СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 19:50

Функция Мошиаха по мнению РАМБАМа

Детальный разбор Ребе Короля Мошиаха законов РАМБАМа о Мошиахе выявляющий его функцию. Двойные пророчества Билама. Связь между Давидом и Мошиахом...

Источник: «Ликутей Сихот» том 18, стр. 294 Перевод и обработка:Шолем Лугов 21.05.2005 8606 мин.

Предлагаем вашему вниманию детальный разбор Ребе Короля Мошиаха некоторых законов РАМБАМа, выявляющий функцию Мошиаха: Двойные пророчества Билама. Связь между Давидом и Мошиахом. Критерии для Мошиаха. 4 пророчества — 4 стадии.

1. Двойные пророчества

В начале своего объяснения о приходе Мошиаха и необходимости веры в него («Законы о Мошиахе» 11:1) РАМБАМ пишет следующее:

«Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует о Мошиахе: «И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих».

На первый взгляд, этой информации вполне достаточно для понимания необходимости веры в приход Мошиаха, но РАМБАМ не останавливается на этом и продолжает:

«О том же [о Мошиахе] говорится и в рассказе о Биламе который пророчествовал о двух Мошиахах: о первом из них — Давиде, которому предстояло спасти Израиль от врагов его, и о последнем Мошиахе, его потомке, который спасет Израиль от Эйсава».

Далее он перечисляет пророчества Билама:

«Я вижу его, но он придет не сейчас» — это пророчество о Давиде. «Я смотрю на него, но он не близко» — о Мошиахе. «Придет звезда от Яакова» — это Давид. «И явится жезл от Израиля» — это Король Мошиах. «И сокрушит пределы Моава» — Давид‚ как сказано про него: «И победил Давид Моав и поделил его на части» (Шмуэль II, 8:2). «И разгромит всех сынов Шета» — Король Мошиах, как сказано: «И будет властвовать он от моря до моря» (Зхарья 9:10). «И будет Эдом завоеван» — Давидом, как сказано: «И стали эдомитяне рабами Давида» (Диврей а-Ямим I 18:13). «И будет Сеир завоеван врагами его» — Королем Мошиахом. Как сказано: «И поднимутся спасители на гору Сион, судить живущих на горе Эйсава» (Овадья 1:21).

Примечателен тот факт, что приведение подробнейших отрывков из текста Торы вовсе не в духе автора книги «Мишне Тора». Как сам РАМБАМ пишет в предисловии, эта книга — сборник законов, поэтому он избегает длинных пассажей и цитат из Торы. И для того, чтобы доказать необходимость веры в приход Мошиаха и показать, что неверящий в него отрицает Тору, достаточно было бы просто написать, что в пророчестве Билама упоминается Мошиах.

Но зачем РАМБАМу было необходимо так подробно цитировать отрывки, относящиеся к Давиду и Мошиаху, и объяснять, какие именно слова относятся к каждому из них?

2. Связь между Давидом и Мошиахом

На прошлом уроке мы обсуждали двойные пророчества Билама, которые привел РАМБАМ. Для того, чтобы доказать необходимость веры в приход Мошиаха и показать, что неверящий в него отрицает Тору, достаточно было бы просто написать, что в пророчестве Билама упоминается Мошиах. Мы задали вопрос: зачем РАМБАМу было необходимо так подробно цитировать отрывки, относящиеся к Давиду и Мошиаху, и объяснять, какие именно слова относятся к каждому из них?

Чтобы разобраться в этом, давайте сначала ответим на другой вопрос: Почему недостаточно просто процитировать слова «И возвратит Г-сподь»? Зачем вообще нужно упоминать пророчество Билама?

Слова, указывающие, что Всевышний возвратит изгнанников, дают нам четкое понимание того, что все евреи будут освобождены из изгнания, но упоминания о Мошиахе здесь нет. И для подтверждения того, что согласно Торе Освобождение осуществится именно посредством Мошиаха, необходимо привести пророчество Билама. Более того, объясняя, как это относится к двум Мошиахам, РАМБАМ укрепляет нашу веру в Мошиаха, упоминая прецедент из нашей истории. Роль Мошиаха не нова – ведь был уже Давид, упомянутый в том же пророчестве, чьи действия похожи на те, которые должен будет совершить Мошиах. Следовательно, исходя из того, что часть пророчества, относящаяся к Давиду, была исполнена, то и часть, относящаяся к Мошиаху, также будет исполнена.

Но этого объяснения недостаточно. Здесь РАМБАМ не доказывает нам, что Мошиах придет, а только сообщает, что сама Тора свидетельствует о нем. Тогда непонятно, почему РАМБАМ говорит о «двух Мошиахах», и почему он продолжает подробно анализировать четыре пары пророчеств, особо подчеркивая, что половина из них относится к Давиду?

В отдельном законе РАМБАМ пишет:

«Кроме этого, говорится о городах-убежищах: «Когда расширит Г-сподь, Б-г ваш, твои пределы, прибавь еще три города...» («Дварим» 19:8,9). И до сих пор этого не произошло. А ведь не может того быть, чтобы дал нам Святой Творец, благословен Он, эту заповедь понапрасну».

Нам известно, что РАМБАМ придерживается точного порядка расположения законов. Поэтому необходимо понять, почему РАМБАМ приводит это доказательство в отдельном законе, а не вместе с двумя предыдущими доказательствами из Торы? Ведь если необходимо выделить каждое доказательство в отдельный закон, то нужно было разделить первые два доказательства.

Кроме этого, почему в третьем доказательстве не упоминается место, откуда оно взято (глава «Шофтим»), а просто сказано «о городах-убежищах», тогда как, цитируя пророчество Билама, РАМБАМ указал источник этих слов?

Нужно понять и необходимость слов о «двух Мошиахах», и почему так важно, что именно Давид (а не Шауль, который был тоже помазан) называется «Мошиах»? Уместнее даже было бы упомянуть не Давида, а Моше, как первого освободителя, который вывел евреев из египетского изгнания подобно тому, как это сделает Мошиах. Заметим, что, говоря о пророческом даре Мошиаха, РАМБАМ сравнивает его именно с Моше, а не с Давидом.

Чтобы понять все это, нужно, прежде всего, сравнить и объяснить два закона, которые приводит РАМБАМ.

В законе №3 РАМБАМ отрицает предположение о том, что Мошиах должен творить чудеса, вносить изменения в мир, воскрешать мертвых и тому подобное. И, приведя пример с Бар-Кохбой, он заключает, что «не просили от него мудрецы сотворить чудо».

И далее:

«Но основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и не убавить от них. И всякий, кто добавит новую заповедь к заповедям Торы или отменит одну из существующих, или превратно истолкует Тору, или станет толковать те места в ней, где говорится о заповедях‚ как иносказания, — он грешник и нечестивец».

Отсюда, на первый взгляд, следует, что, по мнению РАМБАМа, если кто-то утверждает, что Мошиах должен творить чудеса, то такой человек добавляет к Торе, а это запрещено. Но возникает вопрос, зачем РАМБАМ упоминает здесь эту «основную истину»? Более того, говоря о пророке (в «Фундаментальных законах Торы») РАМБАМ пишет следующее:

«Если придет к нам пророк и скажет, что Всевышний послал его — не должен он делать знамение, подобное знамениям Моше или знамениям Элияу и Элиши, в которых есть изменение законов природы».

Но здесь он не упоминает эту «основную истину», а, наоборот, считает, что от пророка нужно потребовать, чтобы он предсказал будущее.

И далее о Мошиахе РАМБАМ пишет:

«Но если придет Король из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль идти по ней и укрепиться в следовании ей, и будет вести войны Всевышнего‚ то мы можем с уверенностью предположить, что он Mошиаx».

Но опять непонятно: почему РАМБАМ не упоминает здесь (и во всей этой главе) личные достоинства Мошиаха, как он это делает в «Законах о раскаянии» (9:2):

«Ибо Король тот из рода Давида будет мудростью превосходить Шломо, и в пророчестве будет близок к уровню Моше, учителя нашего. И будет он учить весь народ и наставлять его на путь Всевышнего, и придут все неевреи слушать его слова…»?

Ведь гораздо уместнее рассказать об этом в законах о Мошиахе!

Теперь попробуем дать ответы на все поставленные вопросы. Мы видим, что РАМБАМ поместил законы о Мошиахе в самом конце своего труда. Обратим внимание, что в самой первой главе он пишет:

«Три заповеди получили евреи перед вступлением на Святую Землю: поставить себе короля, как сказано: «Поставь над собою короля», уничтожить потомков Амалека, как сказано: «Сотри память об Амалеке» и построить Храм...»

Тогда, если следовать этому порядку, о Мошиахе нужно было написать если не в самом начале, то, по крайней мере, намного раньше.

Все дело в том, что РАМБАМ закончил свою книгу «Законами о королях», и этим он хотел подчеркнуть, что совершенство соблюдения Торы и ее законов возможно только тогда, когда существует еврейский король, который ведет войны Всевышнего, уничтожает потомков Амалека и строит Храм. Ведь только после этого возможно полное соблюдение заповедей Торы!

