Мы живем на пороге Эры Мошиаха. Как писал Маймонид более 800 лет назад, каждый наш хороший поступок, даже самый незначительный, может изменить равновесие мира в сторону добра и повлечь за собой долгожданное Освобождение.
Маймонид — еврейский философ 12 века, автор Кодекса еврейских законов — много писал о Мошиахе. Его труды, в которых он систематизировал изречения из Талмуда и других источников, созданных в разное время на протяжении более 1000 лет, считаются основополагающими в рассмотрении этой важной темы. Они приобретают особую актуальность в наше время.
В Талмуде высказывается мнение, будто Мошиах не нужен для Освобождения — еврейский народ освободит сам Всевышний. Однако большинство Мудрецов отвергает это мнение: по их утверждению, «человек, отрицающий приход Мошиаха, отрицает и всю Тору».
Как же мы узнаем Mошиахa? Прежде всего, это — потомок Давида, великий знаток Торы и Заповедей. Как духовный наставник, должен во всем следовать Письменной и Устной Торе и вернуть всех евреев на путь Торы; укрепить соблюдение ее законов и вести «войны Б-га» (то есть устранить все препятствия, которые мешают соблюдению законов Торы во всем мире). Если кто-либо отвечает всем этим требованиям, мы можем предположить, что он — Мошиах.
Если, успешно выполнив все, о чем говорилось выше, он затем отстроит Храм на его первоначальном месте и соберет всех евреев из галута — мы можем быть уверены, что он действительно Мошиах. После этого он усовершенствует мир и приведет все человечество к служению Б-гу. Мы узнаем Мошиаха не по чудесам, а, как объясняет Маймонид, — по его способности привести еврейский народ к еще более полному соблюдению Торы и Заповедей.
По мнению Маймонида, во времена Мошиаха в естественном устройстве мира не произойдет никаких изменений — все останется таким же, как было раньше, а все пророчества о Мошиахе следует воспринимать как притчи и иносказания. «И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядов с ягненком» (Йешаяу, 11:6) — образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире с неевреями. В Эру Мошиаха не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо добро восторжествует. Все удовольствия, в том числе и физические, будут доступны и обыденны, и тем не менее мы не будем стремиться к ним, они для нас будут «как пыль», так как мы не будем придавать им значения.
Стремления всего человечества, даже неевреев, будут направлены только на познание Б-га.
Однако авторы комментариев к трудам Маймонида считают, что Эру Мошиаха можно разделить на два периода. Первый — когда естественные законы природы останутся неизменными и второй — когда мир преобразится самым чудесным и непредсказуемым образом. Природа земного существования и наше физическое восприятие радикально изменятся, поэтому, как подчеркивали Маймонид и другие Мудрецы, мы не в состоянии ни описать, ни, тем более, постигнуть тот «Грядущий мир», который наступит после Эры Мошиаха. Согласно Маймониду, одним из тринадцати основополагающих принципов Иудаизма является полная и безоговорочная вера в приход Мошиаха: «Я непоколебимо верю в приход Мошиаха, и я каждый день буду ждать его прихода…»
Таким образом, мы должны желать не только прихода Мошиаха, но и восстановления династии Давида, а также полного соблюдения евреями законов Торы и Заповедей. С приходом Мошиаха мы получим возможность соблюдать все Заповеди. Вся наша жизнь будет сосредоточена на изучении Торы и познании Б-га.
Тора, и в частности Талмуд, полна пророчеств о чудесах, которые произойдут перед наступлением Эры Мошиаха. Сейчас мы видим эти чудеса своими глазами: разрушение «железного занавеса», исход евреев из России; чудесные события в Персидском заливе — молниеносная победа союзников и защита, которую Всевышний ниспослал Израилю. По сути дела, война в Персидском заливе была пророчески описана во всех подробностях древними еврейскими Мудрецами. В пророчестве также сказано, что вслед за войной последует приход Мошиаха, и на земле воцарится всеобщий мир.