СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 12:13

Связь хасидов с Ребе в 60-е годы в СССР

Невидимый «железный занавес» отделил Советский Союз от остального мира. Но еще более могущественный занавес отделил любавичских хасидов от их лидера, Ребе. Только за слово «Шнеерсон» могли посадить в тюрьму или отправить в ссылку.

1978 (1) мин.
Ш.-З. Бергер Сокращенный перевод:Шолем Лугов

Великий и ужасный, хотя и невидимый «железный занавес» отделил Советский Союз от остального мира. Но еще более могущественный занавес отделил любавичских хасидов от их лидера, Ребе. Только за слово «Шнеерсон» могли посадить в тюрьму или отправить в ссылку.

Но хасид не может прожить без своего главы и он знает, что Ребе является источником его света и божественного потока, как духовного, так и материального. Он не может чувствовать себя разъединенным с Ребе. Он жаждет услышать что-то от главы еврейского народа. А железный занавес? Что же, мы преодолеем и это, разве это жизнь без Ребе?!

[Здесь стоит заметить, что в 1971 году Ребе сказал, что он совершенно не принимает это выражение, «так как нет железного занавеса, перекрывающего все вещи, а это воображаемый занавес»].

Для хасидов в то время была важна любая информация о Ребе, они могли тратить часы на то, чтобы услышать отрывок из нового выступления или последнее указание.

Сам Ребе Король Мошиах всегда интересовался тем, что происходит с хасидами в России, и часто писал об этом. К примеру, вот отрывок из трогательного письма к р. Нисану Неменову, который послал Ребе в 1962 году список хасидов, живущих в России. В ответ, Ребе написал ему о важности связи между евреями, которые живут в свободных странах, и теми, кто находится за железным занавесом.

Вот, отрывок из этого письма («Игрот Кодеш» том 6, стр. 44-45):

Я испытал большое удовольствие, получив имена людей нашего круга в России, что показывает на две важные вещи: 1. Идею любви к евреям и непрекращающуюся связь между ними и нашими братьями, находящимися в России. 2. Почти несомненно, что с помощью того, что находятся с ними на связи — по крайней мере мысленно — укрепляется идея ответственности всех евреев друг за друга. И поэтому, как нет власти у препятствий и преград в той стране по отношению к тем, кто находится за ее пределами — то связь с теми, кто еще находится в той стране, добавляет им сил подниматься и укрепляться в своем положении и состоянии, и уменьшает ту силу, которая могла возникнуть против них со стороны враждебных им властей… И, несомненно, будут продолжать эту связь также и в будущем, и без сомнения в этом будет большая польза для находящихся там и также для находящихся здесь.

Рукописные благословения

Реб Берл Рикман учился вместе с Ребе в хейдере. В его архиве есть заметки о том, как он настрадался в подвалах КГБ. Он хранил также письма от Ребе, среди которых есть одно письмо с заголовком «Благословение нашего дедушки в канун Йом-Кипура 5731 года». Эти слова записал сам реб Берел. Он жил в Москве под гнетом коммунистов и всеми силами пытался вырваться оттуда. Будучи хасидом Ребе, он хотел знать точный текст благословения на Йом-Кипур. Каким-то образом ему удалось увидеть оригинальный текст благословения и он записал его для себя. Через два месяца после Йом-Кипура он получил разрешение и смог уехать в Израиль.

Это учит нас тому, насколько ценным было для хасидов в России каждое слово, полученное от Ребе.

Рукописи книг

В архиве р. Бенциона Гросмана из Мигдаль-Эмека есть рукописный сборник «Сегодня — день», который принадлежал хасиду ХАБАДа в России, скопировавшему его для того, чтобы иметь копию одной из книг Ребе.

В Ташкенте было пять томов «Ликутей Сихот», переписанных от руки, по которым учились десятки хасидов. Как только в Россию удавалось переправить беседу или трактат Ребе, в Москве, Ленинграде, Ташкенте и Самарканде по ночам сидели хасиды и переписывали их под копирку и раздавали своим друзьям.

