8. Чтобы Ребе был здоров!

14.04.2012 | 2789 | (0)
Источник: книга «ШЛИТА» гл. 8
8. Чтобы Ребе был здоров!
Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах

Причина, по которой хасид использует выражение «ШЛИТА»

Сейчас мы попробуем объяснить, какие есть основания для поведения хасидов, которые используют по отношению к Любавичскому Ребе выражение «ШЛИТА» и остерегаются от выражений типа «Да будет благословенна память о праведнике», «Пусть его заслуги распространяться на нас»…

Почему хасиды используют выражение «ШЛИТА» — «чтобы жил долгие годы» или «чтобы Ребе был здоров» к человеку, у которого со стороны мира («олам» — от слова «а-элем», сокрытие) произошло отделение души от тела?

Несколько причин:

1. Ребе использует это выражение по отношению к Ребе РАЯЦ. Даже если бы Ребе сделал это один раз, его поведение это святая святых и нужно уточнить и вывести из этого практическое указание. На самом деле, Ребе использовал эти выражения по крайней мере 11 раз, что еще более укрепляет и подчеркивает соответствующее поведение хасидов.

2. Ребе отнесся положительно к тому, что хасид написал это выражение о Ребе РАЯЦ и поддержал это. Так сказал Ребе («Итваадует» 5710 1:83):

Я получил письмо от одного из хасидов, в котором он пишет о моем тесте и учителе, Ребе (после его восхождения) «чтобы Ребе был здоров». На самом деле мне очень понравилось подобное выражение. И ведь на самом деле так и есть, ведь его здоровье было не от физических вещей, а от духовных.

Удовольствие, которое Ребе получил после этих слов, он выразил позже в письме («Игрот Кодеш» том 3, стр. 307):

Сейчас я получил Ваше письмо от 25 Ияра и очень, очень был доволен тем, что Вы пишете… при упоминании моего тестя и учителя, Ребе… «да пребудет он во здравии». И это понятно на основании сказанного в «Святых посланиях», п. 27, что жизнь праведника духовная — это вера, любовь и страх. И известно, что праведник всегда поднимается выше и выше.

Отсюда следует, что нельзя сказать, будто бы это личный обычай Ребе (что только для Ребе его тесть, Ребе РАЯЦ жив), ведь кроме копирования поведения Ребе (если он не запретил этого), как мы объяснили ранее, здесь есть также несомненная открытая поддержка подобного поведения.

Говоря по простому: Ребе признает то, что произошло 10 Швата, но, тем не менее, находит нужным поддержать хасидов относиться к Ребе РАЯЦ так, как будто ничего не изменилось. Отсюда следует вывод: каким бы ни было объяснение, что произошло 10 Швата, можно и нужно использовать выражение ШЛИТА,

Если же кто-то боится говорить о праведнике в такой ситуации «чтобы он был здоров», желательно прочесть письмо Ребе («Игрот Кодеш» том 3, стр. 307):

То, что Вы боитесь сказать «да будет он здоров»… что так не было принято, так откуда страх?.. — и объясняется в «Святых посланиях», п. 28, что жизнь праведника это вера, любовь и страх. И тогда… он очень здоров. И это очевидно.

Отрицание использования выражений о кончине

Выходит, что использование выражения ШЛИТА в речи или в письме не только можно, но и нужно, по мнению самого Ребе.

Но нужно понять еще одну вещь. Так как сам Ребе использовал в письме по отношению к своему тестю выражений о кончине, по идее хасид должен стараться копировать поведение Ребе, но почему этого не происходит? Но не нужно подозревать хасидов, что они ведут себя как им удобно, ведь Ребе категорически запретил использовать выражения о кончине по отношению к Ребе РАЯЦ.

В конце хасидского собрания в последний день Песаха 5710 года (это было всего через пару месяцев после кончины Ребе РАЯЦа 10 Швата) Ребе Король Мошиах сказал («Итваадует» 5710 1:27):

Какие еще «скрытые в выси»? Это относится к свету и раскрытию, а Ребе, чья работа была не для получения приза, связан с сущностью выше света и раскрытия. И так как сущность находится здесь, внизу, то и Ребе также находится здесь!

И Ребе завершил:

Мой тесть и учитель, Ребе ШЛИТА поведет нас к истинному и полному освобождению.

На другом хасидском собрании Ребе сказал («Итваадует» 5710 1:106):

Когда говорим о моем тесте и учителе, не говорят «Да будет благословенна память о праведнике» (как сказано в трактате «Йома») или «его душа в раю», так как кто может дать «адрес» и ограничить его место раем, высшим или низшим или выше этого. И зачем нам отсылать его от нас?! Он, несомненно, не хочет разлучаться с нами и находится с нами!
И по той же причине, что не говорят «его душа в раю», также не говорят «Да будет благословенна память о праведнике». Ведь идея памяти относится только к далекой вещи, которую можно забыть. Но в нашем случае, когда к этому не относится забывчивость, не дай Б-г, нет необходимости в вспоминании, как нет необходимости помнить живого человека.

В «Ликутей Сихот» (том 17 стр. 513) есть письмо с ответом на вопрос, почему Ребе в общем письме (которое было опубликовано в 5735 году) упомянув рабби Шимона бар Йохаи не написал титул «Пусть его заслуги распространяться на нас»:

Нужно сказать согласно объяснению Рогачевера (гл. «Бехукотай» 26:46), что в отношении Ицхака нет вспоминания и т.д. И ведь именно РАШБИ было сказано, что он защищает больше, чем при жизни и сказал, что освобождает и т.д. до и т.д.

Когда хасид слышит от Ребе подобные слова против использования подобных выражений, то совершенно естественно он остерегается от этого. Именно потому, что хасид связан с Ребе и пытается копировать его поведение, в тот момент, когда Ребе обмолвился о запрете на использование подобных выражений, он сразу исполняет это на практике. Он делал бы это и в том случае, если бы Ребе не дал объяснений, тем более, когда объяснение было дано, что эти выражения противоречат действительности: Ребе РАЯЦ не находится в «скрытых высотах», он не ограничен раем и нельзя вспоминать то, что не забывается. И поэтому очевидно, что нельзя использовать подобные выражения.

Противоположный вопрос

И тут опять возникает каверзный вопрос: ведь Ребе неоднократно упоминал день вознесения Ребе РАЯЦ 10 Швата. Ребе сам напечатал книги и брошюры, где рядом с именем Ребе РАЯЦ есть выражения «Да будет благословенна память о праведнике» и т.п. и мы видим из выступлений Ребе четкую картину, что у Ребе РАЯЦ было отделение души от тела. Тогда как все это соотносится со сказанным выше? Можно ли сказать, что хасиды уклоняются от того, как Ребе вел себя 10 Швата…

Приведу два примера.

Относительно чтения «кадиш» за Ребе РАЯЦ, Ребе сказал так («Итваадует» 5710 г., стр. 16):

Все еще нужно объяснение на то, что по Торе нужно говорить сейчас «кадиш» и.т.д». То есть, на деле — хотя это непонятно — нужно читать «кадиш».

А относительно наследства Ребе РАЯЦ, Ребе сказал так (беседа 15 Тамуза 5745 г.):

Никакой раввин, никакой адвокат и вообще никто не сможет изменить тот факт, что к Ребе неприменимо понятие «наследство». Ведь о каком наследстве можно говорить раз он живой?

В чем разница между этим? Если читают «кадиш», то есть и наследство. А если нет понятия наследства, то зачем читать «кадиш»?

И разве кто-то из нас может объяснить это?

Но, в любом случае, понятно, без всяких сомнений, что обе эти вещи истины! Ведь и это, и то, сказал сам Ребе. Вывод такой: возможна ситуация, когда в одно и то же время о Ребе РАЯЦ читают «кадиш» и используют слова «да будет он здоров».

О событиях 10 Швата Ребе Король Мошиах также сказал («Итваадует» 5710 г., стр. 16):

То, что произошло, это только на наших глазах и является только испытанием (одним из испытанием мук Мошиаха, которые должны иметь место перед приходом праведного освободителя), суть которого в том, что оно скрывает истину.

На первый взгляд непонятно: почему Ребе определил это как испытание? В чем тут испытание? Ведь всякий праведник, который завершил свою работу в нашем мире, в конце концов, поднимается вверх. И наоборот, это большое возвышение для него и его учеников. В момент вознесения праведника, появляется новый праведник с новой целью для нового поколения, как мы говорим: «И восходит солнце, и заходит солнце».

Почему это определяется как испытание, что говорит о том, что это не является истинным и происходит только на наших глазах? Ведь Ребе РАЯЦ ушел, а вместо него появился Ребе Король Мошиах и началось седьмое поколение — так какое в этом испытание?

Некоторые хасиды считают (основываясь на выступлении Ребе), что Ребе говорил пророчески о себе и о нашем времени, когда глава поколения не завершив свою работу «исчез» с наших глаз, чтобы сразу после этого возвратиться и привести Освобождение. Такое состояние является нашим испытанием.

Но даже если мы не захотим принять это объяснение, понятно, что написание о Ребе выражения «ШЛИТА» и «чтобы он был здоров» является положительной вещью, которую сам Ребе одобряет, поддерживает и требует. Это является частью истинной Торы и человек, выступающий против этого, воюет, не дай Б-г, с учением Ребе.

Это также объясняет тот факт, что Ребе ни разу не поддержал хасидов, которые использовали выражения о кончине о Ребе РАЯЦ, а в предисловии к книгам и в письмах иногда писал эти выражения, а иногда нет.

Интересно отметить, что на памятнике своего отца и в предисловии к его книгам, Ребе не писал выражения о кончине и когда упоминал их вслух, во время хасидских собраний, то также не делал этого.

В заключение нужно добавить, что все сказанное выше относится к главе шестого поколения, а в седьмом поколении подобное поведение не только легитимно, но и является единственно возможным, как об этом будет объяснено далее.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.