Трапеза Мошиаха в последний день Песаха

25.04.2008 | 9762 | (6)
Трапеза Мошиаха в последний день Песаха
Трапеза Мошиаха

Основатель хасидского движения рабби Исраэль Баал-Шем-Тов ввел обычай в последний день Песаха устраивать третью трапезу и назвал ее «трапезой Мошиаха», поскольку в этот день земля озаряется светом Мошиаха. Семь поколений спустя, в начале XX века, пятый Любавичский Ребе, рабби Шолом-Дов-Бер добавил к обычаям этой трапезы правило, уподобляющее «трапезу Мошиаха» пасхальному седеру. Принято начинать эту трапезу после дневной молитвы, и в ходе ее выпивают четыре бокала вина — как напоминание о четырех бокалах, которыми, по словам наших пророков, Всевышний утешит народ Израиля после окончательного и полного его Освобождения (Геулы). Эту трапезу можно провести также и дома, с семьей.

* * *

В последнем дне праздника Песах присутствуют два несоответствия, более того, две противоположности. С одной стороны — это единственный праздник, в который не произносят благословение «шеехеяну», но в то же время радость и веселье последнего дня Песаха больше чем в любой другой день этого праздника.

Объяснение этому дал Ребе שליט"א Король Мошиах. Он объяснил, что в первый день Песаха евреи празднуют то, что Всевышний вывел их из Египта, а последний день Песаха — это праздник в честь будущего Освобождения. Таким образом, первый день Песаха относится к прошлому, а последний день — к будущему. Это является также объяснением того, что Баал-Шем-Тов устраивал третью трапезу в последний день Песаха и называл ее «трапезой Мошиаха».

Можно предположить, что делал так он из-за того что в «афтаре» последнего дня Песаха идет речь о Мошиахе, однако это не может быть причиной для устроения третьей трапезы, хотя бы потому, что «афтара» читается утром, перед второй праздничной трапезой. Но если вдуматься, то надо признать, что и «афтара» на тему Мошиаха, и особая третья трапеза имеют одну и ту же причину. Она заключается в том, что внутренний смысл последнего дня Песаха связан с Мошиахом, и поэтому Баал-Шем-Тов, которому были открыты самые глубокие секреты Торы, установил в последний день Песаха устраивать «трапезу Мошиаха».

И так как последний день Песаха напрямую связан с Мошиахом, то большую часть хасидских лекций, которые давали все главы ХАБАДа в этот день, связаны с Освобождением и Мошиахом.

Несмотря на то, что в последний день Песаха радость евреев очень велика, в этот день не произносят благословение «шеехеяну». Потому, что это благословение мы произносим только на нечто ощущаемое телом и сердцем, то есть то, смысл чего понятен и виден нашим глазам. А так как наша радость о будущем Освобождении, которого в данный момент не видно, то благославлять «шеехеяну» нельзя.

Но, несмотря ни на что, это самая великая радость, так как ничего не может быть большей радостью, чем грядущее Освобождение.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Эра Мошиаха » Освобождение (другие статьи):