Дипломаты и «туристы»

Каким образом напечатанная копия попадала в Россию под носом милиции, которая следила за всем связанным с Торой и хасидизмом?

Многие тексты привозили израильские дипломаты и хасиды, которые приезжали под видом туристов. Многие годы израильское правительство прилагало усилия, чтобы помочь евреям в СССР через посольство, которое находилось в Москве, и специально созданное для этого отделение «Моссада» — внешней разведки Израиля.

Но хасидам этого было мало и они искали способы получить учение Ребе. К примеру, Нехемия Леванон, который работал в израильском представительстве в Москве, устанавливал и развивал связи с советскими евреями. По просьбе хасидов он обратился в «Моссад» для получения текстов из Бруклина и начал распространять их.

Авраам Коэн, второй секретарь посольства в Москве, также помогал хасидам. Он родился в религиозной семье в Польше и даже какое-то время учился в йешиве «Томхей Тмимим» в Лодзи. Он видел Ребе РАЯЦа и поэтому знал о бескомпромиссной связи между хасидами и Ребе. Он привозил в Малаховку молитвенники и другие книги.

Все это прекратилась после разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем в 1967 году и посольство в Москве было закрыто. Нужно было создать новую сеть для пересылки религиозных атрибутов и хасидской литературы. Многие хасиды начали приезжать в Россию по указанию Ребе под видом туристов. Это длилось более двадцати лет до начала перестройки.

Ожидая ответа от Ребе

Как известно, хасид не принимает никаких серьезных решений в жизни не посоветовавшись с Ребе. Что же делали хасиды в СССР? Невозможно было отправить письмо в Бруклин, так как цензура проверяла всю заграничную корреспонденцию, особенно отправляемую в США. Тем более, что хасиды и так находились под надзором КГБ.

Хасиды нашли выход: они отправляли письма родственникам в Израиль и задавали специальным кодом вопрос, который раскодировали и отправляли Ребе. После этого таким же образом они получали ответ. Понятно, что это занимало несколько недель, а иногда и месяцев. Иногда Ребе отправлял письмо сам и подписывался «Дедушка».

И поверили они в Творца и Моше, Его раба

Покинуть Россию было мечтой каждого хасида, но ворота были на замке. Понятно, что вопросы на эту тему относились к категории спасения жизни и хасиды не принимали решение об отъезде без благословения Ребе.

Хасид реб Берке Хен в 1951 году сбежал из дома за несколько минут до того, как его пришли арестовывать. Он прятался в разных местах и даже поменял себе имя, чтобы его не нашли. Все это время он старался получить благословение Ребе через своего родственника, р. Залмана Кальмансона, который жил в Израиле. Его дети уже уехали и многие советовали, чтобы хотя бы его жена подаст заявление, так как сам реб Берке опасался делать это, ведь его фотография висела на стенде разыскиваемых преступников в каждом отделении милиции. Его сын Мордехай спросил Ребе и получил такой ответ: «Твой отец должен подать заявление на отъезд вместе со всей семьей и да поможет ему Б-г». Сын очень удивился и попытался объяснить, насколько ситуация там серьезная, но Ребе улыбнулся и сказал: «Они не узнают его». Реб Берке подал заявление и очень опасался ареста, но через полтора года он получил визу. Когда это произошло, реб Берке пустился в пляс от радости и даже сочинил напев на слова «И поверили они в Творца и Моше, Его раба». Никто не мог понять, как разыскиваемый человек получил разрешение на отъезд...

Теперь мы можем понять, почему Ребе отозвался так отрицательно о выражении «железный занавес» и сказал, что это воображаемый занавес. Ведь ничто не могло разделить хасидов от главы поколения.

Опубликовано: 21.07.2016 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter