О борьбе с курением в ХАБАДе

27.09.2017 | 480 | (1)
О борьбе с курением в ХАБАДе
О борьбе с курением...

Многие из вас помнят, что еще в 70-е годы курение было нормальным явлением и никто не поднимал шум по этому поводу. Кампании по борьбе с курением начались в конце 80-х годов. Многолетняя реклама о вреде курения для здоровья как самих курильщиков, так и окружающих людей, достигла своей цели. После этого количество курильщиков в мире уменьшилось на несколько десятков процентов. Интересно, что начало этому было положено в августе 1937 г., когда Ребе РАЯЦ начал бороться с курением сначала среди молодых учеников йешив, а потом и среди хасидов более старшего возраста. Интересно, что запрет на курение в общественном месте был введен уже в 1976 году...

Не курить в Рош а-Шана также и тайком

«Я заметил, что те, кто курит весь год, включая праздники, воздерживаются от этого в Рош а-Шана. И будет правильно, когда изучающие Тору люди станут остерегаться этого и влиять на своих знакомых», — написал Ребе РАЯЦ 13 Элула 5697 г. в письме, адресованном ученикам всех йешив. Передают от имени р. Менахем-Зеэва Грингласа из Монреаля, что Ребе РАЯЦ написал это письмо по просьбе р. Яакова Гринвальда из Папо.

Так или иначе, на следующий год (22 Элула 5698 г.) Ребе РАЯЦ установил это правило для всех: «Я предлагаю вам такой порядок в два дня Рош а-Шана — уменьшить разговоры без необходимости, сократить время на еду, питье и сон, а также не курить папиросы также и тайком». Несмотря на то, что указание Ребе РАЯЦа было обращено к изучающим Тору и ученикам йешив, его приняли все хасиды ХАБАДа.

До двадцати лет — запрещено; после двадцати лет — Ребе РАЯЦ просит

Через 5-6 лет после этого Ребе РАЯЦ решил обнародовать категорический запрет на курение для учеников йешив в возрасте до двадцати лет. 12 Тевета 5703 г. он отправил письмо р. Мордехаю Ментлику, главному преподавателю йешивы «Томхей Тмимим», в котором писал: «Прошу… составить список всех курящих учеников и категорически запретить курить тем, кому меньше двадцати лет. Не важно, что именно они курят — папиросы, сигареты или трубку. Этот запрет распространяется на всех учеников в любом месте и в любое время дня. И это указание они должны выполнять безусловно под вашим наблюдением, а нарушивший этот приказ должен быть сурово наказан».

После этого Ребе РАЯЦ обратился к ученикам в возрасте более двадцати лет и написал так: «Я прошу для их же пользы — как духовной, так и физической — бросить курить. Пусть не сразу, а постепенно: уменьшать количество сигарет, выкуриваемых в день, пока не удастся бросить курить совсем».

После того, как руководство йешивы поставило в известность учеников и сообщило об этом Ребе РАЯЦу, он написал р. Ментлику, что очень доволен этим и дал благословение на новый год.

Курение среди молодежи

Интересно отметить, что проведенные в наше время исследования показали, что 90% курящих израильтян начали курить до 18 лет.

Нужно сказать, что в последующие за указанием дни нужно было следить за тем, как ученики исполняют его. Ребе РАЯЦ писал р. Гурарье: «Что происходит с курением? Бросили ли они совсем и уверены ли вы, что они не курят тайком?», а потом добавил об отправленном ему списке курящих: «Мне очень понравилось, что они берут на себя обязательство бросить курить. Нужно лишь проследить, действительно ли они выполняют это».

Прекращают курить перед хасидским застольем

Совет Ребе РАЯЦа превратился со временем в один из указов во всех йешивах ХАБАДа — молодые люди в возрасте до 20 лет воздерживались от курения. Так как Ребе РАЯЦ не запретил категорически курение после 20 лет, были многие старшие ученики, которые позволяли себе курить. Особенно это было заметно в «770», где учились после двадцати лет, — многие из них курили прямо в зале во время учебы. Дошло до того, что перед началом хасидского застолья р. Симпсон стучал по столу и давал команду прекратить курить, чтобы воздух проветрился для Ребе.

Кроме этого, на полу были разбросаны окурки сигарет и только после нескольких случаев, когда Ребе остановился и поднял их, курильщики стали бросать их в урны.

Курение в «770» запрещено!

В Адаре 1976 г., во время аудиенции с одним из хасидов, Ребе заговорил с ним о курении и сказал так: «Что касается курения сигарет, так ведь есть письмо Ребе РАЯЦа…». В связи с этим через какое-то время было проведено собрание для учеников йешивы в «770» р. Довид Раскин попросил всех прекратить курить. После этого в «770» распространили письмо Ребе РАЯЦа и были изданы новые правила для учеников йешивы, где был запрет курить в зале.

Через двадцать лет после этих событий во многих странах появился запрет на курение в общественных местах.

Не прекращать курить сразу

Несмотря на то, что Ребе Король Мошиах высказал свое мнение о вреде курения для здоровья и призвал прекратить эту привычку, он выступал против всеобщего запрета на курение. Однажды (3 Тевета 5750 г.) во время раздачи долларов к Ребе подошел человек, который начал жаловаться на то, что многие ученики йешивы курят возле «770». Он спросил Ребе: «Почему вы не говорите им, чтобы они не курили? Курение хорошо или плохо?» Ребе ответил ему: «Это зависит от привычки человека. Если кто-то привыкший курить сразу прекратит, это может нанести ущерб его здоровью». Человек не успокаивался: «Хорошо. Скажите им, пожалуйста, чтобы не курили. Если вы скажете им, они прислушался к этому». Ребе ответил: «Я не врач».

Почему курили главы ХАБАДа?

В истории хасидского движения мы находим различные истории в отношении курения нашими главами ХАБАДа. Одна из них приводится в книге «Шмуот вэ сипурим» (том 1, стр. 121), как Ребе РАШАБ остановился в доме одного московского богача, сын которого был нездоров и врачи запретили ему курить. Но он не слушался их и продолжал курить. Тогда отец попросил Ребе РАШАБа повлиять на сына. Сказал Ребе: «Почему ты куришь? Ведь ты больной». Возразил ему сын богача: «Так ведь и Ребе не здоров, а почему он курит?» Ответил ему Ребе: «Я курю потому, что мой отец курил».

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах рассказывал, что когда установили телефонную линию между кабинетом Ребе РАШАБа и Ребе РАЯЦа, бывало, что Ребе РАШАБ звонил сыну и говорил: «Можешь зайти. Я хочу покурить». Тогда Ребе РАЯЦ входил в кабинет, доставал спичку, поджигал отцу сигарету и тот курил. В это время они обсуждали различные вещи.

Также рассказывают, что перед праздником Песах некоторые ученики йешивы ездили проверять пшеницу для мацы и тогда же они проверяли табак для Ребе РАШАБа.

Вообще, Ребе РАЯЦ постоянно курил, как это описывается к его рукописях, в частности в «Записках об аресте». Но с 1940 г. из-за проблем со здоровьем он бросил курить.

В книге «Мигдаль оз» приводится интересная история о том, как хасиды р. Шмуэль-Михл Трейнин и р. Симха Городецкий навещали гаона из Рогачева. Это было во время праздника Шавуот и во время их беседы р. Шмуэль-Михл достал сигарету и было видно, что он хочет закурить. Гаон попросил жену принести свечу, чтобы гость смог зажечь сигарету, а когда та замешкалась, сам встал, но р. Шмуэль-Михл остановил его и сказал, что он не хотел курить, а собирался выяснить мнение гаона о курении в праздник. Гаон ответил, что так как он никогда в жизни не курил, то он не может высказать свое мнение об этом, ведь может быть для заядлого курильщика сигарета является «необходимой для человека пищей». А когда р. Шмуэль-Михл сказал, что Ребе РАШАБ обычно курил в праздники, гаон ответил ему: «Что ты сравниваешь себя с Ребе?! Он ведь высший праведник и его курение это совершенно другое дело».

Баал-Шем-Тов курил трубку. Рассказывается, как один раз он показал своему ученику р. Зеэву Кицесу новые воскурения, которые появились в результате курения, а тот потерял сознание от страха. На исходе субботы он курил постоянно («Даат цадиким», стр. 3) и в это время р. Зеэв Кицес задавал ему вопросы о прошедшей субботе.

Рабби Яаков-Йосеф из Полонного пожелал себе (см. «Бэ-сод авдеха», рассказ 103) достигнуть каждый день таких высот в служении Всевышнему, как это делал Баал-Шем-Тов во время курения трубки.

От имени учеников Баал-Шем-Това приводится (Баал-Шем-Тов, гл. «Мишпатим») тайна курения: есть очень высокие души, которые не могут вернуться в тела, поэтому их основным исправлением является духовный путь — это достигается с помощью запаха.

Ребе МААРАШ, Ребе РАШАБ и Ребе РАЯЦ курили, но Ребе Король Мошиах не курил.

Выводы:

1. До двадцати лет курить однозначно запрещено.

2. После двадцати лет нужно стараться постепенно прекратить курить, но делать это нужно по собственному желанию. И раз Ребе попросил об этом, то несомненно для этого есть необходимые силы.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):