СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 04:30

Наслаждение и воля в Эру Мошиаха и в служении человека

C помощью исполнения заповедей в полной мере в первый период Дней Мошиаха весь мир очищается до такой степени, что становится готовым и пригодным для второго периода Дней Мошиаха, когда исчезнет чувство отдаленности творений от Творца. В это время исполнение заповедей будет происходить не по приказу, а само по себе...

2124 (0) мин.

C помощью исполнения заповедей в полной мере в первый период Дней Мошиаха весь мир очищается до такой степени, что становится готовым и пригодным для второго периода Дней Мошиаха, когда исчезнет чувство отдаленности творений от Творца. В это время исполнение заповедей будет происходить не по приказу, а само по себе, благодаря единству человека и Творца.

В душе человека

Объясняется в учении хасидизма1, что наслаждение является внутренним аспектом и причиной воли, когда человек желает ту вещь, посредством которой он получает наслаждение. Выходит, что воля (способность осуществлять свои желания) является средством для достижения цели — наслаждения.

Еще объясняется в хасидизме2, что наслаждение скрыто, а воля раскрытая. При этом приводится пример с королем, который раскрывает слугам свою волю и приказывает исполнить его, но он скрывает от них свое тайное намерение. Выходит, что его воля раскрыта для других, а наслаждение от результата известно только ему.

Объясняется также по-другому3, что когда человек выполняет какую-то работу, его воля раскрыта в этой работе, а наслаждение скрыто. И только когда он завершает работу, это наслаждение раскрывается.

Еще известно4, что пример настоящей воли человека, это воля короля и его власть. А пример настоящего наслаждения проявляется у человека в своем доме.

Воля и наслаждение Всевышнего

Из всего этого можно понять интерпретацию в отношении «Высшего Человека»:

Объясняется5, что воля Всевышнего это раскрытие Его власти среди отдельных творений. И эта власть проявляется в исполнении ими 613-ти заповедей в полном подчинении приказам Короля, поэтому 613 заповедей это воля Всевышнего.

И эта воля раскрылась еврейскому народу во время Дарования Торы, когда Всевышний раскрыл свою власть над еврейским народом и дал им приказ соблюдать 613 заповедей, и реализуется в полноте во время первого периода Эры Мошиаха, о котором пишет РАМБАМ в 11 главе «Законов о королях»: «В грядущие дни встанет Король Мошиах и восстановит династию Давида… В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом… И он исправит весь мир и все будут вместе служить Б-гу». И в этом периоде мир будет таким, как прежде, включая самое основное его поведение, когда все чувствуют свое «я» и отдаленность от Всевышнего, но заставляют себя склоняться перед Всевышним и принять Его власть и т.д., как описывает это РАМБАМ.

Однако внутренний смысл этого таков, что с помощью исполнения заповедей в полной мере в первый период Дней Мошиаха весь мир очищается до такой степени, что становится готовым и пригодным для второго периода Дней Мошиаха, когда исчезнет чувство отдаленности творений от Творца, так как раскроется «Истина Всевышнего навеки», что все творения не существовали на самом деле, так как «все существующее не существует иначе, чем в силу истинности Его существования». А у евреев раскроется, что их существование и есть Сущность Всевышнего. И это есть жилище для Всевышнего в нашем мире, как об этом сказано в книге «Тания» (гл. 36): «Когда будет светить бесконечный свет Всевышнего… в этом материальном мире»6.

И это состояние — жилище в нашем мире — является внутренним наслаждением, скрывающимся за желанием Всевышнего править нами, дав 613 заповедей. Ведь это только средство для восполнения внутренней идеи, заключающейся в построении жилища для Всевышнего в нашем мире.

Воля и наслаждение в Божественной душе

Наподобие этого понятно в отношении евреев, душевные силы которых проистекают и отражают уровни «Высшего Человека». В нашем случае, воля в Божественной душе связывается с Высшей волей, а наслаждение в Божественной душе связывается с Высшим наслаждением.

На основании этого можно сказать, что как воля Всевышнего проявляется в раскрытии Его власти над еврейским народом, также и в отношении воли евреев, которые являются слугами Всевышнего и исполняют все Его заповеди. Однако, есть более скрытая причина и внутренняя цель этого: так как евреи и Всевышний это одно целое и с помощью, то благодаря принятию Его власти в наше время, евреи смогут достигнуть настоящего единства со Всевышним во второй период Эры Мошиаха. И это наслаждение еврейского народа едино с Высшим наслаждением.

Обязаны ли мы верить во второй период Эры Мошиаха?

И вот, в открытой части Торы отношения евреев и Всевышнего описывается как две несвязанных сущности: Всевышний — это Король, а евреи — Его рабы. При этом воля Короля состоит в том, чтобы раскрыть свою власть над еврейским народом с помощью 613 заповедей. В соответствии с этим, в открытой части Торы описывается первый период Эры Мошиаха, когда материализуется воля Всевышнего и раскроется Его власть над еврейским народом и всем миром в целом.

И постановил РАМБАМ («Законы королей», гл. 11), что каждый еврей обязан верить в это, как раб верит в победу короля; в противном случае он считается отрицающим всю Тору.

Но РАМБАМ не писал явно о состоянии во второй период Эры Мошиаха и о его значимости, как внутренней цели всего. Отсюда понятно, что это не включено в веру о приходе Мошиаха. И смысл этого понятен по-простому: раб может быть преданным своему властелину и его воле не зная его скрытые намерения — как мы говорили, король не раскрывает свое наслаждение рабам.

