Встанет король из дома Давида

12.01.2016 | 407 | (0)
Встанет король из дома Давида

РАМБАМ в «Законах о королях» (11:4) пишет: «Но если встанет король из рода Давида…». Возникает вопрос: о каком короле идет речь?

Трудно сказать, что РАМБАМ говорит о короле, которому присущи соответствующие законы. Если назначили его королем, который возвращает династию Давида, то это сделает только Мошиах в будущем (11:1), а перед тем, как встал король, у него еще нет признаков Мошиаха. И нельзя сказать, что назначили его по слову пророка, ведь тогда он уже «несомненный Мошиах», так как он уже возвратил династию Давида, и нет надобности в дополнительных признаках. А ведь «встанет король» — это только начало признаков того, что «считается Мошиахом». А если его назначили просто королем, не как наследника дома Давида, то для этого требуется решение суда 71 старейшин и пророка, как постановил РАМБАМ (1:3). Поэтому мы вынуждены сказать, что по мнению РАМБАМа речь не идет о короле, к которому относятся соответствующие законы.

Мы находим в нескольких местах, что предводителю дают имя «король», хотя к нему и не относятся соответствующие законы. Это видно из «Мидраш раба» (конец гл. «Бехукотай»), когда сказал Ифтах: «Я король и пойду к Пинхасу», хотя Ифтах был судьёй, а не королем (см. вопросы и ответы РАШБА п. 284, где объяснено, что к судье не относится закон короля.

Как доказательство этого, пишет РАМБАМ (11:3): «Бен Козива — король», а также в «Законах о постах» (5:3) написал: «И стал для них большим королем». Но ведь Бен Козива не был королем по соответствующим законам, т.к. не был назначен пророком и Санедрином. И после того, как РАМБАМ приводит это доказательство по отношению к тому, кто «считается Мошиахом», то понятно, что здесь не имеется в виду король в действительности. Тогда в чём заключается понятие «встанет король»?

Давид, король Израиля, жив и существует

По словам РАМБАМа (1:7): «С того момента, как был помазан Давид, ему принадлежит престол, и право правления сохраняется за ним и его потомками мужского пола навсегда», т.е. королевство Давида существует навечно, также и во время изгнания. По словам мудрецов («Рош а-Шана» 25а): «Давид, король Израиля, жив и существует» — когда нет в сущности законного королевства, тогда в каждом поколении есть человек из рода Давида, который наследует корону Давида.

И смысл этого в том, что королевство Давида — это королевство внутреннего содержания «кетер малхут» которая не зависит от королевства в действительности. И поэтому, когда нет «королевства», есть «король из дома Давида», на котором возлежит помазание его отца Давида, и он несёт корону королевства. И выясним доказательство этому из РАМБАМа: «Оставил малолетнего сына — стерегут ему королевствование пока вырастет, как поступил Еояда с Йоашем» а, именно, королевство его преждевременно и надо только сохранять для него, пока вырастет. И объясняется в ТАНАХе (Мелахим II часть 11), что до того, как признал коэн Еояда 6-ти летнего Йоаша королем (и во время правления Аталии над всей страной), не было у Йоаша никакого отношения к королевствованию. Вместе с тем он назывался уже тогда «король», потому что королевствование принадлежало ему до того, как начало принадлежать в действительности. И в предыдущей книге выясняли смысл того, что королевство Давида сравнивается с Луной — когда свет королевства не раскрывается, вместе с тем он находится в сокрытии, как свет Луны, который всегда светит до рождения месяца и нам не виден.

Власть «скипетра и законодателя» также во время изгнания

Наше напоминание о царстве вне раскрытия не говорит о его полном сокрытии, ведь находящееся в сокрытии, это только действительно королевство, как оно в своей правомерности с законами королевства, но вместе с тем также в период изгнания находим в еврейском народе предводителей из потомков Давида, когда относили к ним и к их власти статус королевства. И вот они, две должности глава диаспоры в Вавилоне — правление народом и глава Санедрина в земле Израиля — правление Торы и Закона. И объяснение этому дали мудрецы в трактате «Санедрин» (5а), в отношении закона о дозволении судить), когда две центральные должности в управлении сынами Израиля даны на поколения колену Йеуды (потомству Давида). И поясним там из стиха главы Торы («Вайехи» 49:10): «Глава народа в диаспоре наказывает народ «скипетром», намекается в словах «Не отойдёт скипетр от Йеуды», (и он не должен быть именно великим в Торе. И, как писал РАМБАМ в комментарии к Мишне («Критут» 4:4), «Мы не ищем в его мудрости, а в его родословной, и назначаем его только с соглашения людей его места», а вот «сыны сыновей Гилеля», преподающие Тору в собрании людей в стране Израиля», о них сказано намёком: «и законодатель из среды потомков его», т.е. оба — скипетр и законодатель, не отойдут от колена Йеуды.

И вот не только это предводительство главы диаспоры называется словом королевство, а также главенствующий в Торе называется королем. Ведь также до того, как было передано королевство и главенство Давиду, уже сказали мудрецы, что каждый знаток Торы подобен королю («Гитин» 62а). Так что в каждом поколении есть стоящий обособленно, в котором больше раскрывается этот признак. И, как мы находим у Моше-рабейну, сказанное о нём: и стал в Ешуруне королем («Дварим» 33:5) и в Мидраш Раба («Шмот» 2:6) Моше-рабейну королем был. И подобно этому выражение Моше в каждом поколении.

И как Йеошуа бин Нун был как король (РАМБАМ, «Законы Санедрина», конец гл. 18) и оба они, Моше и Йеошуа, назывались королями по причине их главенства в Торе (как подробно объяснено в «Ликутей Сихот» (т. 23, стр. 190). И также о пророке Шмуэле сказали мудрецы («Тмура» 14а): «Десять лет правил Шмуэль», и в Мидраше («Шахар тов» 1:3) в сравнении Моше и Шмуэля: «Моше и Шмуэль… этот король и этот король» (несмотря на то что не обладал Шмуэль законом королевства, и смотри «Зоар», (часть II, 154:1): «Потому что верен Шмуэль как пророк, пророк, но не король»). И далее, у больших учёных во всех поколениях, см. «Брахот» (64а): Раба правил 22 года, рав Йосеф правил 20 лет и там же (62а) в отношении Раба: далее как король — комментирует РАШИ — «и сделался главой йешивы». Ведь установление правления, значение этого, королевская власть превосходства Торы.

И если говорится вообще об учёных Торы в Израиле, находим, что назывались они словом «короли» по причине главенства в Торе, а тем более те, кто из потомства Давида, которые не только назывались королями, а превосходство их в Торе определялось по словам мудрецов, напоминая королевство Давида во время изгнания (как прояснится далее). И таким образом в статусе главы диаспоры, руководителя народа в изгании, когда его руководство — это раскрытие королевства Давида, его отца, и из поколения в поколение существуют два статуса «скипетра» и «законодателя» и оба они из потомков Давида, и они наследуют королевство Давида, их отца.

И в этом намерение РАМБАМа, сказавшего: «Встанет король из дома Давида» о том поколении, когда большинство подчиняется ему и принимает его указания по Торе и королевские указы в действительности. И подчёркивается в языке РАМБАМа, что признаки Мошиаха в двух аспектах: «Занимается Торой… и заставляет», т.к. в Мошиахе раскрываются два свойства, присущие царству Давида, когда управление (и заставит — «скипетр») происходит властью Торы (занимается Торой — «законодатель») и т.д. И если он использует эту власть для влияния на еврейский народ, чтобы шел он по пути Торы, и ведёт войны Б-га, то это в степени, что он Мошиах.

Величие потомства Давида стоит навеки

И вот о сказанном в Талмуде («Санедрин») о силе Торы и правления колена Йеуды и дома Давида во всех поколениях принято законом в кодексе «Тур», раздел «Хошен Мишпат», гл. 3 и в «Бейт Йосеф». И объяснение в «Приша» конец гл. 112: «Существует правило в том, чего желает Б-г, будучи в стране их врагов, не была аннулирована власть Йеуды полностью, а чтобы оставались их суды судом… и также у руководителей в стране Израиля находим что был Гилель, его сын и сыновья сыновей до святого раби (Йеуда а-Наси), как каждый король, у которого находится сила судить по своему усмотрению и пр.». У РАМБАМа, «Законы Санедрина» (4:13): «Главы диаспоры Вавилона — вместо королей они стоят». И объяснено в ответах рава Авраама, сына РАМБАМа («Войны Б-га», стр. 180): «Назначение его быть вместо короля напоминанием о царстве в диаспоре», и добавляет, что об этом также сказали мудрецы («Санедрин», 110а) «Каждый оспаривающий королевство Давида заслуживает укуса змеи», потому что нарушает закон мудрецов и нарушающего закон укусит змея. И в примечаниях рава Яакова Эмдина к трактату «Орайот» 11б написал о святом раби: «После назначения, когда глаза всего Израиля устремлены к нему, стал обладать законом главы поколения… так как при помазании Давида освятилось всё его потомство. И отсюда следует, что, несмотря на крушение Храма и снятия короны, величие потомства стоит в целости и сохранности при существовании Храма или без него».

И видел я в книге «Илхета де-Мешиха» гаона и хасида рабби Йосеф-Авраама Геллера, который приводит язык аАкейда гл. «Вайехи» на стих «Не отойдёт скипетр от колена Йеуды»: «Так как в каждом поколении не оставляет нас наш Б-г… всегда оставлял нам остаток того колена Йеуды… раби и всех мудрецов поколений, и они осуществляли управление, раввинат, гаонут… и также впоследствии не устранялось от них колено, осуществляющее власть и назначение королевства в некоторых местах их поселения».

И уже вспоминал путешественник Биньямин Метудела, видевший своими глазами в Багдаде, в большом божьем городе, насчитывающем десятки тысяч евреев, в день торжества король ехал верхом, а глава из потомка Давида ехал за ним в своей карете и провозглашали перед ним с большим почётом: «Дайте дорогу сыну Давида!» И в любое время есть подобное этому, в каждом месте их проживания.

И вот из всего этого доказано, кроме того, что главенство Торы вообще называется королевством, когда предводитель Торы из потомства Давида, содержится в этом, по Торе, категория королевства Давида в действительности, то есть этим осуществляется «Король Давид жив и существует», и, по словам РАМБАМа, упомянутым выше, по тому, что помазан Давид, дано королевство ему и его потомству навечно, и на языке Баал а-Турим: «Короли дома Давида стоят вечно», т.е. они находятся в положении правления навечно также во время изгнания. (И это также у предводителя Торы как наш святой раби, обладавшего только «небольшой властью» (РАШИ, «Санедрин») и тем более у кого есть также главенство управления как главы галута.

И как писал в книге «Маасе нисим» рабби Нисим на стих «Не отойдёт скипетр от Йеуды»: «Хотели этим показать, даже в это время мы, сыны галута, призваны 22 назначить себе предводителя из потомства Давида, быть главой диаспоры и войти в его подчинение, и будет руководить нами, ни один человек не ослушается его слов». И само собой разумеется, когда раскрываются в этом предводительстве Торы признаки королевства и руководства в действительности, когда многие из Израиля подчиняются ему и принимают его слова как королевский приказ — «встанет король», это есть начало освещения королевства Давида в действительности во время галута, несмотря на то, что нет здесь всё ещё королевских законов.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Эра Мошиаха » Король Мошиах (другие статьи):