Приход Мошиаха и наступление Геулы

Рав Шмуэль-Хаим Блюминг Перевод: Шолем Лугов
29.10.2006 | 17482 | | (26)
Приход Мошиаха и наступление Геулы
Рав Блюминг

Прелагаем вам расшифрованную стенограмму лекции рава Шмуэль-Хаима Блюминга в свободном переводе. Рав Блюминг — преподаватель йешивы «Шатры Торы» в районе Кроун-Хайтс (Бруклин, Нью-Йорк).

В Талмуде (трактат Эйрувин 43) приводится следующее высказывание: «Если человек говорит: „Я назир в тот день, когда сын Давида придет“, то можно ему пить вино в субботу и праздники, и запрещено ему пить вино в будние дни».

Назиру запрещено пить вино. Если какой-то человек сказал, что в день, когда придет сын Давида (то есть Мошиах), он будет назир, то этому человеку запрещено пить вино каждый день (ведь каждый день есть шанс, что в этот день придет Мошиах). Почему же говорится, что в субботу нет запрета?

Объясняется в Талмуде, что пророк Элияу должен прийти накануне прихода Мошиаха, чтобы возвестить об этом событии, но Элияу не придет в канун субботы или праздника. Дело в том, что евреи в это время заняты подготовкой к субботе или празднику, и если Элияу придет, то все будут вынуждены выйти ему навстречу и это помешает их подготовке к субботе. На основании этого делается вывод, что Мошиах не придет в субботу или праздник. Но в будние дни есть шанс, что Мошиах придет и поэтому человеку, который связал себя упомянутым словесным обязательством, запрещено пить вино...

Известен спор между рабби Элиэзером и рабби Йеошуа (трактат Рош а-Шана 11б). Рабби Элиэзер считает, что Геула (т.е. Освобождение) произойдет в месяц Тишрей, а рабби Йеошуа считает, что в Нисан.

Автор книги «Турей Эвен» задает вопрос: раз Геула наступит или в Нисан или в Тишрей, то почему человеку, провозглашающему, что в день, когда придет Мошиах, он будет назир, в будние дни запрещено пить вино? Ведь должно быть так, что запрет этот будет действовать лишь в месяцы Нисан или Тишрей, время, когда может прийти Мошиах.

И объясняет он так. Сказано в Торе: «Я, Всевышний, в свой срок ускорю». Есть возможность, что Геула наступит в свое назначенное время — когда наступит определенный день. А еще может быть, что она настанет раньше, до срока. И когда говорится, что Геула наступит в Нисан или Тишрей, то имеется в виду «в свой срок», то есть это время установлено Всевышним. Но если Геула наступить раньше времени, то это может быть в любой день — «ускорю».

Автор книги «Сфат Эмет» не согласен с эти и объясняет по-своему. Приход Мошиаха — это одно, а Геула — другое. То есть в одном месте Талмуда говорится о приходе Мошиаха, а в другом — о наступлении Геулы. Геула действительно произойдет в Нисан или Тишрей, а Мошиах может прийти в любой день. Он объясняет это на основании того, что сказано «как в дни твоего исхода из Египта Я покажу вам чудеса» и многие комментаторы Торы пишут, что есть сходство между Моше и Мошиахом. Моше пришел в Египет задолго до Геулы, которая была 15 Нисана, в Песах. Так и Мошиах придет до Геулы...

Если день прихода Мошиаха — это не день начала Геулы, то нужно понять, что это за день, в чем его особенность. Если посмотреть на Моше, то когда он пришел первый раз, то ничего особенного не произошло — фараон не согласился с его требованием отпустить евреев и даже усилил гнет…

Еще в Талмуде спрашивают, почему в канун субботы можно пить вино, ведь если придет Мошиах, то все выйдут ему навстречу и это помешает приготовлениям. Почему Элияу не может прийти в канун субботы (и поэтому Мошиах не может прийти в субботу), а сам Мошиах может прийти в канун субботы? Талмуд объясняет, что после прихода Мошиаха все будут рабами евреев. Раши комментирует, что у каждого еврея будет много слуг, и они помогут в приготовлениях. То есть после прихода пророка Элияу не будет никакого изменения, а после прихода Мошиаха — будет.

Мы видим, что в день прихода Мошиаха произойдут существенные изменения в мире.

Автор книги «Хатам Софер» объясняет, что в этот день станет известно всему миру, что пришел Мошиах и что произойдет собрание изгнанников, так как посредством этого станет известно всему миру, что пришел Мошиах.

Но тут есть противоречие со словами «Сфат Эмет», что приход Мошиаха это еще не Геула, ведь собрание изгнанников — это уже Геула, а день прихода Мошиаха должен быть перед этим.

Ребе пишет в Ликутей Сихот (том 23) что слова Талмуда о приходе Мошиаха надо понимать так, что это произойдет когда он победит.

Что это значит?

Рамбам пишет: «И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на его месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек — наверняка Мошиах („Мошиах вадай“)».

То есть, Геула — это «собрал народ Израиля из изгнания», а день прихода Мошиаха — это когда он «победил все окрестные народы».

* * *

В начале 90-х гг. начались события в Персидском заливе, когда Саддам напал на Кувейт. Это произошло в месяц Ав 5750. Через некоторое время после этого, в «770» на доске объявлений появился лист с цитатой из мидраша «Ялкут Шимони»: «Сказал рабби Ицхак: „В год раскрытия Мошиаха все царства мира восстанут друг против друга. Персидский царь пойдет войной на аравийского царя, а аравийский царь отправится в Арам за советом… И все народы мира будут трепетать в отчаянье и страхе… Израиль скажет: ‘Куда идти нам, где искать защиты?’ И скажет им Всевышний: ‘Дети Мои, не бойтесь! Всe что Я сделал, Я сделал ради вас!… Пришло время Освобождения вашего!’“»

Собственно, на этом заканчивается первая часть мидраша и начинается вторая: «Учили мудрецы: В час, когда раскроется Мошиах, он, стоя на крыше Святого Храма, скажет всем евреям: „Смиренные! Пришло время Освобождения вашего!.. И если вы не верите, смотрите на Мой свет, взошедший над вами“. В тот час показывает Всевышний свет Мошиаха и все евреи идут к нему. И все народы мира падают ниц перед Мошиахом и восклицают: „Мы будем вам рабами“. И у каждого еврея будет 2800 рабов...»

А через два дня к этим словам было добавлено еще две строчки из второй части мидраша: «Учили мудрецы: „В час, когда раскроется Мошиах, он, стоя на крыше Святого Храма, скажет всем евреям: ‘Смиренные! Пришло время Освобождения вашего’“!..»

Если мы внимательно посмотрим на текст мидраша, то мы видим, что речь идет о двух периодах:

В первой части идет речь о ситуации до того, как раскрывается Мошиах («в год раскрытия Мошиаха»). Тогда происходят определенные события в мире, и Всевышний успокаивает евреев и говорит, что приходит Освобождение.

Во второй же части говорится о более позднем периоде, когда Мошиах уже приходит, раскрывается, когда есть уже Храм («стоя на крыше Храма»)...

Когда появились эти объявления, прошел слух, что это было сделано по указанию Ребе. Это также очевидно из выступлений Ребе того периода, в частности с 10 августа 1991 года когда Ребе первый раз упомянул на хасидском собрании этот мидраш. Тогда Ребе процитировал первую часть мидраша и сказал потом, что «после этого продолжает мидраш» и добавил два предложения из второй части.

Нужно заметить, что когда был слух, что АШАФ собирался напасть на Израиль, Ребе призвал добавить в Торе, молитве и цдаке. Это было 23 апреля 1990 после дневной молитвы. Тогда в мире об этом не знали и никто не боялся, но Ребе знал и сообщил всем об этом. Но через несколько месяцев после этого, когда началась война в Персидском заливе, весь мир боялся, но Ребе сказал, что не надо бояться. И Ребе повторял много раз: «Всe что Я сделал, Я сделал ради вас…» И Ребе не подчеркивал, что надо добавить в Торе, молитве и цдаке, так это ситуация отличалась от того, что было раньше, а говорил, что нужно встречать Мошиаха.

И всякий раз в это время, когда Ребе цитировал мидраш, он постоянно упоминал слова «когда раскроется Мошиах, он, стоя на крыше Святого Храма, скажет всем евреям: „Смиренные! Пришло время Освобождения вашего!..“»

Получается, что эти слова из второй части мидраша относятся к первой части, т.е. к первому периоду. В одной из бесед Ребе говорит: «и продолжает мидраш и завершает». Значит эти слова не относятся ко второму периоду, когда у евреев будут 2800 рабов…

Ребе говорит, что это происходит в то время, когда ест война и люди в страхе. А 10 ноября 1990 года Ребе уже не цитирует мидраш, а говорит это от себя — что в мире есть проблемы, но Всевышний успокаивает евреев и Мошиах стоит и сообщает: «Пришло время Освобождения вашего». То есть получается, что это уже произошло на самом деле!

Но как можно сказать такое, ведь Храм не построен? В беседе Ребе объясняет, что крыша намекает на место, в котором нет святости (как крыша Храма отличается от всего Храма, ведь крыша не обладает святостью). Это место — вне Израиля, где нет святости Земли Израиля. Значит, провозглашение Мошиаха происходит из-за пределов Израиля.

Всего есть два провозглашения: Всевышний успокаивает евреев и Мошиах стоит и сообщает. Отметим, что провозглашение Всевышнего передается нам посредством пророка.

Зачем нужно два провозглашения? Первое необходимо чтобы успокоить людей, а второе — чтобы передать весть об Освобождении.

А почему евреев называют смиренные? В Талмуде (Авода Зара) сказано от имени рабби Йеошуа бен Леви, что скромность — самая большая вещь. И это связано с Освобождением, так как про Мошиаха сказано, что он будет очень скромным.

Война в Персидском заливе окончилась в нисане. От Песаха до Шавуота Ребе не упомянул провозглашение «пришло время Освобождения». А сразу Шавуот (25 мая 1991 года) Ребе сказал: «В этом году проявились признаки из мидраша: „в год раскрытия Короля Мошиаха цари воюют друг с другом…“, и с того момента мы вступили в эпоху, когда пришел Король Мошиах и провозглашает всем евреям: „Пришло время вашего Освобождения“».

В сноске Ребе добавляет слова «вот он пришел». Эти слова из Песни Песней. В мидраше говорится, что речь идет о Моше. Согласно мидрашу имеется в виду, что Мошиах пришел. Это значит, что он говорит с евреями, сообщает им весть об Освобождении. Как Моше, придя выводить евреев из Египта, сначала говорил с ними, сообщил им об Освобождении, так поступает и Мошиах. Это первый период в приходе Мошиаха. Но день, когда приходит сын Давида, наступит после, уже во второй период.

Получается, что если бы закончился год и не раскрылся бы Мошиаха, то пропала бы вся идея «пришло время вашего Освобождения»! И действительно, после этого Ребе несколько раз говорил, что это уже произошло:

29 июня 1991 Ребе сказал: «В этом году произошло раскрытие Мошиаха и приход Мошиаха,.. и он возвещает всем евреям, что „пришло время вашего Освобождения“».

27 июля и 3 августа 1991 Ребе сказал: «Мы живем „в году, когда Мошиах раскрылся“».

Но как можно сказать, что было раскрытие Мошиаха и в чем оно проявилось? В том, что он провозгласил «смиренные, пришло время вашего Освобождения».

И Ребе объяснил, что самое «главное в приходе Мошиаха — раскрытие его сущности, и после этого каждый увидит его самого и его деяния». Прежде всего — раскрывается сущность Мошиаха. А потом — все узнают, что есть Мошиах по его действиям.

Это можно также понять на основе того, что Ребе пишет, что в каждом поколении есть праведник достойный быть Мошиахом. Но кто может обещать, что именно в этом поколении наступит Геула?

Ребе сообщает, что есть не только сущность Мошиаха (т.е. человек достойный быть Мошиахом), а также и раскрытие Мошиаха (т.е. произошло провозглашение о начале Геулы). В этот момент начинается приход Мошиаха. Он завершается после того, как Мошиах совершит действия. И самое главное — это первая стадия (раскрытие Мошиаха), а вторая стадия — это лишь продолжение.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Последние статьи в подразделе Король Мошиах:
Система Orphus