Воскурения («кторет»)

13.11.2005 | 6398 | (2)
Воскурения («кторет»)
Воскурения («кторет») 

После чтения выдержек из Торы о «корбанот» жертвоприношениях) приведены выдержки о «Кторет» — воскурениях. В сидуре предпослано этому следующее введение: «Ты, Превечный, Б-г наш, Тот, которому отцы наши во время существования Бет-Амикдаша курили благовонным курением, велел им через раба Своего Моше, как написано в Твоей Торе...»

После библейского текста следует выдержка из Талмуда, а именно: Брайта (составленная таннаим) из Вавилонского и Иерусалимского Талмуда (с некоторыми изменениями), трактующая о способе смешения курительного состава.

Наши мудрецы рассказывают нам в Талмуде, что Моше-рабейну было указано на горе Синай применять одиннадцать различных душистых веществ в определенных пропорциях и смешать их вместе, получив, таким образом, состав воскурения — «кторот». (В Торе явно упомянуто только несколько основных ингредиентов этого состава с намеком на общее их число — одиннадцать, как объясняют наши мудрецы). Эти одиннадцать веществ суть следующие: бальзам, ониха, халвана и дивана (по 70 «мане» каждое вещество); мирра, кассия, стебли нарда и шафран (по 16 «мане» каждое); кост (12); индийская корица (9), всего 368 «мане». Кроме того, был добавлен еще ряд других ингредиентов для улучшения внешнего вида состава и усиления запаха. Сюда входит щелок карсина, кипрское вино (или другое крепкое вино), седомская соль и немного специальной травы, способствующей подъему дыма вверх столбом.

Указанное количество (368 «мане») составляет годовой запас: 365 «мане» — по количеству дней в году по одной «мане» в день, из них одна половина «мане» для воскурения каждый день утром, а вторая половина «мане» — вечером. Оставшиеся три «мане» воскуривал коэн-гадоль в день Йом-Кипур в помещении Святое-Святых Храма.

Кторет воскуривался дважды в день, как упомянуто, на Золотом Алтаре, который назывался также Внутренним Алтарем или Алтарем Воскурения.

Воскурение кторет в Святилище было одним из великих таинств Божественной службы в древнем Храме. Исключительная святость и важность кторет подчеркивается в Торе наказанием כרת (смертью) за изготовление такого же состава для личного пользования в качестве парфюмерии. Наказание смертью полагалось также в том случае, если был пропущен один из упомянутых одиннадцати ингредиентов в составе кторет. Многие события в древней истории нашего народа еще больше подчеркивают тайну кторет. В восьмой (и последний) день освящения первого Святилища (Скинии) в пустыне (во втором году после исхода евреев из Египта) старшие сыновья Аарона, Надав и Авиу, умерли таинственным образом в самом Святилище после того, как они воскурили кторет в нарушение соответствующих предписаний. Затем, во время восстания Кораха, 250 человек его последователей умерли подобной смертью после того, как они воскурили курение для проверки их права нести такую службу. С другой стороны, когда в наказание за бунт разразилась эпидемия сразу же после восстания Кораха, Аарон приостановил дальнейшее распространение эпидемии при помощи воскурения кторет.

Хотя все Божественные заповеди окутаны тайной, все же они имеют также некоторые понятные нам стороны в виде указания нам правильного пути поведения и вдохновения нас на святой образ повседневной жизни. То же самое имеет место и в отношении кторет. Так, например, наши мудрецы говорят нам, что воскурение кторет является искуплением за злой язык. Оно служит ежедневным напоминанием нашему народу, что подобно тому, как в кторет заключается как жизнь, так и смерть, точно так же «Смерть и жизнь — во власти языка».

Мидраш Танхума устанавливает, что еврейское слово кторет составляет акростих, состоящий из начальных букв следующих четырех еврейских слов: К — «кдуша» (святость), Т — «таара» (чистота), Р — «рахамим» (милость) и Т — «тиква» (надежда).

В святом Зоаре мы находим много мест, говорящих о важности ежедневного чтения кторет (теперь, когда его воскурение невозможно). В одном месте читаем: «Тот, кто набожно читает раздел о кторет каждый день, избежит любой печали или ущерба весь этот день» И продолжает: «Если бы смертный человек знал, как Всесвятой, благословен Он, дорожит разделом кторет, он взял бы каждую букву этого раздела и возложил бы себе на голову как золотую корону».

В хасидской (особенно хабадской) литературе разбираются различные подробности, связанные с кторет, и вскрыты некоторые из его тайн. Например, объясняется, что кторет означает «связь» (в переводе на арамейский язык). Если корбанот, как мы уже отметили, связаны с идеей приближения к Б-гу, то кторет символизирует более тесную связь и единение с Б-гом. Такое единение ограниченного мира с Безграничным достигается через Тору, которая является сама сочетанием Безграничного с ограниченным.

Кроме того, дым кторет, который поднимается вверх прямым столбом, символизирует страстное стремление души ринуться к небесам, стремление, которое может быть осуществлено только посредством выполнения Б-жественных мицвот, обращением человека к Б-гу.

И опять таки, кторет связан с чувством обоняния, самым «бестелесным» из всех человеческих чувств. Запах рассматривается как нечто, удовлетворяющее душу, а не тело. (Вот почему разрешено употреблять пахучие соли и т.п. в Йом-Кипур, в то время как применение любого вида пищи строго запрещено). Поэтому говорят, что кторет символизирует высшую и чистейшую форму духовного общения с Б-гом. Это подчеркивается дальше тем фактом, что кторет должен быть воскурен на «Внутреннем Алтаре», символизирующем «внутреннее сердце». Другими словами: воскурение кеторот выражает внутренний импульс, укоренившийся глубоко в сердце каждого еврея, связать себя с Б-гом посредством Торы и мицвот.

Комментируя стих «Да направится молитва моя, как кторет, пред лице Твое», наши мудрецы говорят, что король Давид ничего не желал больше, чем иметь возможность воскуривать кторет в Храме. Хотя это его желание и не было удовлетворено, он все же добился, чтобы молитва заменяла кторет, как в случае с корбанот, в то время, когда Храм не существует. Нужно читать раздел о кторет и все молитвы вообще с истинным рвением, как подчеркивает святой Зоар.

Раздел о кторет в сидуре заканчивается (по нусаху Ари) тремя стихами из Псалмов Давида, повторенных трижды, и одним стихом из книги пророка Малахи, а именно: «С нами Превечный-Цеваот (т.е. воинств, — воинства Небесного и воинства Израильского), Б-г Яакова наше прибежище. Превечный-Цеваот! Блажен человек, надеющийся на Тебя. Превечный, помоги; отвечай нам, Владыка, в день, в который мы взываем. И будет сладостен Превечному дар Иудеи и Иерушалаима, как в дни первобытные, как в лета былые».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.