СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 04:00

Пробуждение мертвых: души вместе с физическими телами

Время жизни всех поколений подразделяется на три части: этот мир, дни Мошиаха и воскрешение мертвых. В период пробуждения мертвых зло будет совершенно уничтожено на земле, и в мире не будет ни греха, ни смерти.

15218 (6) мин.
Перевод:Шолем Лугов

Почему необходимо, чтобы при пробуждении мертвых (после прихода Мошиаха) восстали души вместе с физическими телами, и какое в этом преимущество для человека? Для этого нужно рассмотреть, что собой представляет пробуждение из мертвых, тогда будет понятно, почему душа должна воскреснуть вместе с телом.

В пробуждении мертвых есть два аспекта:

1. Это ступень достижения человечеством совершенства;

2. Это ступень получения вознаграждения за жизнь, соответствовавшую Желанию Б-га.

На самом деле эти два аспекта — одно. Люди (а также и все творения) сотворены так, что они восходят от ступени к ступени по лестнице совершенства. Человеку заповедано стараться достичь этого с помощью Торы и заповедей. Когда же человек приближается к возможному для него лично совершенству в результате работы над собой и служения Б-гу, ему помогают свыше, дабы он мог достичь и тех ступеней, которые превышают его возможности. И так сказали наши мудрецы («Йома» 39а): когда человек освящает себя немного в этом мире, ему помогают освятить себя многократно более в мире грядущего.

А на языке книги «Зоар» (выражение, используемое хасидизмом): пробуждение сверху (со стороны Б-га) вызывает пробуждение снизу (со стороны человека), а в результате пробуждения снизу приходит пробуждение сверху.

Вознаграждение выражается в том, что человеку дают то, что для него хорошо, или то, вследствие чего ему становится хорошо. Ясно, что величина и истинность вознаграждения измеряются благом, исходящим от человека.

Пример: рабочий получает в виде оплаты хлеб и одежду. Ученик служит своему учителю, и тот взамен обучает его мудрости. Ученик служит своему учителю, и тот учит его, в чем состоит цель его сотворения и по какому пути он должен идти, чтобы достичь цели своей жизни.

Так как духовное выше материального, а вечное блаженство выше двух последних, ясно, что обучение мудрости выше платы хлебом и одеждой, а указание путей достижения вечной жизни — еще выше. Есть множество ступеней добра. Одни из них нам известны, а другие — нет. Общее в них то, что тело или душа получают удовольствие от них или с их помощью. И так как душа и тело, как и все сотворенное, ограничены, ограничено и их вознаграждение. Выше всего — когда человек исполняет веления своего Творца и становится все более тонким и совершенным, ибо исполненная заповедь соединяет его с Повелевшим. Творец человека бесконечен и неограничен, и нет ничего выше, чем соединение творения с Творцом. Таким образом, само исполнение заповедей есть самое высшее вознаграждение, как сказали наши мудрецы: вознаграждением за исполнение заповеди служит сама заповедь.

Б-г в Своем милосердии указал человеку путь к совершенству. Он указан в Торе, веления которой охватывают всю человеческую жизнь, с момента рождения и в течение всей жизни. Ясно также, что совершенство творения соответствует цели его сотворения.

Цель же сотворения мира вообще и человека в частности в том, что «возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних (мирах)». Это означает достижение такого положения, когда нижние творения (нижние по своему качеству и ступени, ибо для Б-га нет верха и низа), которые материальны и ощущают себя как бы отдельно существующими, станут не ощущать своего существования, а вследствие этого в них будет пребывать и раскрываться в них «Ор Эйн Соф» — Свет Всевышнего, благословен Он. Такое неощущение самого себя и своего существования — цель всей Торы и заповедей, и как сказано («Дварим» 6:24): «И заповедал нам Б-г все эти законы, дабы страшиться Б-га».

По этой причине Тора дарована внизу, в нашем мире, в материальных вещах (с помощью которых исполняются заповеди), душе, облеченной в материальное тело, — для того, чтобы они обратили существующее в несуществующее. Если бы божественное было явно в мире, он не мог бы существовать. Мир создан так, чтобы он заслонял божественное. Но цель нашего служения — побеждать этот заслон и открыть божественное, сделав таким образом существующее несуществующим (перед Б-гом) и стали сосудами, в которые может облечься божественность.

И также, как человеку велено продвигаться в соответствии с его возможностями, постепенно, от легкого к более трудному, так же постепенно он продвигается от ступени к ступени — и в вознаграждении, которое он получает, ему дается «сила» и умение принимать все большие ступени вознаграждения по мере того, как он очищает себя, его приучают свыше принимать все более духовный опыт, все более тонкое ощущение божественного, — и его вознаграждение все возрастает.

Все вместе сотворенное постоянно очищается и совершенствуется — но сейчас очищается самая низкая ступень творения — категория мира и потому сказали наши мудрецы: если первые поколения — как ангелы, мы как люди, (а если они — как люди, мы — как ослы). Категория мира, которая очищается сегодня, настолько низка, что многие в этом поколении на некоторое время падают ниже своей ступени...

