СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 09:53

Праведники живут вечно

Когда Адам нарушил запрет и съел плод дерева познания добра и зла, то Творец забрал у него «истинное» тело и заменил его на «ложное», которое должно было умереть.

5468 (2) мин.

Большинство великих раввинов Испании и Португалии разбирались в глубочайших тайнах Торы. Эти тайны стали называть каббалой, а мудрецов, познающих их — каббалистами. Поэтому там и были написаны многие основополагающие книги теоретической каббалы.

Одним из величайших испанских каббалистов был рабби Меир бен Габай, который жил 500 лет назад. Среди книг, которые он написал, особо выделяют три: «Толаат Яаков» — о значении молитв, «Дерех эмуна» — о десяти сфирот и «Аводат а-Кодеш» — о взаимоотношениях верхних и нижних миров и тех, кто их населяет. Эти книги были широко распространены и заслужили одобрение ученых кругов.

В книге «Аводат а-Кодеш» (часть 2, п. 19) сказано, что тело человека было создано Всевышним изначально как не подвластное смерти, сну (как одной шестидесятой части смерти), болезням и старости (как производное). Так как человек был создан «венцом творения», то его ограничения — материальное тело — было на уровень выше, чем тела всех остальных созданий (включая ангелов) со всеми вытекающими из этого последствиями (например — свободным перемещением во времени и пространстве).

Когда Адам нарушил запрет и съел плод дерева познания добра и зла, то Творец забрал у него «истинное» тело (потому, что истина — это только вечное), и заменил его на «ложное» (так как ложь — это все непостоянное), которое должно было умереть. И про это сказано в Торе (Берейшит 3:21), что Всевышний «сделал им одежды», что перекликается с написанным в Псламах (102:27) «как одежду, сменишь Ты их, и они пройдут». То есть, тело является «одеждой» для души, а обычная одежда (которую можно менять) — предназначена для тела.

Были люди, которые очистили свое «ложное» тело от греха — и они открывали себе доступ к «настоящему» телу. Например, таким был Ханох о котором сказано (Берейшит 5:24) «И ходил Ханох с Б-гом, и не стало его, ибо взял его Б-г». Это было его наградой за чистоту и высокую духовность. В этом случае следует считать, что Ханоха не постигла обычная судьба людей смерть как окончание жизни; он, как пророк Элияу, был взят на небо без перехода из одного состояния в другое, который и называют смертью.

Когда еврейский народ согласился принять на себя заповеди Торы, то вместе с первыми скрижалями они все получили «настоящее» тело. Поэтому «видели то, что слышат» и т.п. Но когда из-за греха золотого тельца были разбиты первые скрижали, «настоящее» тело было опять утеряно. Но грешили ведь не все — и те, кто из 600 тысяч евреев не согрешили с золотым тельцом (а также искорки их душ, рассыпаные по всем поколениям), имеют доступ к этому «настоящему» телу. Таких людей мы называем праведниками.

Работа некоторых состоит в том, чтобы афишировать это — как, например, десять праведников, которые вошли в Рай живыми. Это были Ханох, Элиезер (раб Авраама), Серах (дочь Ашера), Батъя (дочь фараона), пророк Элияу и др. А некоторые — наоборот, скрывают этот аспект, и поэтому их омывают, стригут, хоронят и читают кадиш — как праотец Яаков, Давид а-Мелех и другие. Подробно про это пишет р. Йоэль Тейтельбойм из Сатмара в объяснении на главу «Ваехи» в книге «Диврей Йоэль».

Награда за выполнение заповедей Всевышнего меняется в зависимости от мотивов, которыми руководствуется человек. Те, кто выполняет их единственно ради того, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь в этом мире, действительно получают иногда в награду долгую и приятную жизнь, полную почестей и богатства. На другой, более высокой ступени находятся те, кто предан заповедям не из-за меркантильных целей, а потому что хотят заслужить себе грядущий мир, то есть служат Всевышнему из чистого страха Б-жьего. Они вознаграждаются спасением от той участи, какая ожидает нечестивцев в аду, и, в конечном счете, удостаиваются обитать в раю. На еще более высоком уровне стоят те, кто выполняет заповеди из любви к Создателю, без каких-либо скрытых мотивов и даже без стремления к награде, так что, даже занимаясь своими будничными делами, помышляют лишь о том, чтобы выполнять заповеди. Они удостаиваются награды и в этом мире, и в следующем. Наконец, есть такие, кто, подобно бестелесным существам, порывает со всеми житейскими заботами, направляя все свои желания и помыслы только к Создателю. В награду они получают вечную жизнь как для тела, так и для духа. Именно так обстояло дело с Элияу и Ханохом, о которых наши мудрецы утверждают, что они были взяты в рай живыми.

Следует учесть, что по отношению к праведнику поколения, находящемуся на уровне Моше-рабейну, душа которого связана с самой сущностью Всевышнего, все эти аспекты намного сильнее. Такой праведник продолжает жить в физическом смысле («Давид Король Израиля жив и сущ», «праотец Яаков не умер» и т.п.). И еще более сильно это проявляется у праведного Мошиаха, который обладает вечной жизнью, как написано (Теилим 21:5): «(Сказал Мошиах:) жизни просил я у Тебя (ответил Всевышний:) дал Я ему жизнь вечную».

Опубликовано: 16.01.2007 Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter