Законодательное определение, функция и статус Короля Мошиаха

04.08.2015 | 1723 | (6)
Источник: «Ликутей Сихот» том 18, стр. 271-285
Законодательное  определение, функция и статус Короля Мошиаха

Предлагаем вам краткий обзор и выводы по беседе Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха о функции Мошиаха и его определении с законодательной точки зрения по мнению РАМБАМа. Этот обзор поможет вам досконально изучить беседу Ребе, в которой он объединяет все четыре параграфа в 11 главе законов РАМБАМа о Мошиахе.

Доказательства о приходе Мошиаха — вопросы

Пункт 1

РАМБАМ пишет, что тот, кто не верит в Мошиаха, является еретиком, так как о Мошиахе свидетельствует Тора. РАМБАМ приводит три доказательства из Торы: 1) «И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих». 2) Из главы о Биламе. 3) Из отрывка о городах-убежищах. Возникает вопрос: почему во втором доказательстве о пророчестве Билама РАМБАМ приводит все отрывки и объясняет, о чем они говорят?

Пункт 2

Перед тем, как процитировать эти отрывки, РАМБАМ пишет «и там пророчествовал о двух Мошиаха». И отсюда понятно, что второе доказательство не только о самом приходе Мошиаха, а о том, что он пророчествовал о двух Мошиаха — Давиде и Короле Мошиахе. Необходимость в дополнительном доказательстве понятна, так как нужно доказать не только то, что наступит Освобождение, а также что придет Мошиах. Но зачем нужно доказывать, что в Торе есть пророчество как о Давиде, так и о Мошиахе? Почему это так важно?

Пункт 3

Можно сказать, что факт того, что в прошлом уже был Мошиах (Давид), укрепляет веру в то, что это произойдет снова. В частности, так так об обоих говорится в одном и том же пророчестве. И как исполнилась часть, относящаяся к Давиду, так несомненно исполнится сказанное о Мошиахе. Но так как РАМБАМ в этом законе доказывает не обязательность прихода Мошиаха, а только то, что о нем сказано в Торе, поэтому вопрос из пункта 2 остается актуальным.

Пункт 4

Второй вопрос: в следующем законе РАМБАМ приводит третье доказательство о приходе Мошиаха о городах-убежищах. Нужно понять две вещи: 1) Ведь РАМБАМ придерживается точного порядка расположения законов. Тогда почему он разделяет между первыми двумя и третьим доказательством? 2) Зачем он указывает источник: «о городах-убежищах»?

Пункт 5

Третий вопрос: почему здесь считается Мошиахом именно Давид, а не Шауль (первый помазанник) или Моше (первый освободитель)?

Дополнительные вопросы по следующим законам

Пункт 6

Четвертый вопрос: РАМБАМ пишет, что Мошиах не обязан совершать чудеса и завершает: «Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков» и нужно понять, в чем связь между началом и концом? Также когда РАМБАМ пишет о пророке, что тот не должен делать чудеса, он не добавляет слова о вечности Торы. Наоборот, там сказано, что пророк должен предсказывать будущее, а это не является естественным путем.

Пункт 7

Пятый вопрос: почему РАМБАМ, говоря о личности Мошиаха, не упоминает о его поразительных достоинствах (а пишет об этом в «Законах о раскаянии»)?

Функция Мошиаха — начало объяснения

Пункт 8

Заповедь «Назначение короля» является первой из трех заповедей, которые были даны еврейскому народу при входе в Землю Израиля. Но, несмотря на это, РАМБАМ поместил эти законы в конце своей книги для того, чтобы показать, что король — это завершение всего. Именно когда у еврейского народа есть король, появляется возможность полностью исполнять заповеди, включая стирание памяти об Амалеке и постройку Храма. Так и было во время Давида.

Пункт 9

Законы о Мошиахе находятся в конце «Законов о королях», так как в них РАМБАМ определяет галахическое определение Мошиаха и поэтому также и вещи, в которые мы обязаны верить: возвращение династии Давида, что является возвращением совершенства в практическом исполнении Торы и заповедей. Мошиах строит Храм и собирает изгнанников, чтобы с помощью этого они смогли соблюдать все 613 заповедей. (Это, по сути, ответ на пятый вопрос).

Развернутое объяснение и ответы на вопросы

Пункт 10

Приведенные РАМБАМом доказательства служат определением роли Мошиаха с законодательной точки зрения: первое доказательство свидетельствует о том, что произойдет собрание изгнанников — ситуация, при которой возможно исполнение заповедей, пропавших во время изгнания; второе доказательство указывает на связь между Давидом и Мошиахом, что Мошиах приведет к совершенству выполнения заповедей, как это было в дни Давида (это ответ на третий вопрос).

Пункт 11

РАМБАМ говорит, что не верящий в приход Мошиаха человек отрицает Тору и Моше-рабейну, чтобы подчеркнуть связь Мошиаха с Торой и Моше, так как роль Мошиаха — привести к совершенству Торы.

Пункт 12

Третье доказательство о городах-убежищах заостряет еще одну идею: во время Освобождения будет не только исполнение заповедей в совершенстве, но и дополнение в них самих. Поэтому этот закон вынесен отдельно (ответ на второй вопрос).

Пункт 13

Так как цель Мошиаха состоит в приведении к совершенству исполнения Торы — нельзя думать, что он обязан делать чудеса, ведь подобная мысль указывает на то, что Тора не является вечной и нужно изменить мир для этой цели. По этой же причине чудеса не являются свидетельством того, что это и есть Мошиах, так как следует «проверять» Мошиаха по его основным параметрам, а не во второстепенных вещах.

Пророк рассказывает о том, что произойдет в будущем, поэтому проверка его истинности производится именно в том, исполнятся ли его слова. Также и в отношении Мошиаха, роль которого заключается в том, чтобы привести к совершенству Торы — определяющими его признаками должны быть те, которые указывают на это: «посвятивший… постижению Торы и исполнению заповедей… заставит всех евреев…» (ответ на четвертый вопрос).

Когда Мошиах добивается успеха на практике и приводит к совершенству выполнения Торы и заповедей, строит Храм и собирает евреев на Святой Земле, тогда он уже «несомненный Мошиах», ведь тогда проявляется его законодательная функция.

Пункт 14

Эти доказательства, которые приводит РАМБАМ, связаны также и со следующим законом — признаками Короля Мошиаха. Процитированные из пророчества Билама отрывки соответствуют признакам Мошиаха (ответ на первый вопрос). В общем, они делятся на три части: 1) Сами Давид и Мошиах. 2) Их действия среди евреев. 3) Их действия в мире.

Пункт 15

1) Сами Давид и Мошиах — отрывок: «Я вижу его, но он придет не сейчас» и признак: «Придет Король из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей…»

2) Их действия среди евреев — отрывок: «Придет звезда от Яакова и явится жезл от Израиля» и признак: «Он заставит всех евреев идти по Торе и укрепиться в следовании ей».

3) Их действия в мире — отрывок: «И сокрушит пределы Моава и разгромит всех сынов Шета» и признак: «И будет вести войны Всевышнего... И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы...».

4) Есть еще один этап в деятельности Мошиаха в мире — отрывок: «И будет Эдом завоеван... И будет Сеир завоеван врагами его» и признак: «Он исправит весь мир и все будут вместе служить Б-гу».

И в каждой части мы видим из слов Торы, что есть преимущество Мошиаха над Давидом.

Пункт 16

Разница между третьей и четвертой частями заключается в форме оказания влияния в мире: на первом этапе речь идет о завоевании мира, а на втором — о его исправлении, когда все народы признают власть Мошиаха.

Вера в Мошиаха по Торе и его ожидание (что также включает в себя изучение законов о Мошиахе) приближают его немедленный приход.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Эра Мошиаха » Король Мошиах (другие статьи):