И только во внутренней части Торы, которая объясняет истину, что евреи и Всевышний это одно целое, там еврею раскрывается внутреннее наслаждение Всевышнего своим жилищем в нашем мире.

Обязаны ли мы быть ответственны за приближение Освобождения?

Можно сказать и с другой стороны. РАМБАМ пишет, что есть обязанность ожидать приход Мошиаха. Это соответствует тому, что было сказано выше о том, что воля евреев связана с волей Всевышнего. И как воля Всевышнего проявляется в раскрытии Его власти в мире, такова и воля евреев. Поэтому еврей ожидает и желает прихода Мошиаха, когда воплотится Его воля. Если же он не ожидает прихода Мошиаха, то это указывает на то, что по крайней мере внешне его воля отделена от воли Творца, то есть он считается отрицающим всю Тору.

Но РАМБАМ не пишет, что у еврея есть ответственность привести Освобождение на практике. Причина этого понятна: РАМБАМ относится к еврею как к рабу Всевышнего, а обязанность раба — исполнять указания и приказы короля, но он не ответственен за реализацию общей идеи.

Но Ребе Король Мошиах постоянно говорит о том, что у еврея есть ответственность за то, чтобы привести Освобождение. Ребе объясняет причину этого: еврей не только раб Всевышнего, а на самом деле Его равноправный компаньон. Поэтому наслаждение Всевышнего Его жилищем в нашем мире является наслаждением каждого еврея, так как евреи и Всевышний это одно целое, а настоящий компаньон обладает также и ответственностью.

Каждый еврей обязан привести к Дням Мошиаха

Еще объясняется, что воля является дополнением к силам и она управляет ими, а наслаждение — внутренняя часть этих самих сил. Поэтому действия наслаждения над силами происходят сами по себе, пока не раскроется, что изначально это их суть.

Наподобие этого объясняется в аллегории об отношении Всевышнего и мира, что есть такая форма, когда Всевышний властвует над всем миром и управляет им по Своей воле, а мир по своей природе самоумаляется перед этой волей. Но есть и другая форма, когда природа мира становится такой же, как и Сам Всевышний, пока не раскрывается, что изначально «все существующее не существует иначе, чем в силу истинности Его существования».

И это согласуется с вышесказанным, так как воля Всевышнего проявляется в раскрытии Его власти в мире по пути принуждения, а Его наслаждение — в жилище в нашем мире, когда раскроется, что «все существующее не существует иначе, чем в силу истинности Его существования», как было сказано.

Наподобие этого в служении Всевышнему, так как в общем это служение происходит в форме выхода из своего существа и полном самоумалении и подчинении Всевышнему, вплоть до полного самопожертвование на практике. И это служение является дополнением естественной сущности, которая сама по себе отделена от Всевышнего. Поэтому мы видим, что у проявивших самопожертвование людей в России, после их переселения в Америку или Израиль, почти не заметно подобное самопожертвование. Это согласуется с тем, что воля является дополнением к силам.

Однако, в работе «привести к Дням Мошиаха» это не происходит в форме выхода из себя, а так, что это и есть само существование. Поэтому «все дни жизни твоей» — каждое мгновение жизни человека, спит ли он, или бодрствует — «привести к Дням Мошиаха». И это похоже на то, что наслаждение является существованием всех сил.

Заповеди будут отменены в будущем

Ребе Король Мошиах объясняет7 высказывание наши благословенной памяти мудрецов: «Заповеди будут отменены в будущем», что речь идет о втором периоде Эры Мошиаха, когда исчезнет определение «заповеди» и «приказа», так как в это время творения не будут отделены, чтобы давать им приказы. Исполнение заповедей будет происходить само по себе, благодаря единству человека и Творца. Ребе РАШАБ объясняет8 эту идею, на первый взгляд, немного по-другому: в то время раскроется наслаждение от исполнения заповедей, при этом заключенная в них воля Всевышнего растворится в нем как свет свечи в костре.

Но здесь можно применить известное правило, что все объяснения одной и той же идеи связаны между собой. Поэтому в наше время, когда евреи представляются отдельной от Всевышнего сущностью, им раскрывается только воля Всевышнего, как в примере короля, который раскрывает рабу свою волю и дает ему указания. Это и есть обычное определение понятия «заповедь» — воля Всевышнего, которую мы должны исполнять подобно рабам.

Но во второй период, когда раскроется единство Всевышнего и еврейского народа, евреи постигнут высшее наслаждение и тайное намерение заповедей, которые было до сих пор скрыто от них. Тогда их отношение к исполнению заповедей будет не как у раба, который выполняет приказы своего господина, а наслаждение Всевышнего станет и их наслаждением.

Примечания:
1 См. «Ликутей Тора» (гл. Бешалах») 1г-д. «Продолжение» 5666 г., стр. 73.
2 «Ликутей Тора» гл. «Шлах» 48б.
3 «Тора ор» со слов «Большие воды».
4 Трактат «Праздник Рош а-Шана» 5665 г.
5 См. пр. 3.
6 Беседа в Симхат-Тора 5752 г.
7«Законы устной Торы, которые никогда не отменяются». «Книга бесед» 5752, стр. 27.
8 «Продолжение» 5672 г., том 1, гл. 193.

Опубликовано: 28.09.2015 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter