Шестой Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, говорил: «Души евреев не были отправлены в изгнание, галут не властен над нашими душами».
Только тот, в чьей жизни духовное преобладает над физическим, способен познать истинную свободу. Более того, только такой человек обладает адекватными критериями, позволяющими отличить свободу от рабства.
Поверхностное представление о свободе, как возможности беспрепятственно исполнить любую прихоть, не выдерживает проверки фактами. С одной стороны, есть люди, которые и в тюрьме не чувствуют себя ущемленными, угнетаемыми. С другой стороны, можно вспомнить удивительную историю жизни самого богатого человека Америки Говарда Хьюза. Его состояние оценивалось в два миллиарда долларов. Для него не было невозможного или недоступного (в материальной сфере, разумеется). Правительства многих стран «заглядывали ему в рот», готовы были потакать каждому его слову. На деле же, мера свободы, которой обладает ребенок в нищей семье, во много раз превосходит степень свободы Говарда Хьюза: он не мог выйти из дома, боясь убийства или похищения, боялся есть и пить, чтобы не быть отравленным. До последнего дня жизни у него не было не только друзей, но и попросту собеседника, с которым он мог бы перекинуться словом.
Распространенную идею о том, что богатство дает человеку свободу, легко проверить на истинность: деньги не дадут ему свободы от болезней, деньги не избавят его от одиночества, за деньги нельзя купить дружбу, любовь, истинное участие.
И напротив, внешняя несвобода бывает обманчивой: если некто принял решение запереться в комнате по собственной воле, его нельзя всерьез назвать узником. Он может попросту встать и выйти, но и сидя за запертой дверью, он остается свободным, коль скоро помнит, что ключи — у него в кармане.
Так и народ Израиля — он свободен даже в самом жестоком изгнании, если только помнит обещание, что будет освобожден «сегодня же, если послушается голоса Всевышнего». Подобно узнику, в руках которого ключи от камеры, народ Израиля, пребывая в изгнании, обладает ключом к собственному освобождению.