Время жизни всех поколений подразделяется на три части: этот мир, дни Мошиаха и пробуждение мертвых. Этот мир — время войны между грубо ощущающим свое «я» и духовным, между добром и злом, и, как сказано: народ покоряет народ, — иногда побеждает добро, а иногда...

В дни Мошиаха, когда евреи завершат эту войну и очистят и выделят добро из сферы зла и выйдут из изгнания, — они достигнут человеческого совершенства в той степени, в какой оно было при сотворении первого человека. Однако в мире будет еще сохраняться сфера зла в остальном человечестве, а это будет недостаток и в совершенстве евреев. Было мнение, что те, кто будет жить в дни Мошиаха, умрут до пробуждения мертвых и лишь потом восстанут. Но согласно словам Любавичского Ребе Короля Мошиаха, переход к вечной жизни произойдет без перерыва. В дни Мошиаха евреи своим служением Всевышнему поднимутся по ступеням совершенства до самого предела.

В период пробуждения мертвых зло будет совершенно уничтожено на земле, и в мире не будет ни греха, ни смерти. Тогда совершенство людей будет не только следствием их труда, но полное совершенство будет даровано свыше. И потому в этот период уже не будет заповедей, но, как сказано: праведники сидят, и венцы на их головах, и они наслаждаются сиянием Шхины.

В жизненной силе, дающей жизнь человеку, есть две категории:

1. Жизненная сила, делящаяся соответственно качествам членов тела как внутренний ограниченный свет в них, начиная с силы интеллекта и кончая силой хождения в ногах;

2. Сила желания, присутствующая во всем теле, но неделимая, она не внутренний свет, облеченный в члены тела, а свет окружающий. Над этими двумя категориями жизненной силы — сама душа, представляющая собой простую духовную сущность;

В силу того, что материальность тела заслоняет умственный взор человека, он не в состоянии постичь суть духовного, даже того, что в нем, душу и силы души. Однако по их действию он догадывается о их существовании.

Подобно этому и наверху, в самом Эйн-Соф, благословен Он:

1. Он наполняет все миры, ибо сияние Его Шхины облекается непосредственно во внутреннюю часть миров и делится соответственно ступеням разных творений.

2. Он окружает все миры так, что Свет Его в них, однако Он не делится в соответствии с их ступенями, но почиет на них как окружающий Свет. А над этими двумя категориями Света — Суть и Сущность Его, которая не имеет никакого отношения к мирам.

Мы не в состоянии постичь Божественный Свет, даже Свет, наполняющий все миры, но по его действию мы догадываемся о его существовании, как сказано (Йешайя 40:26): «Поднимите глаза вами ввысь и узрите, Кто сотворил все это».

Однако в Ган-Эден (в раю) души не облечены в тела и познают Наполняющего все миры. Еще выше будет познание в дни Мошиаха, когда материальное очистится и станет более тонким, когда будет раскрыт Свет, Окружающий все миры. И выше всего познание в период пробуждения мертвых, когда будет достигнуто полное совершенство мира — тогда раскроется Сущность Эйн-Соф, благословен Он.

Объяснив в общих чертах вопрос о пробуждении мертвых, рассмотрим это теперь более детально.

Время пробуждения мертвых

Мы учим в Мишне: воздвижение (третьего) Храма предшествует собранию всех евреев в Земле Израиля, собрание евреев в Земле Израиля предшествует пробуждению мертвых. «Собрание евреев в Земле Израиля предшествует пробуждению мертвых на сорок лет» («3оар» 139а).

Место пробуждения мертвых

Как те, кто собрались в Земле Израиля, так и похороненные за ее пределами — души возвратятся в их тела в Землю Израиля. Сказано в трактате «Ктубот» (111а): cказал рабби Элазар: умершие вне Земли Израиля не живы, как сказано (Йехезкель 26:20): «И отдам славу в страну жизни» — страна, в которой Мой отпечаток, в ней и мертвые живы, а в стране, где нет Моего отпечатка, умершие не живы. Но разве по мнению рабби Элазара умершие вне Земли Израиля не живы? Сказал рабби Ила: Их кости катятся в Землю Израиля, и там они живы, И возражают: такой переход-перекатывание — страдание для праведников. Сказал рабби Абайе: для них образуются проходы в земле, по ним они доходят до Земли Израиля, и там выходят. И так как даже праведники, похороненные вне Земли Израиля, живы, нужно признать, что по мнению рабби Элазара стих «и отдам славу...» говорит не о месте захоронения, а о месте пробуждения из мертвых, и это произойдет именно в Земле Израиля. Даже те, кто придут в Землю Израиля по проходам в земле, называются мертвыми, ибо душа возвращается в их тело только после достижения ими Земли Израиля.

И значит, место захоронения не имеет значения в отношении пробуждения мертвых. И следовательно нужно сказать, что и по мнению рабби Элазара — похороненные вне Земли Израиля живы. Это понятно также из слов автора книги «Две Скрижали Завета» — по мнению рабби Элазара умершие вне Земли Израиля живут только вследствие перехода в Землю Израиля. И только для праведников есть подземные переходы и они не страдают, и этого нет для тех, кто не были праведниками. Во всяком случае все прибывают в Землю Израиля, и тогда они называются умершими в Земле Израиля, а там они живы. И хотя рабби Аба бар Мамал возражает на мнение рабби Элазара, считая, что и вне Земли Израиля будет пробуждение мертвых, однако несколько мудрецов более позднего поколения согласны с рабби Элазаром и из этого следует, что закон следует его мнению, как это известно из правил выведения заключений в Талмуде.

Кто воскреснет из мертвых?

Все евреи имеют удел в мире грядущем (пробуждении мертвых). Кто же не имеет удела в мире грядущем? Тот, кто говорит, что в Торе не сказано ничего о пробуждении мертвых и т.п.

«Старые» души (души, уже бывшие в прошлом в этом мире) и их тела. Сказал рабби Хизкия: «если ты утверждаешь, что все тела, когда либо бывшие в мире восстанут и пробудятся от праха, что будет с телами, в которых была та же душа (которая была сначала в одном теле, а потом в другом)?» Сказал рабби Йоси... и АРИЗАЛ объяснил его слова («Врата реинкарнаций», предисловие №4): «если в течение одной жизни человек не сумел очистить всю эту душу и умер... при пробуждении мертвых в его теле будет только та часть души, которую он очистил при своей жизни. И потому, когда душа переселяется в другое тело для того, чтобы завершить свое очищение... те части души, которые переселились в другое тело, восстанут при пробуждении мертвых с этим вторым телом».

Это не значит, что у некоторых людей нет целой души, а только ее части. Необходимо знать, что каждая часть души включает в себя все части, и каждая часть сама по себе имеет структуру целой души. Более того, мы находим, что общность всех душ, взятых вместе, есть одна душа, душа первого человека. Так наши мудрецы говорят («Шмот раба» гл. 40), что когда Адам находился в еще не законченном сотворенном состоянии, Всевышний показал ему всех праведников, которые произойдут от него. Одни произойдут от его головы, другие от его волос и т.п. Смотри также «Тания» послание 7, и в других местах.

Каким образом произойдет пробуждение?

Каким человек живет, таким он и воскресает из мертвых. Слепой — слепой, глухой — глухой, немой — немой. Как он обычно одет, в такой одежде он и воскреснет. Сказал Всевышний: все восстанут так, как они ходят, а затем я излечу их («Берейшит раба», гл. 95; «Зоар» II 199б)...

Последовательность пробуждения из мертвых

Первыми воскреснут умершие в земле Израиля, затем умершие вне ее, затем евреи, странствовавшие в пустыне (после выхода из Египта), затем праотцы. Сначала воскреснут праведники, а затем все остальные люди, сначала те, кто посвящал себя изучению Торы, а затем те, кто посвящал себя исполнению заповедей...

Подробности о пробуждении тела

Воскреснет из мертвых то же самое тело, как сказано: «Будут жить умершие твои». Не сказано, что они вновь будут сотворены. Ибо от истлевшего тела остается одна косточка (которая называется «луз»). Во время пробуждения Всевышний размягчает ее росой пробуждения. Косточка станет подобной месиву, и из него будет построено все тело («Зоар» II 169).

Будет ли судный день после пробуждения мертвых?

В этом отношении существуют три мнения:

1. После пробуждения мертвых наступит великий судный день, в который все люди будут судимы в соответствии с их поступками (РАМБАН в книге о вознаграждении и др.);

2. Каждого человека судят тут же после смерти, и более не будет никакого суда. Выражение «судный день», о котором иногда говорится, имеет в виду день наказания и отмщения (Абрабанель и др.);

3. Мнение рабби Ицхака Лурье (АРИЗАЛ): после того, как душа прошла Йом-Кипур и очищающие страдания, а затем переселение душ, зачем ее еще раз судить в великий судный день? Судный день будет только для других народов мира. Это мнение приводится в книге «Нишмат хаим». И добавляет: Что же будет с теми, кто умрет незадолго до пробуждения мертвых и еще не получат наказания переселением душ и страданиями — за время их наказания они пройдут такое глубокое наказание, что за короткое время качество его послужит заменой длительного наказания так, что они удостоятся блаженства мира грядущего. И эти вещи скрыты и запечатаны, и блажен, кто знает.

Жизнь после пробуждения мертвых

В мире грядущем (после пробуждения мертвых) не будет ни еды ни питья и ни деторождения. Не будет ни торговых дел, ни зависти, ни ненависти и ни соперничества, но праведники будут сидеть с венцами на головах и наслаждаться сиянием Шхины («Брахот» 17а). В то время люди уже не будут обращаться в прах и будут жить вечно.

Опубликовано: 29.06.2005 Комментарии: 6 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter