1. Миры БИ"А — Брия, Йецира и Асия — «одеяния души»

02.02.2008 | 10682 | (3)
Источник: книга «Пниней а-Тания»
1. Миры БИ

Для того чтобы помочь начинающим в изучении хасидизма, а в какой-то степени, разъяснить его идеи более детально, для тех, кто уже занимается его изучением, попробуем обозначить общие моменты системы поступенчатого спуска миров («седер ишталшелут») с примерами, объясняемыми в хасидизме, основанными обычно на сопоставлении души человека и божественности, как сказано: «Из своей плоти увижу Б-га», кратко, обобщенно и простым языком.

Основанием чему являются маамар Ребе Мелех аМошиах «Ашрей тивхар» 1956 г. — кунтрес «Хай нисан» 1991 г., маамар «Бе шаат шеало Моше» 1965 г. и другие, а также сборник «Седер ишиалшелут» М.А. Зеликсона.

И поскольку чем «выше» идеи, тем труднее их постигать, начнем снизу вверх, сначала понятия, а затем их понимание.

Наш материальный мир, являющийся «нижним, ниже которого нет» и он «полон „клипот“ (оболочек) и „ситра ахра“ (стороны противоположной божественности), которые против Всевышнего в буквальном смысле» — это нижняя ступень духовного мира Асия.

В духовном мире Асия существуют десять «сфирот» (божественных сил), от которых образовались духовные творения — ангелы, называемые «офаним» и т. д. И также «клипот» — оболочки: сначала — «клипа нога», а от нее получают жизненность три нечистые «клипот», которые «против Всевышнего в буквальном смысле». И они, «клипот», наполняют наш материальный мир.

Выше его находится мир Йецира, в котором существуют десять сфирот, божественные силы, более возвышенные, чем в мир Асия, (как будет объясняться далее), от которых происходят (просто) ангелы и «хайот акодеш». Также в мире Йецира существует «клипа» — клипа нога, только там она «наполовину добро, а на половину зло». В отличие от мира Асия, где «большая часть — зло», а в материальной его части — «наш материальный мир» — «зло настолько преобладает, все равно что весь он — зло».

Еще выше мир Брия, в котором также существуют десять сфирот, от которых происходят «срафим», высшие ангелы. А клипа, которая в этом мире, такова, что в ней «большая часть добро и немного зла».

Для понимания идеи этих миров, они сравниваются в хасидизме с тремя одеяниями души, с «мыслью, речью и действием», они называются также «материал, форма и исправление»:

Определение — «одеяния», «одеяния души», (в отличие от сил души), под собой имеет в виду следующее, что подобно тому, как одежда, которую одевает человек, является вещью чуждой и отделенной от него, вовсе не являющейся частью от него самого. Так, что он может одевать и снимать ее по своему желанию. Также эти три одеяния, несмотря на то, что они являются частью от душевных сил человека, тем не менее, по сути, они только лишь «сосуды выражения» для того, чтобы выразить его разум или эмоции (чувства) и они не являются частью сущности (личности) человека.

Может человек вести себя диаметрально противоположно тому, что он представляет собой на самом деле. И даже если разум его обязывает, в том, что это так и чувства его обязывают, в том, что это так, тем не менее, он вовсе не обязан думать, говорить и делать именно так. Например, может человек считать, что один плюс один будет три! Он совсем не может это понять или почувствовать, однако он может думать так, несмотря на то, что это против его сущности. И уж тем более он может так говорить, даже если это полностью противоречит его образу и сущности, тем более он может вести себя таким образом в действии.

Поэтому называются мысль, речь и действие «одеяниями», так как они только лишь сосуды выражения души, посредством которых силы души (разум и эмоции) выражают себя. Однако сами одеяния являются внешними вещами, по отношению к самой душе и может человек снять и одеть их по воле своей (даже мысль, поскольку невозможно не думать, но можно сменить мысль и думать обо всем, что пожелаешь, даже противоположное своей идее и сути см. выше).

Действительно, в каждом из них находят выражение все силы — существует мысль мудрости, понимания, любви и страха и т. д., а также речь выражающая разум и чувства, также и действие выражающее разум и чувства и т. д., однако они сами являются только лишь «одеяниями» и сосудом служащим для выражения сил.

И, основываясь на принципе «из своей плоти увижу Б-га», можно сказать про божественные силы, светящие в мирах Брия, Йецира и Асия. Несмотря на то, что в них находят свое выражение все божественные силы и поэтому есть в каждом мире «десять сфирот», однако это не является местом «сфирот», а только как они видны через призму сосуда выражающего их.

И подобно тому, как одеяния являются вещью чужой и отделенной от самого человека, также и божественные силы в мирах Брия, Йецира и Асия, несмотря на то, что являются божественными силами, тем не менее, они уже «дают место», чтобы было как бы что-то добавочное. Чтобы возникли творения, которые сутью своего существования противоречат божественной истине, что «нет никого, кроме Него», не существует никакого существования кроме Него. И поэтому могут возникнуть творения в мирах Брия, Йецира и Асия.

В этом и заключается идея «клипы», что в этих мирах. Подобно тому, как клипа (как кожура) покрывает и утаивает плод, также и «клипа» покрывает и утаивает божественную истину, что «нет никого кроме Него», и ощущается, что есть также существование творений. И чем больше сокрытие, тем существует «место» для возникновения творений более материальных и отдаленных от божественной истины.

Брия, Йецира и Асия — являют собой три этапа в возникновении сотворенного бытия, с начала его осуществления до полной завершенности его существования. Процесс сотворения нового существования осуществляется в три этапа. В начале, в первое мгновение создания плода, в самом начале беременности, еще пока ничего нет. Но, в конце концов, уже «есть, о чем говорить». Мы перешли здесь «пограничную точку» между «небытием» и «бытием» (есть-нет). Прежде вообще не говорилось о плоде, а теперь, в первое мгновение беременности, начинается вещь, хотя в действии еще не видно почти, что никаких изменений о того, что было прежде, но ведь, по сути, здесь все началось.

После первого мгновенья, момента «сотворения» (Брия), эмбрион начинает приобретать форму, покрываться кожей, жилами и т.д. Так он растет и развивается в утробе матери в течение девяти месяцев, пока не достигает полного развития и завершенности.

Однако даже после того, как он находится в абсолютной полноте, пока еще он включен в живот (тело) матери и вовсе не является автономным существованием. Он уже находится в состоянии готовом к тому, чтобы раскрыться как самостоятельное существование, однако пока еще он совсем не является отдельным существованием. Это состояние формирования Йецира.

С рождением «переворачивается» плод в отдельное, самостоятельное и не зависящее (от матери) существование, это — Асия.

Эти три этапа существуют в образовании сотворенного бытия, от сотворения — Брия, возможности на существование, через Йецира, существования, включенного пока еще в божественность, до Асия, бытия и существования отделенного, само по себе.

Три этих этапа существуют также в трех одеяниях души, мысли, речи и действии:

1. Мир Брия подобен одеянию мысли, что, несмотря на то, что мысль является одеянием души, тем не менее, оно является «одеянием объединенным» с душой, поскольку она «постоянно блуждает» — человек не может не думать и мысль — это пока еще раскрытие для самого себя, а вовсе не наружу. Также и мир Брия, несмотря на то, что начинается уже какая-то идея «дающая место» для существования творений, но форма, в которой они «существуют» такова, что ощущается в них, как они полностью «аннулированы по сути (своего существования)» и нет у них собственного существования и все существование их это божественность.

Другими словами Брия — это «ощущение аннулированности по сути». В мире Брия «говорят на том же языке», что (в мире Ацилут) «нет никого кроме Него», но сам факт того, что есть подобное ощущение, дает место существованию творений. Не смотря на то, что содержанием этого ощущения является то, что все существование это божественность и нет ничего кроме нее, но само наличие какого-либо ощущения указывает на наличие тут какого-то существования. И это называется, выражаясь языком еврейской философии («хакира») «возможностью существования».

И поэтому также называется мир Брия «материалом без формы» (и в этом заключается простой смысл слова «брия» по сравнению со словом «Йецира» — сотворение материала в отличие от создания формы). Поскольку со стороны «материала» творений есть уже их существование, однако со стороны «формы» и содержания этого материала — его содержание «нет никого кроме Него».

Поэтому клипа — ощущение себя «бытием», мира Брия, она в такой форме, что «большая часть добро и малая часть зло». «Большая часть», главное, это то, что чувствуется истина «нет никого кроме Него», однако само ощущение уже является «бытием» в «малой части».

В мире Йецира, в отличие от этого, у творения уже присутствует «форма» и содержание. Здесь уже есть существование творений, только лишь творение аннулировано Божественности. То есть не возможно, с точки зрения мира Йецира, существование творения, которое не аннулировано божественности.

Подобно тому, как среднее одеяние, речь, («одеяние отделенное»), оно выходит уже «наружу» и достигает другого, только лишь другой, пока еще, некто такой, кто находится на такой же ступени, как он сам, (ведь не возможно говорить с животными или деревьями). Также наверху, творения мира Йецира (не «творение, что все его существование — это ощущение Творца», как в мире Брия), творения в буквальном смысле, здесь уже присутствует «форма» творения.

Но, тем не менее, творение находится внутри божественной силы осуществляющей его и аннулировано ей, и даже не возникает у него в голове идеи отделиться от нее. Оно чувствует, что вся его жизненность и существование только от божественной силы. Но вместе с тем, что он весь целиком существует по причине божественной силы, однако из-за нее он существует, он находится, только лишь аннулирован по отношению к ней.

2. В мире Йецира состояние «аннулированности бытия» — то есть, существует уже «бытие», но только оно «аннулировано», и не может не быть аннулировано. В этом и заключается мир Йецира, «бытие» включено в свой источник.

Поэтому клипа, что в мире Йецира — она «наполовину добро, наполовину зло» — «добро», истина, что «нет никого кроме Него» находится тут только наполовину, она заключается в том, что невозможно существование не аннулированное божественности, однако присутствует здесь уже существование бытия, (аннулированного божественности).

3. В отличие от этого мир Асия является уже законченным «бытием». Здесь возможно уже как бы «самостоятельное» существование, не аннулированное Божественности. Правда в высших ступенях мира Асия творения аннулированы, однако причиной этого является то, что они постигли и согласились с тем, что необходимо аннулироваться. Нет тут аннулированности по причине сути их существования, но как вещь добавочная к их существованию. Поэтому также, когда они аннулированы, это не меняет того, что они по сути «бытие».

Тем самым подобен мир Асия одеянию действия. Действие — это «отделенное одеяние», одеяние у которого есть уже отношение с «другим», вовсе не находящимся на его уровне, также в мире Асия «дается место» для существования творения полностью отдаленного и даже противоположного истинному существованию Божественности, что «нет никого кроме Него».

И поэтому клипа мира Асия «большая часть зло», так как по сути существования сотворенного в него заложена самостоятельность его существования и не зависимость от Творца, факт, что оно является «бытием» и «отделенным» от Божественности. Поэтому называется «тикун» (полное завершение формы «бытия»), поскольку здесь приходит бытие к полному исправлению и завершению, к «самостоятельности» и как бы независимости от источника осуществляющего его.

В самом мире Асия существует множество ступеней, однако вообще они знают своего Творца и подчинены Ему, (несмотря на то, что это не по причине их собственного существования, см. выше). И даже у клипы даже не возникает мысли, не дай Б-г, нарушить волю Всевышнего и «называют его Б-гом богов».

Нижняя часть мира Асия — этот (материальный) мир «в котором подавляющая часть зло, все равно что все целиком зло», поскольку там существуют творения, которые могут делать противное воле Всевышнего. Вплоть до того, что существуют такие, которые полностью отрицают, не дай Б-г, существование Всевышнего — нижнее, что нет ниже него.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.