4. Фарбренген: изменения на пути к Освобождению

30.04.2011 | 4706 | (5)
Источник: книга «ШЛИТА» гл. 4
4. Фарбренген: изменения на пути к Освобождению
Фарбренген: изменения на пути к Освобождению

Каждый, кто изучает выступления Ребе в 5751-2 гг., даже бегло просматривает их, сразу обращает внимание на особый стиль этих выступлений в связи с приходом Мошиаха и Освобождением. Особенно если человек знаком со стилем выступлений Ребе в предыдущие годы, он сразу отметит явное изменение, которое произошло в последнее время.

Когда мы задумываемся на минуту об изменениях, которые произошли с ходом хасидских собраний, манерой разговора, порядком хасидских нигунов, то мы получаем общую, четкую и ясную картину того, что происходило в 5751-2 годы.

Разумеется, каждый фарбренген Ребе был волнующим и возвышенным событием для хасида, но это не должно помешать различить разницу, которая произошла в последние годы.

Несколькими словами можно описать это изменение: Ребе зажег огонь веры среди хасидов, после чего направил все зародившееся пробуждение в область практических действий.

Начиная с 28 Нисана 5751 г., фарбренгены стали начинаться с нигуна «Пусть придет уже Освобождение, пусть придет Мошиах», чего не был раньше. Через некоторое время слова поменялись и теперь хасиды пели: «Освобождение приходит, Мошиах уже здесь!»

Только это одно, еще до всех разговоров и объяснений Ребе, ввело хасидов в особое состояние духа. Представьте только, как хасиды стоят и поют перед Ребе: «Мошиах уже здесь!»

Ребе не довольствовался одобрительной поддержкой песни, но также не раз высказался о «нигуне, который сейчас пели», «этом нигуне об Освобождении» и с этими словами начинал фарбренген.

До этого порядок фарбренгена был примерно таков: Ребе заходит в 770, делает «кидуш» и сразу все начинают петь нигун на главу из Псалмов, соответствующую возрасту Ребе. После этого две-три беседы на общие темы в соответствии со временем, затем маамар, затем объяснение комментария РАШИ, трактовка объяснений по каббале своего отца, замечания по РАМБАМу. После этого Ребе раздавал водку для укрепления различных проектов, сделанных или предлагаемых хасидами. В завершении пели нигун «Изолью ли на вас благословение сверх меры»…

В последние же годы порядок изменился, но это произошло не сразу, а шаг за шагом. Вступительный нигун Ребе заменил на нигун Освобождения, прекратились маамары, комментарии на РАШИ и РАМБАМа… Ребе сосредоточил все внимание на одном — Освобождении. Любой отрывок из ТАНАХа или мидраша немедленно был связан с Мошиахом. А в конце Ребе начал петь нигун Симхат-Тора.

Теперь можно процитировать несколько отрывков из выступлений Ребе:

4 Хешвана 5752 (12 октября 1991):

Та работа, которую было необходимо совершить за время всех поколений изгнания, чтобы прийти к совершенству Освобождения, уже завершилась, и нет объяснения, почему задерживается Геула. Все сроки уже прошли, все сделали тшуву, и сейчас все зависит от самого Мошиаха.

6 Хешвана 5752 (14 октября 1991):

Нужно напомнить еще раз, что раввины должны опубликовать псак-дин (алахическое постановление), что «вышли все сроки». Что касается тшувы, – все уже сделали ее и закончили всю работу, теперь все зависит только от самого Мошиаха.

18 Хешвана 5752 (26 октября 1991):

В эти дни устранены все помехи и разрушились все преграды. Поэтому есть не только сущность Мошиаха, но и его проявление, и сейчас лишь необходимо фактически встретить Мошиаха!

19-20 Кислева 5752 (26-27 ноября 1991):

Уже завершилось освобождение от всех препятствий, которые мешают приходу Мошиаха. Идет 90-й год, связанный с Геулой и Третьим Храмом. Вышли все сроки и закончились все приготовления. Эти дни — Дни Мошиаха.

И ведь это слова Ребе, произнесенные день за днем, шаг за шагом. По простому: когда Ребе увидел, что хасиды воспламенились и начали совершать различные действия в результате этих выступлений, он не только не остудил их, но и наоборот — на следующей неделе Ребе сообщил о новом, более возвышенном, этапе в раскрытии Мошиаха в мире. Не будет преувеличением сказать, что Ребе вылил горючее в костер веры и ожидания Освобождения.

Потом, эти выступления были записаны, отредактированы Ребе и выпущены в печать, но разница между словами, сказанными на фарбренгене и в напечатанной беседе, это как свет и сосуды.

Возьмем для примера беседу по главе «Шофтим» 5751 года. Читая опубликованный текст выступления Ребе, мы знакомимся с подробным доскональным объяснением о наличии пророка в нашем поколении. Хотя эта информация способна сама по себе воспламенить хасида, особенно после того, как он прочитал о том, как можно опознать пророка и как относиться к нему и т.д., это не может сравниться с той силой, как это произнес Ребе во время фарбренгена.

Ребе повторил это снова и снова, Ребе подчеркнул факт наличия пророка в нашем поколении и о практических выводах, которые мы должны извлечь из этого. Одна из фраз, которую Ребе повторил, была: «И это указание, которое нужно извлечь из этого хасидского собрания, что нужно распространять повсеместно, что глава поколения это пророк поколения».

Я помню, как в то время не поверил своим ушам и начал смотреть на других хасидов — слышат ли они то же самое или мне мерещится. После фарбренгена я услышал от многих, что и они испытали подобное чувство. Также и люди, которые в субботу запоминали наизусть выступления Ребе для того, чтобы потом записать ее для публикации, также признали, что подобных слов они никогда не слышали от Ребе за 40 лет. Один из них сказал, что только слепой не видит разницы.

Говоря о пророчестве в нашем поколении, Ребе упомянул законы РАМБАМа, а через несколько дней я заметил интересную вещь: когда Ребе поехал к Ребе РАЯЦ, он взял с собой книгу РАМБАМа. То, что он говорит делать евреям, он делает сам…

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.