СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 06:34

Посты обернутся радостью и весельем

Когда человеку тесно в старом доме, он нанимает архитектора, чтобы возвести новый. Можно было бы и переехать, но человек любит свое место и не готов расстаться с видом из окна. Пока архитектор работает над планом новой усовершенствованной конструкции, рабочие сносят старый дом, расчищая место для будущего фундамента.

9685 (1) мин.

Обещано Торой, что в эпоху Мошиаха зло и его порождения, как, например, боль и траур, будут сметены с лица земли. Начало этому заложено уже сейчас, когда Любавичский Ребе Король Мошиах дает нам понимание одного из важнейших принципов Торы: оказывается зло можно перевернуть в добро, тьму в свет, разрушение в созидание.

Возьмем для примера трагические события актуальных трех недель с 17 Тамуза по 9 Ава и попробуем понять, так ли страшно то, что случилось в эти дни когда-то. И вообще, так ли однозначно наше понимание, что такое хорошо и что такое плохо, сформированное частично Маяковским, частично путем проб и ошибок.

Простой пример. Ребенок рыдает от родительской попытки скормить ему невкусное лекарство. Отравившая радость жизни горечь кажется крохе пиком зла и несправедливости. Но это временно, потому что противный вкус забудется, а исцеление, принесенное им, поможет вскоре радоваться жизни еще больше.

17 Тамуза Моше разбил скрижали, дарованные Творцом, не сочтя возможным вручить их евреям, впустившим в свою среду грех. «Это очень плохо!», — сказал бы вышеупомянутый автор. Но Тора вносит такую поправку: «Там где стоит человек, совершивший тшуву (раскаяние), не может стоять даже полный праведник».

С одной стороны, евреи так и не получили скрижали 17 Тамуза. Но зато у них появилась возможность глубокой духовной работы по самоисправлению, в результате так оцененной Всевышним, что, даруя новые скрижали, Он прибавил к ним в компенсацию всю Устную Тору, которую народ до своего падения и последовавшего за этим поднятия еще не заслуживал.

Так что же такое разбиение первых скрижалей — невосполнимая потеря или залог чего-то еще лучшего? Если бы речь шла о лучшем! Но ведь мы знаем, что след того грехопадения остался и привел к тому, что Иерусалим был дважды захвачен врагами, с промежутком в полтысячи лет, но в один и тот же месяц Тамуз. А это привело к изгнанию евреев и разрушению самого Святого места с точки зрения Божественного присутствия — Храма.

Это правда, но правдой является и то, что и Первый, и Второй Храмы, как бы они ни были прекрасны, все же уступают Третьему и вечному.

Когда человеку тесно в старом доме, он нанимает архитектора, чтобы возвести новый. Можно было бы и переехать, но человек любит свое место и не готов расстаться с видом из окна. Что же, архитектор работает над планом новой усовершенствованной конструкции, а рабочие пока что сносят старый дом, расчищая место для будущего фундамента. Что чувствует человек? Дом разрушен, дома нет, а он радуется, чудак. Потому что знает: это первый и необходимый шаг к получению обещанного дворца.

Одно невозможно без другого. И мы должны пережить временную горечь и знать, что внутри ее — добро и исцеление. Исцеление от духа глупости, который привел нас к грехам. Исцеление в виде траура и поста, которые сами по себе только временное явление, отменяемое опытным врачом — Мошиахом.

И в сам тот момент, когда нам горько, лекарство уже начинает свою работу. На это намекает мидраш, что 9 Ава в момент разрушения Храма родился Мошиах. А месяц Ав стал с тех пор называться Менахем-Ав, в честь одного из имен Мошиаха. Менахем — значит «утешитель», чтобы мы помнили, что Всевышний всегда посылает лекарство и утешение еще до наступления болезни и страданий.

И сам символ страдания — пост — перевернется в ни с чем не сравнимую радость. В соответствии с тем, что написано у РАМБАМа: «Все эти посты будут отменены в дни Мошиаха. И более того, они станут праздничными днями и днями радости и веселья». И даже еще большими праздниками, чем те, которые мы празднуем в изгнании. Ибо самые желанные дни для Творца — это те, которые мы очистили и возвысили за счет своей собственной работы.

И 17 Тамуза — это вовсе не начало вереницы несчастий. Ведь числовое значение 17 — это «тов» (טוב), «добро», пусть до поры до времени и скрытое от нас, но тем более желанное и яркое, как только мы его найдем!

Опубликовано: 02.08.2005 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter