В Торе написано, что первый освободитель евреев — Моше-рабейну — совершал чудеса с помощью жезла. Возникает вопрос, а будет ли последний освободитель — Мошиах — делать нечто подобное.
Наши мудрецы пишут, что жезл Моше сначала принадлежал праотцу Яакову, как сказано: «Ибо с посохом перешел я...», а потом был у Давида и от него был передан по наследству всем королям до того, как был разрушен Второй Храм. Но в будущем этот жезл возвратится к Мошиаху.
Получается, что у Мошиаха будет тот самый жезл, который принадлежал Моше. Но Мошиах не будет совершать с ним чудеса, как это делал Моше в Египте и после исхода. Как сказано (глава «Бешалах» 14:16): «А ты — подними твой жезл и простри руку твою над морем и разверзни его, и войдут сыны Исраэля внутрь моря по суше».
Но Мошиах будет совершать подобные действия без помощи жезла, как сказано (пророк Йешаяу 11:15): «И взмахнет рукою Своею на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, и проведет (людей) по суше».
Ребе МААРАШ объясняет, что Моше также не использовал жезл для того, чтобы делать с помощью его чудеса. Его жезл, символизирующий твердую руку, был нужен для того, чтобы оказать духовное воздействие — ослабить силы зла и нечистоты, которые находились в тот момент в своем расцвете.
И так пишет Ребе МААРАШ: «Как собаку нужно прогнать палкой, так и злодеев, которые идут под влиянием своего злого начала, следует устранить твердо, как палочным ударом. И поэтому во время исхода из Египта и разделения Тростникового моря, когда было необходимо поразить нечистую оболочку (духовные силы зла) фараона, был использовал жезл.
Также и Давид говорит (Псалмы 110:2): „Жезл мощи твоей пошлет Б-г с Сиона: господствуй среди врагов Твоих“. Жезл является символом мощи, с помощью которого можно победить врагов.
Отсюда понятно, почему у Мошиаха не будет необходимости использовать жезл. Ведь о грядущем времени сказано (Псалмы 68:3): „Как воск тает от огня, так злодеи пропадут пред Всесильным“. Силы зла растворятся сами собой перед святостью, и не будет необходимости в применении жезла».
Но зачем тогда Мошиаху жезл? Ребе МААРАШ объясняет, что жезл Мошиаха символизирует его правление миром. Так как Мошиах приведет мир к полному и окончательному Освобождению при котором в мире раскроется власть Всевышнего, то все население земли охватит страх. Как сказано у пророка (Йешаяу 2:21): «Чтобы войти в ущелья гор и в расселины скал из страха пред Г-сподом и от блеска величия Его, когда Он встанет, чтобы сокрушить землю». И именно жезл символизирует ту духовную мощь Всевышнего, которая наведет на всех страх. И когда их охватит великий страх, то «устремятся к нему (Мошиаху) все народы».
Источники: «Ялкут Шимони», гл. «Хукат», намек 763. «Торат Шмуэль» 5637, гл. 16 и 5631 стр. 24