СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 10:53

Урок 1: Буквы и Творение

И сказал об этом рабби Ицхак Лурия, что и в совершенно неодушевленных телах, таких как камни, земля и вода, есть душа и духовная жизненная сила, и это — облеченные в них «буквы речи» Десяти речений, которые сообщают неоживленной материи жизнь и существование...

Источник: Lessons In Tanya Перевел и обработал:Шолем Лугов 09.03.2005 4690 мин.

Написано в книге Торы «Дварим»: «И познай сегодня, и тверди сердцу своему, что «Авайе есть Элоким» (Б-г есть Всесильный) в небесах наверху и на земле внизу, нет более».

Четырехбуквенное имя Б-га в разговорном языке произносится как «Авайе». При чтении и молитве оно заменяется словом Адо-най. Подлинный смысл имен Б-га «Авайе» и «Элоким» непереводи́мый. Имя «Авайе» говорит о Б-ге как источнике сотворенного, не имеющем с сотворенным прямой связи в силу своего совершенства. Имя «Элоким» говорит о Б-ге Всемогущем, пребывающем в сотворенном и воздействующем на него. С именем «Авайе» связано милосердие Б-га, с именем «Элоким» — Его справедливость.

Слова «что Авайе есть Элоким» выражают верхнее единство, так как здесь говорится о постижении Б-га, не исходя из того, что мы знаем о сотворенном Им.

Слова же «...В небесах наверху и т.д.» выражают нижнее единство, так как здесь говорится о постижении Б-га на основании того, что нам известно о мире.

Эти слова Торы продолжают идею предыдущего предложения, относящегося к времени получения Торы. В тот момент Всевышний предупреждал против служения объектам нашего мира. Здесь же говорится о том, что ни на Земле, ни в небе нет других богов.

И нужно понять: неужели можно вообразить себе Б-га пребывающим в воде под землей, что необходимо столь настойчиво предупреждать против этого и отрицать это («И тверди сердцу своему») и прийти к выводу, что это не так?

Но вот сказано в Псалмах: «Навеки, Б-же, слово Твое стоит в небесах». Баал-Шем-Тов комментирует эти слова, что слова и буквы речения Б-га: «Да будет твердь небесная посреди вод и т.д.» навеки стоят в небосводе и навеки облечены во все небеса, оживляя их, как написано: «И слово Б-га нашего восстанет навеки», и «Слова Его живы и сущи навеки и т.д.» Творческое речение Б-га действует двояко: создавая и оживляя. «Слово... восстанет навеки» — сила творения; «слова Его живы и сущи навеки» — сила оживления.

Так же как вербализация (в терминологии хасидизма — «буквы мысли») придает мысли форму и конкретность, но также и ограничивает ее, так и «буквы» — форма, которую как бы обретает Божественное воздействие для сотворения мира, конкретизированного физическими ограничениями.

Ибо если бы эти буквы на мгновение отдалились и возвратились бы к своему источнику, небеса обратились бы в ничто и в полное небытие, и стало бы так, как если бы они вообще никогда не существовали, совершенно так же, как это было до произнесения слов: «Да будет твердь небесная и т.д.»

И то же верно в отношении всего созданного во всех мирах, верхних и нижних, и даже в отношении этой вещественной земли — «сферы безмолвия», то есть неодушевленного в полном смысле слова.

Земля — это одна из четырех категорий: «безмолвие» — неодушевленная природа, «растущие» — растительный мир, «живые» — животный мир и «говорящие» — мир человеческий.

Если бы на мгновение отдалились от нее буквы Десяти речений Б-га, которыми земля была сотворена в шесть дней творения, она была бы обращена в ничто и полное небытие, совершенно так же, как было до шести дней творения.

И сказал об этом рабби Ицхак Лурия, что и в совершенно неодушевленных телах, таких как камни, земля и вода, есть душа и духовная жизненная сила, и это — облеченные в них «буквы речи» Десяти речений, которые сообщают неоживленной материи жизнь и существование так, что она возникает из ничего и полного небытия, какое было до шести дней творения.

А как же быть со словами, которые не упоминаются в Десяти речениях, например, слово «камень»? Вся жизненная сила сообщается камню с помощью сочетаний и смен букв, подвергающихся перестановкам при «прохождении 231 врат» в прямом и обратном порядке, как об этом говорится в книге «Сефер Йецира», до тех пор, пока они не спускаются вниз из Десяти речений, так, что из них образуется слово «эвен» («камень»), и эта комбинация букв — жизненная сила вещественного камня.

Здесь имеются в виду всевозможные сочетания букв еврейского алфавита. Если представить себе все двухбуквенные комбинации всех 22 букв, — это составит 462 варианта, причем половина из них — противоположные комбинации тех же букв, например «алеф» — «бейт» — «бейт» - «алеф», «гимель» — «далет» — «далет» - «гимель» и т.д. Таким образом, существует 231 вариант комбинаций из двух букв в прямом и обратном порядке. Буква «бейт» получает Божественное влияние, соответственное «алефу», хотя оно и не меняет от этого своей сущности и т.п. Комбинаций и перестановок букв, в соответствии с определенными закономерностями, может быть бесконечное множество, что служит основой создания бесконечно разнообразного мира.

То же и в отношении всех творений в мире. Святой Язык, язык Торы, использовался при творении мира. Поэтому все создания находятся в зависимости от их имен на Святом Языке и от составляющих их имен букв. Названия всех созданий на святом языке представляют собой «буквы речи», поступенно спустившиеся от Десяти речений, упоминаемых в Торе, посредством смен и подстановок букв при прохождении 231 врат, пока они не доходят до этого творения и не облекаются в него, чтобы сообщить ему жизненную силу.

Это поступенное нисхождение необходимо, ибо отдельно взятые творения, в отличие от предшествующим им созданий – луны, солнца, звезд — не могут быть оживлены непосредственно Десятью речениями Торы, так как жизненная сила, исходящая от самих речений, слишком велика для отдельных творений. И они способны принять ее только после того, как эта жизненная сила нисходит и спускается от одной ступени к другой, ниже нее, путем смен и подстановок букв и их числовых значений, до тех пор, пока она не сможет сжаться и облечься в это отдельное творение, сообщая ему существование. И его название на святом языке есть сосуд для жизненной силы, сжатой в буквах этого названия, спустившегося из Десяти речений Торы, обладающих силой и животворностью для сотворения из ничего и сообщения жизни.

И откуда берется эта сила? Дело в том, что «Тора и Всевышний едины». Как Б-г обладает способностью создавать материю из ничего, так и Десять речений обладают этим качеством. Поэтому сотворение мира должно происходить через Тору в силу ее единства с самой сущностью Б-га.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter