Глава 3. Цель мироздания

26.05.2005 | 4256 | (0)

Вопрос «Какова цель мироздания?» привлекает к себе внимание мыслителей и философов на протяжении всех веков. Этот вопрос тесно связан с другим вопросом — «Какова роль человека в общем плане мироздания?». Как и следовало ожидать, Хабад детально разбирает оба эти вопроса.

Вкратце объясняется это следующим образом:

До сотворения вселенной существовал только один Б-г в совершенном Своем единстве, заполняя Собою все «пространство», включая и «место», занимаемое теперь созданным затем миром.[1] Б-г остался неизменным и после сотворения им вселенной, ибо нововведение коснулось только самих творений, получивших свое существование и жизнь от Его бесконечного Света[2], после того, как испускаемые Им Свет и Жизнь настолько «ослабли и уменьшились», что оказались в состоянии дать существование и жизнь земным и телесным созданиям. Таким образом был создан ряд последовательных миров, один «грубее» другого, постепенно скрывающих Свет и Жизнь, исходящие от Творца, пока не был создан наш собственный материальный и телесный мир. Наш мир является самым низким в части сокрытия Б-жественного Света и самым темным, настолько темным, что возможно существование в нашем мире нечто такого, что стоит в совершенном противоречии по отношению к воле Б-жьей и выражает полное Ему неповиновение.[3]

Поскольку наш мир последний в ряду и «самый низкий» в цепи мироздания, ниже которого мира уже нет, следовательно, он и является главным объектом всего мироздания.

Кроме того, целью создания ряда различных миров, один ниже другого, не могли быть высшие по цепи миры, ибо для них это является понижением, регрессом по отношению к Свету Б-жьему, поскольку они никогда не смогут подняться выше того уровня, на котором их настоящее «место» и положение зафиксировано раз и навсегда. Следовательно, эта цепь миров должна была быть создана ради нашего, самого низкого по цепи мира, в котором человеку дана возможность подчинить себе злые силы и превратить темноту в свет. Этот свет только выиграет в силе от сопоставления его с темнотой; от такого сопоставления света с темнотой свет окажется еще более ярким. А это даст человеку возможность подняться выше даже самых высоких миров.[4]

Точно так же логично вывести, что человек является конечной целью нашего мира, поскольку человек создан последним из всех творений, — после животного мира, растительного мира и невоодушевленного мира, предшествовавших человека в этом порядке.

Помимо этого, поскольку этот наш мир является целью Б-жественного откровения, а человек — целью этого мира, следовательно, — судьба мира тесно связана с судьбою человека.

Наши мудрецы говорят (Танхума, Носсо, 16): «Б-г пожелал заиметь жилище в низком мире» («низком» — в смысле «телесном», как мы объяснили выше). Рабби Шнеур-Залман[5] объясняет это сказание следующим образом: «Он пожелал доставить Себе наслаждение от покорения ситра-ахра[6] и превращения темноты в свет».[7]

«В природе добра заложено делать добро»[8]. Б-г добр, а потому Он дает существование и жизнь мирам и созданиям. Дальше. Б-г мог, конечно, не создавать наш мир в процессе Б-жественной эманации. Он мог завершить мироздание на существах более высокой формации, таких как ангелы. Но «свеча светит ярче в темноте» и «достоинство света выше, когда сравнивают его с темнотой». Б-г пожелал, чтобы Его познали даже земные, материальные создания и чтобы Свет Б-жий проявлялся в этом темном мире при покорении «бунтарских» сил[9].

В этом и заключается функция человека. Когда человек ест и пьет не ради простого удовлетворения чувства голода и утоления жажды подобно животному, а с целью быть в силах выполнять законы Б-жьи; когда человек трудится и работает не только ради того, чтобы самому жить в комфорте, но чтобы помочь и другим людям, в соответствии с заветами Б-жьими о благотворительности, тогда пища, которую он употребляет и переваривает, и энергия, которую он от этого получает, применены именно с целью превращения материального в духовное.

Больше того, когда человек выполняет свою обязанность и свою миссию в жизни, он не только достигает своей собственной цели в плане мироздания, возложенной на человека Создателем, но он помогает также и всему остальному миру вокруг себя, включая животный мир, а также царства органического и неорганического миров, достигать их цели. Ибо все, что создано в мире передано в «услужение» человеку. Для своего существования человек зависит от всех остальных форм жизни (включая и неодушевленный мир, который также обладает «Б-жественной искрой», дающей ему жизнь и поддерживающей его существование)[10]. Поэтому, когда человек употребляет свою энергию, полученную им от, скажем, выпитого стакана молока, для выполнения своей миссии в жизни, тогда животное, давшее этот стакан молока; луг, на котором животное паслось; сам стакан, из которого человек пил это молоко, и все и каждый, причастные к заготовке этого молока и его доставке из молочной фермы в холодильник, выполнили возложенную на них долю участия в данном конкретном случае. И наоборот. Если человек применит свою энергию, чтобы красть или убивать или каким либо другим образом осквернять Б-жий мир, то он не только не выполнит своей обязанности, предопределенной ему в плане мироздания, но он также навредит и самому себе, и всему окружающему его миру[11].

Суммируем сказанное:

Любая деятельность человека — действие, речь или мысль — возможна благодаря энергии его организма, существующего до тех пор, пока в его венах протекает кровь. Кровь получается от перевариваемой организмом пищи. Пищу человек получает от животных, растений и предметов неодушевленного мира. Поэтому, когда человек выполняет свои обязанности и миссию в жизни, он этим не только сам достигает высокой степени совершенства, но он дает и остальному миру вокруг него («принадлежащей ему части мира») возможность подняться из более низкого положения телесного к более возвышенному положению духовного. Тогда этот мир действительно становится «жилищем» Создателя.

Примечания:

1. Слово «место», применяемое здесь, не следует понимать буквально, поскольку само «место» также было создано; однако не здесь место разбора этого вопроса.

2. Явление Б-жества определяется Хабадом термином «Ор Эйн Соф» (Бесконечный Свет), поскольку существо самого Б-га совершенно непостижимо. «Так же, как душа заполняет все тело и дает ему жизнь, так же Б-г заполняет всю Вселенную и дает ей жизнь. Но можем ли мы сказать, что только в этом и заключается все существо и деятельность души? Тем более не можем мы сказать и с неимоверно меньшим правом можем мы утверждать, что все существо Б-га и Его деятельность заключаются только в создании Вселенной и всего, что в ней, и в даровании им жизни. Здесь многое непостижимо для человеческого разума». («Некоторые аспекты и т. д.», стр. 20; см. прим. 5 к гл. 2).

3. «Танья», гл. 36.

4. Там же.

5. См. прим. 12 к Введению.

6. «Ситра ахра» — «Другая сторона», каббалистический термин, которым обозначаются все злые силы, не находящиеся на «Святой стороне» («Тания», гл. 6).

7. «Тания», гл. 36.

8 «Шаар а-ихуд веаэмуна», гл. 4; см. также Хахам Цви, Респонсы, 18, рабби Цеви-ирша Ашкенази (1660—1718 г. г.); «Шомер эмуним», 2, 14, рабби Йосефа Иргаза (1685—1730 г. г.), цитирующие каббалистов.

9. «Тания», гл. 36.

10. «Шаар а-ихуд веаэмуна», гл. 1.

11. «Тания», гл. 37.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Уроки и лекции » Заветы: смысл и значение (другие статьи):