На практике это уже сделал Давид, который царствовал над Израилем и Иудеей, завоевал Землю Израиля, вел войны и начал строить Храм. Поэтому в тот момент выполнение заповедей Торы могло быть в совершенстве.

3. Критерии для Мошиаха

РАМБАМ поместил «Законы о Мошиахе» в конце своей книги и в конце «Законов о Королях» потому, что этим он хотел дать нам понять определение и функции Мошиаха согласно еврейскому закону.

Дело в том, что в начале 11-ой главы РАМБАМ говорит не только о приходе Мошиаха и необходимости веры в него, а еще и о том, в чем заключается определение Мошиаха и форма его раскрытия, и, как следствие этого, — в чем смысл необходимости веры в него.

И вот что имеет в виду РАМБАМ, когда пишет, что:

«В грядущие дни встанет Король Мошиах и восстановит династию Давида, вернув ее к первоначальному суверенитету. Он отстроит Xpaм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом. Мы будем приносить жертвы, а также соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе».

Это не только перечисление действий, которые должен будет совершить Мошиах, и описание ситуации после его прихода, а еще и закон. Он гласит, что функция Мошиаха заключается в том, что он «восстановит династию Давида к ее первоначальному суверенитету», а вовсе не должен открывать что-то новое. И это фактически осуществляется после того, как он построит Xpaм и соберет народ Израиля, когда исполнится цель прихода Мошиаха, — тогда снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом. И это связано с возвращением всех евреев. Когда во время изгнания в еврейском народе не было совершенства, что является причиной изгнания, не было и возможности исполнять все заповеди Торы. Но когда евреи находятся в Святой Земле, имеются все аспекты в выполнении заповедей Торы, которые отсутствовали ранее… И это происходит посредством Мошиаха.

Можно сказать, что, восстанавливая династию Давида, Мошиах восстанавливает полноту выполнения заповедей Торы.

Поэтому РАМБАМ приводит подтверждение того, что Мошиах придет и восстановит династию Давида — ведь «сама Тора свидетельствует о Мошиахе». Его доказательство состоит из двух частей. Первая — это слова «И возвратит Г-сподь изгнанников твоих», следовательно, мы видим, что Всевышний освободит евреев, а эта ситуация будет способствовать восстановлению династии Давида. Во второй части РАМБАМ пишет:

«О том же говорится и в рассказе о Биламе. Там приводится пророчество о двух Мошиахах: о первом из них — Давиде, которому предстояло спасти Израиль от врагов его, и о последнем Мошиахе, его потомке, который спасет Израиль от Эйсава».

Отсюда мы видим, что Освобождение произойдет посредством Мошиаха, функция которого состоит в том, чтобы «восстановить династию Давида и вернуть ее к первоначальному суверенитету». Первый Мошиах – это Давид, а последний – Король Мошиах. И все детали, которые присутствовали у первого Мошиаха, будут наблюдаться у последнего. Рамбам приводит цитаты, свидетельствующие о действиях этих двух людей, например:

«И сокрушит пределы Моава» — Давид‚ как сказано про него: «И победил Давид Моав и поделил его на части». «И разгромит всех сынов Шета» — Король Мошиах, как сказано: «И будет властвовать он от моря до моря».

Мошиах приведет к совершенству и полноте выполнения заповедей Торы, так как освобождение от гнета народов мира (когда нееврейские царства не будут господствовать над Израилем) и наступление власти Мошиаха в мире будут способствовать тому, что евреи станут изучать Тору и исполнять заповеди как подобает: «чтобы быть свободными и посвятить себя изучению Торы и мудрости и чтобы никто не мешал им в этом».

Теперь мы сможем лучше понять предисловие РАМБАМа, которое мы процитировали вначале:

«...всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует о Мошиахе: «И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих».

Ведь почему так важно подчеркнуть именно здесь, что человек, неверящий в Мошиаха, отвергает Тору, когда кажется, что об этом уместнее было бы написать в законах о раскаянии? Рамбам подчеркивает, что функция Мошиаха заключается в том, что он приведет к совершенству в выполнении Торы и заповедей, и это не еще одна подробность, которая раскроется через пророков, а суть Торы и пророчества Моше. Сама Тора говорит и обещает, что придет Мошиах, и тогда произойдет совершенство Торы. Поэтому РАМБАМ заканчивает: «Эти недвусмысленные слова Торы включают в себе все, что сказано пророками о Мошиахе».

