. Дни же Мошиаха — это продолжение земной истории, когда восстановится израильское царство, но все природные земли сохранят свое действие. Сказали древние мудрецы: «В дни Мошиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем».

Отсюда следует:

1) В Эру Мошиаха увеличится истинное знание и материальные блага являются не целью, а средством.

2) В соответствии с этим, Мошиах является кладезем человеческой мудрости, которой он поделится со всем человечеством.

3) Все это — познание Всевышнего — не является целью, а средством для перехода в бестелесный мир душ.

В соответствии с этим, РАМБАМ описывает ожидание Мошиаха, что оно является средством достижения жизни в грядущем мире.

Цель Творения — раскрытие власти Всевышнего

В книге «Врата единства и веры» (гл. 7) пишет Алтер Ребе: «Всем известно, что мир сотворен для проявления власти Его, благословенного».

Объясняется в хасидизме, что это происходит не с помощью постижения разумом, а с помощью самоумаления перед Всевышним. А это достигается с помощью исполнения 613 заповедей для евреев и 7 заповедей для народов мира.

Впервые это произошло после Исхода из Египта и Дарования Торы, когда Всевышний заключил завет с еврейским народом, как сказано («Шмот» 3:12): «Когда выведешь народ из Египта, служить будете Б-гу на этой горе». И также («Ваикра» 25:55): «Ибо Мне сыны Израиля рабы. Мои рабы они, которых Я вывел из земли Египта». А евреи, в свою очередь, приняли по своему желанию власть Всевышнего, сказав («Шмот» 15:18): «Господь будет править на веки вечные».

Хотя эта идея относилось только к еврейскому народу, но цель была в том, что евреи начнут распространять ее среди народов мира. И сразу после даровании Торы приказал Всевышний через Моше-рабейну «заставить весь мир принять все заповеди, которые были даны Ноаху».

Следующий этап совершенства был во время правления Давида, с помощью которого в мире раскрылось полное самоумаления перед Всевышним. Как пишет РАМБАМ («Законы о Мошиахе», гл. 4):

И во всем должны быть действия короля во имя Небес, и все помыслы и цели его должны быть направлены на то, чтобы повысить авторитет истинного закона, наполнить мир справедливостью, выбить почву из-под ног злодеев и сражаться за дело Всевышнего.

В соответствии с этим, нам становится понятной цель Эры Мошиаха, во время которой власть Мошиаха распространится по всей земле. И он повлияет на евреев и народов мира, чтобы все служили Всевышнему. С помощью этого раскроется власть Всевышнего в мире.

Теперь мы можем заметить разницу между словами РАМБАМа в «Законах о раскаянии» и «Законах о Мошиахе». В первом случае Эра Мошиаха описывается как совершенство в познании Всевышнего с помощью разума, а во втором РАМБАМ совсем не упоминает это (кроме двух последних глав, которые стоят обособленно), а пишет о возвращении династии Давида, исполнении заповедей во всей их полноте и об исправлении мира для служения Всевышнему:

В грядущие дни встанет Король Мошиах и восстановит династию Давида, вернув ее к первоначальному суверенитету. Он отстроит Xpaм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом.

Мнение РАМБАНа — возвращение к состоянию до греха Адама

По мнению РАМБАНа, до греха Адама в мире не было смерти и все живые существа находились в согласии. Только после греха человек стал смертным. Так как в Эру Мошиаха грех Адама будет исправлен, больше не будет смерти в мире, все евреи удостоятся вечной жизни в этом материальном мире и слова «будет жить волк рядом с овцой» исполнятся в буквальном смысле. Ещё пишет РАМБАН, что до своего падения Адам исполнял все, что следовало по своей врождённой природе.

Это мнение приняли каббалисты, включая АРИЗАЛа, а за ними главы ХАБАДа.

Цель Творения — жилище для Всевышнего

Как по мнению РАМБАМа, так и РАМБАНа, в Эру Мошиаха не будет чудес, которые станут нарушать естественный ход вещей в мире, наподобие того, что было во время Исхода из Египта — превращение воды в кровь и т.д. Чудеса будут облечены в законы природы. Более того, по словам РАМБАНа в этом нет никаких чудес, а только возвращение к первоначальному состоянию мира.

РАМБАМ же считает так: «Да не возникнет у тебя мысль, что Мошиах должен совершать чудеса и знамения, создавать нечто, чего не было в мире...»

Но согласно учению хасидизма раскрывается более глубокая грань: в будущем мир претерпит такие глобальные изменения, что он уже не будет называться «миром». Таким образом, хасидизм возвращает мир даже не к дням Адама до греха, а к периоду до сотворения мира.

В книге «Тания» (гл. 36) объясняется, что «цель сотворения мира в том, что возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних».

Выводы:

В иудаизме существует несколько подходов для того, чтобы мы могли понять смысл Эры Мошиаха. Эти подходы соответствуют различным направлениям понимания значения цели Творения:

1) Идея Мошиаха согласно учению исследования («хакира»)

РАМБАМ пишет, что размышляя о Творении можно прийти к выводу, что оно направлено к одной цели — присутствия в мире человека, обладающего знанием о Всевышнем. В соответствии с этим можно объяснить смысл Эры Мошиаха, когда мир будет находиться в состоянии материального покоя, что позволит человеку посвятить себя познанию Б-га. Но так как истинное познание Б-га возможно только в мире душ, а это по мнению РАМБАМа «грядущий мир», то с этой точки зрения Эра Мошиаха является только средством и одной из остановок на пути к настоящему совершенству грядущего мира. Об этом пишет РАМБАМ в «Законах о раскаянии».

2) Идея Мошиаха согласно законодательной части Торы

В разделе «Врата единства и веры» книги «Тания» сказано, что целью Творения является раскрытие власти Всевышнего с помощью того, что все население планеты будет исполнять заповеди — 613 заповедей для евреев и 7 заповедей для потомков Ноя. В соответствии с этим Эра Мошиаха является временем, когда власть Всевышнего раскрывается в полной мере для всего человечества. Это объяснение соответствует словам РАМБАМа в «Законах о Мошиахе», где он описывает Эру Мошиаха как совершенное для исполнения заповедей время и исправление всего мира для служения Всевышнему.

* * *

Эти два объяснения являются истинными и они не противоречат друг другу, так как мир и человек обособленно стремятся к личному совершенству. И об этот пишет РАМБАМ, что это совершенство заключается в познании Творца. А так как человек во всем ищет для себя выгоду, это будет и во время прихода Мошиаха. Поэтому объясняет РАМБАМ, что также и после прихода Мошиаха у человека будет личная выгода — познание Всевышнего. Более того, с помощью этого он достигнет настоящего и наивысшего познания Всевышнего в грядущем мире. Но со стороны намерения Всевышнего во время Творения, цель Творения заключается в раскрытии его власти, как это будет в совершенстве в Эру Мошиаха.

3) Основная идея Мошиаха

Король, который выше всех и даже выше законов природы, раскрывает в мире власть Всевышнего, как описывает его РАМБАМ в комментариях на Мишну. Можно связать это с объяснением хасидизма, что Мошиах это общая душа пятого уровня, которая выше границ природы. И можно связать это со словами РАМБАНа, что в Эру Мошиаха произойдет возвращение к состоянию, которое было перед грехом Адама, когда в мире не было зла.

* * *

Объединяя эти два подхода можно сказать, что действительно речь идет о двух уровнях в Эре Мошиаха, которые зависят от того, удостоятся ли евреи, или нет. В «Законах о Мошиахе» идет речь о совершенстве законов Торы в будущем, для чего достаточно такого же короля, каким был Давид, правивший естественным путем, и здесь он РАМБАМ довольствуется описанием «не удостоились». Но в комментарии на Мишну он описывает идею Мошиаха по своей сути, поэтому там он объясняет основную идею Мошиаха в состоянии «удостоились», когда он гораздо выше Давида.

4) Самая истинная идея Мошиаха

Мошиах един с бесконечной сущностью Всевышнего и с его помощью раскрывается, что все евреи также являются едиными с сущностью Всевышнего. «И все существа на небе и на земле, а также между ними, не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования». В этом проявляется высшее намерение, когда возжелал Всевышний, чтобы у Него было жилище в нижних мирах, в котором Он раскроется во всей своей мощи. И это воплотиться во втором периоде Эры Мошиаха, когда начнутся глобальные изменения в мире, начиная с пробуждения мертвых и вплоть до того, что весь мир изменится из отдельного от Всевышнего существования до объединения с Ним. На это намекает РАМБАМ в самом последнем законе своего труда, где он описывает сверхъестественное познание Всевышнего, которое будет наблюдаться у всех творений.

Опубликовано: 31.10.2017 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter