Лулав — пальмовое сердце (и сердце еврея)

03.10.2017 | 263 | (0)
Лулав — пальмовое сердце (и сердце еврея)
Пальмовое сердце и сердце еврея

В сердце еврея есть два сердца, два влечения, два начала: «доброе влечение» («йецер тов») — эмоции Святой души, сердце первое и «дурное влечение» («йецер а-ра») — эмоции души «животной», сердце второе. И это второе — множественно (не два, не три… больше…), ибо наполнено многими страстями и влечениями. Первое же — только в единственном числе: ведь оно чувствует только одну единственную любовь — ко Всевышнему и ко всему, что является «объектом» Его Желания. И сколько бы их ни было, этих «объектов», все они — части одного Желания Творца. Как множество органов тела это единая сущность — одно человеческое тело.

Есть много сердец: одно плюс множество. Но от еврея требуется служение Всевышнему всем сердцем, всеми эмоциональными силами, чтобы все наши помыслы и желания были направлены только к Нему.

Как мы говорим — просим — в молитве: «Да раскроет Он сердце наше для Торы Своей и вложит в наше сердце любовь к Нему и трепет перед Ним, чтобы мы исполняли Волю Его и служили Ему всем сердцем…» Слово «(всем) сердцем» написано здесь с удвоенной буквой «бейт»: не «либейну» (что означает «(одно) наше сердце»), а «левовейну» («наши сердца»). И об этом также наша мольба в благословении перед «Шма Исраэль»: (буквально) «и объедини наши сердца, чтобы мы чувствовали лишь любовь к Имени Твоему и трепет перед ним…» (в русском переводе написано: «…и сделай так, чтобы наше сердце наполняли лишь любовь к Имени Твоему»).

И так как это очень тяжелая работа, мы просим Всевышнего, чтобы Он помог нам прийти к этому. То есть необходимо, чтобы все «сердца» (все наши силы что-то чувствовать, любить и стремиться…) слились в одно сердце, соединились в одном стремлении — к Святости.

А теперь — от сердца еврейского к сердцу пальмы. О том, чему сердце пальмовое может научить еврейское.

Пальма — дерево уникальное. Оно отлично ото всех других тем, что его ветки не растут с боковой стороны центрального ствола, который является главным, как у всех других деревьев. Ветки пальмы растут — изнутри, из центра: вся пальма, по сути, представляет собой один центральный стержень-ядро, (сердцевину), который производит из себя самого зачатки ветвей с плотно прижатыми к ним листьями. Они то и называются «лулавами».

По мере роста, ветки-листья начинают расходиться в стороны по окружности и на их месте из ядра-сердцевины рождаются новые молодые ростки. И так происходит постоянно.

Вырастая до максимальной зрелости, доходя до определенного диаметра и отдаляясь от сердцевины, своей нижней, широкой частью, каждый ряд веток строит ствол пальмы, которого она, изначально, не имеет. Ветки, выросшие вслед за первыми, таким же образом продолжают строить новый пояс ствола. Так пальма поднимается ввысь.

А её сердцевина-ядро — с самого начала и все годы ее жизни, направлено вверх. Нацелено в небо. Пальма, если можно так выразиться, похожа на пусковую установку со вложенной внутри ракетой «земля-небо», готовой к запуску строго по вертикали. Пучок тонких, заостренных живых веток-пик, «лулавов», собранных воедино и устремленных к одной цели…

Это и есть «сердце» пальмы. И, как человеческая жизнь, жизнь пальмы зависит от цельности ее «сердца». (Поэтому, если оно будет повреждено, пальма начнет постепенно умирать). Получается, что вся пальма, сверху до низу, является производной от своей внутренней сущности. В ней нет ничего внешнего — только внутреннее и глубинное. Вся она — выражение своего «сердца».

Пальма

Этой постоянной целеустремленности сердца к небу, от которой зависит все, учит пальма сердце еврейское.

В трактате Талмуда «Сукка» (45б) написано: «Сказал рабби Леви: Наподобие пальмы — как пальма, у которой есть только одно сердце (направленное в небо), так и народ еврейский, есть у него только одно сердце к их Отцу Небесному».

Поэтому и само название этих направленных вверх молодых листьев, растущих из пальмового «сердца» — «лулав» — толкуется в книгах каббалы и хасидизма как «ло — лев» (с другой огласовкой те же буквы — «лу» — можно прочесть как — «ло»). Что означает: «Ему — сердце». Еврейское сердце, всеми своими силами устремленное только ко Всевышнему!

Подчинение всех своих желаний (самой силы души желать и любить) — Его Желанию. Которое, заполнив сердце еврея, влечет его к исполнению заповедей, к жизни по законам Творца. Полной преданости Всевышнему.

Написано в Мидраше: «Наподобие пальмы (финиковой), которая не рождает меньше трех плодов одновременно, так и еврейский народ — всегда есть в его среде не меньше трех праведников: Авраам, Ицхак и Яаков… Ханания, Мишаэль и Азария…». Мидраш акцентирует (в конце) именно этих трех праведников, потому что они готовы были пожертвовать своей жизнью ради Веры в Творца…

Упоминая их, Мидраш хочет научить нас быть готовыми пожертвовать всеми своими желаниями, полностью подчинить свое сердце Всевышнему.

Праведники сравниваются с финиковой пальмой: «Праведник, как пальма, расцветет…» (Псалмы 92:13). «И народ твой — все праведники, ветвь насаждения моего, дело рук моих, для прославления…» (Ишайа 60:21)!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):