Это же является и причиной того, что РАМБАМ вынес доказательство о городах-убежищах в отдельный закон. Он хотел подчеркнуть не только то, что во время Мошиаха будут исполняться в совершенстве заповеди Торы, но и то, что сама Тора говорит о времени, когда мы сможем исполнять заповеди, как подобает.

Теперь мы уже сможем понять то, что РАМБАМ написал в законе №3:

«не следует думать, что Мошиах должен творить чудеса, вносить изменения в мир, воскрешать мертвых и тому подобное…»

Этими словами РАМБАМ дает нам понять, что Мошиах не должен творить чудеса, они не являются экзаменом для его проверки. То есть, если кому-то придет в голову, что Мошиах должен творить чудеса, чтобы привести к изменениям в мире, это будет противоречить тому принципу, что заповеди Торы вечны. Если же мы говорим о пророке, то проверкой для него является исполнение его предсказаний о будущем.

И, несмотря на то, что Мошиах сам является пророком (причем очень большим, как Моше-рабейну), здесь идет речь о Короле-Мошиахе, а не о пророке-Мошиахе. То есть, узнать Мошиаха можно по его действиям:

«Но если придет Король из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль идти по ней и укрепиться в следовании ей, и будет вести войны Всевышнего‚ то мы можем с уверенностью предположить, что он Mошиаx».

Можно добавить, что, приводя цитаты о двух Мошиахах, РАМБАМ подразумевает два периода после прихода Мошиаха:

1) «Бехезкат Мошиах» — принято считать, что он — Мошиах (еще до того, как он построил Храм, и тогда он — как король Давид, который хоть и не построил Храм, но воевал и подготовил все к построению Храма);

2) «Мошиах вадай» — Мошиах наверняка (когда «Построил Храм на его месте»);

4. Четыре пророчества — четыре стадии

Теперь мы сможем понять, зачем РАМБАМу было необходимо так подробно цитировать отрывки, относящиеся к Давиду и Мошиаху, и объяснять, какие именно слова относятся к каждому из них. Здесь есть намек на четыре стадии в раскрытии Мошиаха.

Давид и Мошиах

То, что говорится о самих личностях Давида и Мошиаха:

«Но если придет Король из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей…»

об этом сказано в Торе:

«Я вижу его, но он придет не сейчас» — это пророчество о Давиде. «Я смотрю на него, но он не близко» — о Мошиахе».

Здесь подчеркивается преимущество короля Мошиаха перед королем Давидом. О Давиде сказано «не сейчас», но «увижу» скоро. А о Мошиахе сказано «не близко», потому что это высокая ступень, которая требует долгого времени, и очень многого в сфере наших поступков и служения Б-гу.

Их действия и правление Израилем

То, что говорится о действиях и царствовании:

«заставит весь Израиль идти по Торе и укрепиться в следовании ей»

об этом сказано:

«Придет звезда от Яакова» — это Давид. «И явится жезл от Израиля» — это Король Мошиах».

Здесь заметно явное преимущество Мошиаха. О Давиде говорится в выражениях:

а) «звезда», т.е. он возвышается над другими людьми;

б) «из Якова», что указывает на евреев, когда они все еще не имеют преимущества.

А о Мошиахе сказано:

а) «посох» (РАШИ: «Король, который заставляет и владеет, царствуя»), что является явным, открытым качеством Мошиаха;

б) «из Израиля», т.е. присутствует имя, указывающее на преимущество евреев.

Их действия и правление народами мира

То, что говорится о действиях среди народов мира:

«и будет вести войны Всевышнего»

об этом сказано:

«И сокрушит пределы Моава» — Давид‚ как сказано про него: «И победил Давид Моав и поделил его на части». «И разгромит всех сынов Шета» — Король Мошиах, как сказано: «И будет властвовать он от моря до моря».

Опять мы видим преимущество Мошиаха: о Давиде сказано «пределы Моава», а о Мошиахе — «всех сынов Шета» (власть над всеми народами).

Исправление всего мира

То, что говорится:

«он исправит весь мир и все будут вместе служить Б-гу»

об этом сказано:

«И будет Эдом завоеван» — Давидом, как сказано: «И стали эдомитяне рабами Давида» (Диврей а-Ямим 1, 18:13). «И будет Сеир завоеван врагами его» — Королем Мошиахом. Как сказано: «И поднимутся спасители на гору Сион, судить живущих на горе Эйсава».

И на этом этапе все нации и народы мира признают суверенитет Мошиаха.

Комментарии: 5 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter