Глава 156: "Да не осквернится прикосновением к умершим"

  1. Тора предписывает коэнам хранить ритуальную чистоту: "Никто из них да не осквернится прикосновением к умершим из народа своего" (Ваикра, 21:1). Коэнам запрещается прикасаться к умершему или к могиле, а также находиться в доме, где находится покойник. В этом отношении даже не вполне сформировавшийся выкидыш считается таким же покойником, как умерший взрослый человек - при условии, что выкидыш произошел спустя более чем 40 суток после зачатия. Поэтому коэн также не имеет права находиться в доме, где находится этот выкидыш. Более того, этот запрет распространяется даже на отдельные части тела умершего человека и на его кровь, а также, например, на руку или ногу, ампутированную у самого коэна.

  2. Коэну запрещается входить в дом, где умирает человек, хотя известно, что агонизирующий считается живым (см. 151:1). Если коэн войдет в этот дом, то смерть может наступить в его присутствии и в результате он осквернится ритуальной нечистотой.
    Даже если помещение, где лежит покойник, очень велико, коэн все равно не имеет права находиться в нем. Если в доме несколько комнат, и покойник находится в дальней, коэну запрещено входить даже в ближнюю комнату, если между нею и той комнатой, где лежит покойник, в стене есть отверстие размером хотя бы 8х8 см, - так как через это отверстие скверна проникает в соседнюю комнату, а из нее - при наличии, по меньшей мере, такого же отверстия - в следующую комнату и т. д. Даже если отверстие в стене сделано специально для того, чтобы в комнату проникал свет, размеры такого отверстия не имеют значения: скверна распространяется в соседнее помещение и через совсем небольшое отверстие.

  3. Если крыша дома образует козырек шириной не менее 8 см, то скверна распространяется и под ним. Поэтому, если два дома стоят так близко друг от друга, что козырьки их крыш соприкасаются, скверна выходит из двери или окна дома, где находится покойник, и проникает через дверь или окно в соседний дом, в который, следовательно, коэну тоже входить запрещается. То же правило относится и к нескольким домам с крышами подобной формы, стоящим настолько близко друг к другу, что козырьки их крыш соприкасаются, - скверна распространяется во все эти дома, и коэн не имеет права входить ни в один из них.
    Не имеет значения, одинаковой ли высоты эти дома. Даже если выступ крыши дома, в котором умер человек, намного выше козырька крыши соседнего дома (или, наоборот, если крыша дома, где находится покойник, ниже крыши соседнего дома), для проникновения скверны это не является препятствием. Чтобы выяснить, может ли коэн находиться в доме, соседнем с тем, где находится покойник, надо представить себе крыши этих домов находящимися на одном уровне: если козырьки крыш этих домов соприкоснулись бы, коэну запрещено находиться в любом из этих домов. Но если между козырьками крыш соседних домов остается хотя бы самый маленький просвет по горизонтали - реальный или воображаемый (если крыши находятся на разных уровнях), скверна уходит через него и не входит в соседний дом.

  4. Балка, прикрепленная над входом в переулок для обозначения границы эйрува, тоже может стать проводником скверны. Происходит это в том случае, если ее ширина не менее 8 см и крыши соседних домов накрывают ее с обеих сторон по крайней мере на 8 см. Тогда, если в одном из этих домов находится покойник, скверна переходит на другую сторону переулка через балку, соединяющую эти дома. Точно такую же роль может сыграть перекрытие над входом во двор. Однако если оно стоит на двух столбах, а козырьки крыш накрывают эти столбы лишь отчасти, не доходя до перекрытия, скверна не переходит от одного дома к другому, так как в этом случае между козырьками крыш и перекрытием есть промежуток.

  5. Aлаха, которую Моше получил на Синае устно, говорит, что дверь, через которую покойника должны вынести на кладбище (после чего дом освободится от ритуальной нечистоты), до самого момента выноса тела считается как бы открытой, даже если на самом деле она заперта. Отсюда следует, что коэну запрещается стоять снаружи под притолокой этой двери даже в то время, когда она закрыта, а если над этой дверью есть козырек шириной не менее 8 см, то и под этим козырьком. Исключением является случай, когда на другой стороне дома открыли дверь или окно, размер которых, по крайней мере, 32х32 см - тогда коэну разрешается стоять перед дверью, откуда вынесут покойника, но при условии, что крыша не выступает минимум на 8 см со всех сторон дома и скверна не доходит до коэна с другой стороны дома - из открытого окна или другой открытой двери.

  6. Когда коэн находится в комнате, дверь которой закрыта, не оставляя щели шириной минимум 8 см, а окна плотно закрыты, скверна не может к нему проникнуть. Поэтому если коэну стало известно, что в соседней квартире или в соседнем доме (из которого скверна может распространиться в дом коэна, как сказано в пп. 3 и 4) кто-то умер, он обязан закрыть окна и двери и держать их закрытыми до тех пор, пока покойника не вынесут из дома. Если в это время коэн откроет дверь своего дома по крайней мере на 8 см, он не сможет уберечь себя от ритуальной нечистоты.

  7. Коген не имеет права приближаться к могиле или к покойнику, лежащему на том месте, где его положили в ожидании погребения, ближе, чем на 2 м. Но по пути на кладбище коэн может находиться от носилок всего на расстоянии 32 см - независимо от того, несут ли покойного или положили на землю, сделав остановку, чтобы прочитать "Цидук а-дин".

  8. Если коэн спит в доме, где кто-то умер, его надо немедленно разбудить, чтобы он как можно скорее ушел оттуда. Однако если он спит раздетый, то следует разбудить его по какому-нибудь другому поводу (например, сказать ему, что кто-нибудь его зовет), чтобы он сначала оделся - а уже потом сообщить, что в доме находится покойник. Ибо в этом случае необходимость соблюсти человеческое достоинство коэна оттесняет на задний план даже исполнение заповеди Торы. Но если коэн сам узнал, что дом осквернен трупной нечистотой, ему запрещается оставаться там даже на очень короткое время, чтобы одеться, - он обязан немедленно удалиться из этого дома.

  9. Некоторые крупные авторитеты Aлахи высказывают мнение, что труп нееврея тоже оскверняет помещение. Поэтому коэну следует стараться не оказаться в доме, где находится покойник-нееврей, а также не приближаться к могиле нееврея.
    Труп еврея, при жизни переменившего веру, является источником ритуальной нечистоты в той же мере, что и труп самого благочестивого еврея. Это относится даже к умершему ребенку, которого еврейка, переменившая веру, родила от нееврея. Поскольку есть вероятность, что на нееврейском кладбище захоронены такие покойники, коэну не следует туда заходить.

  10. Вместе с тем Тора предписывает коэну оскверняться трупной нечистотой ради похорон близкого родственника (Ваикра, 21:2,3): отца, матери, сына, дочери, брата и незамужней сестры по отцу (но только при условии, что они родились жизнеспособными). Кроме того, коэн обязан хоронить свою жену (при условии, что, женившись на ней, он не нарушил запрета Торы). Коген имеет право делать все, что необходимо для погребения умершего близкого родственника. Следовательно, в субботу, когда хоронить запрещено, он обязан остерегаться осквернения и не должен даже принимать участия в охране мертвого тела.
    Если умер один из ближайших родственников, то даже в том случае, когда подготовкой к погребению умершего заняты другие люди, коэн должен находиться поблизости: вдруг понадобится его помощь. Однако в тот момент, когда погребение закончено, разрешение, которое Тора дает коэну, теряет свою силу и начинает действовать запрет оскверняться трупной нечистотой, поэтому коэн обязан как можно скорее покинуть кладбище.

  11. Из сказанного в предыдущем параграфе исключение представляют случаи, когда у коэна умирает близкий родственник, изменивший Торе и заповедям, или когда близкий родственник коэна сознательно кончает жизнь самоубийством, - тогда коэн не имеет права принимать участие в погребении. Иными словами, коэн не оскверняется ради того покойника, скорбеть о котором Aлаха запрещает (см. выше, гл. 155).

  12. Aлаха разрешает коэну оскверняться ритуальной нечистотой только ради похорон родственника, тело которого осталось таким же, каким было при жизни, - но не для похорон частей тела. Поэтому следует принять во внимание точку зрения тех авторитетов Торы, которые запрещают коэну участвовать в погребении, например, убитого родственника, так как в этом случае тело не считается целым.

  13. Существует довольно распространенное заблуждение, будто могила праведника не является источником ритуальной нечистоты. На самом деле это не так, поэтому коэнам не следует подходить к могилам даже выдающихся праведников.

  14. Взрослые обязаны заботиться о коэнах-детях, оберегая их от ритуального осквернения. Запрещается, например, приводить их в дом, где лежит покойник. Однако если ребенок оскверняется сам, то взрослые не обязаны его останавливать. Но когда ребенок уже достиг того возраста, когда его начинают приучать к исполнению заповедей, взрослый обязан предостеречь его от осквернения.

  15. Беременной жене коэна разрешается войти в помещение, где находится покойник.

  16. Коген, который хочет вернуться в дом, не имеет права торопить родственников покойного, чтобы они поскорее вынесли труп из дома. Другое дело, если коэн болен и не в состоянии покинуть свой дом: тогда родственников покойного заставляют вынести покойника из дома, чтобы коэн не нарушал запрет Торы. Если же мертвый - выкидыш, то его родственников всегда принуждают унести его из дома, где находится коэн, - даже в субботу (с помощью нееврея).