Хасид верой своей живет

08.02.2018 | 336 | (1)
Хасид верой своей живет
Рав Йешовам Сегаль

Существование «связующего звена» является необходимостью, ибо без него невозможно достичь настоящей веры в Творца. Подобно тому, как тело не может существовать без мозга, который является «связующим звеном» между душой и телом, так и народ Израиля не может существовать без Ребе — «связующего звена» между Б-гом и Его народом.

1. Принципы в мире хасидизма

Сказано в Талмуде (трактат Макот 24б): «613 заповедей даны были Моше… пришел Хавакук и свел их к одной, как сказано: „Праведник верой своей живет“».

Вера

Мы знаем, что вера в Творца является основой, без которой невозможно исполнение всех 613-ти заповедей. В учении хасидизма существует правило: для того, чтобы еврей смог укрепить веру в своем сердце, ему необходимо укрепить свою связь с праведником. Дело в том, что слова «Праведник верой своей живет» можно прочитать по-другому: «Праведник верой своей оживляет». Это значит, что праведник своей верой оживляет всех, кто с ним связан и соединяет их с Всевышним.

В отличие от других направлений хасидизма, от последователей ХАБАДа требуется вести большую внутреннюю работу — внедрять связь с праведником глубоко в сознание, для того, чтобы укрепить свою веру в Творца.

Существуют два вида веры:

1) Вера, которая выше разума. Она возникает когда мы осознаем невозможность постичь что-либо.

2) Вера, которая ниже разума. Она возникает при недостатке знаний. Проще говоря, это вера глупца.

Оба вида веры выходят за пределы разума. Разница в том, что первый вид веры возникает после того, как человек приложил все усилия, чтобы понять и осознать Божественность, и он приходит к осознанию существования Бесконечного, выходящего за пределы разума. Об этом сказали мудрецы: «Верх познания — это понимание, что невозможно познать». «Приучи свой язык говорить: я не знаю». То есть нужно путем усиленного изучения прийти к вере, которая выходит за пределы изученного.

В противоположность этому, вера ниже разума — из серии предрассудков и суеверий, и на самом деле она не является настоящей верой. Ведь, если человек ищет истину, тогда он станет исследовать в Торе интересующие его темы, и не будет надобности вести себя как глупцу — «верить на слово».

Основа еврейской веры

Для того чтобы понять и «спустить в рамки разума» нашу веру в особую историческую роль Любавичского Ребе, нужно для начала согласиться с еврейской верой в Единого Творца, как основой основ.

В нашей вере в Творца заложено два принципа:

1) Кроме того, что Б-г существует, что Он Один и Един, мы верим, что Он выше какой-либо формы и образа. То есть, Б-г не только не обладает телом или подобием тела, но по-настоящему бесконечен. Бесконечен настолько, что невозможно дать определение Его Сущности каким-либо понятием, ведь любое понятие ограничивает. Даже термин «бесконечность» не может отразить Его на самом деле. Сам Б-г выше рамок любых определений, ведь он — бесконечен по-настоящему.

2) Мы верим в то, что Б-г — один. Это означает не только, что кроме Него нет богов, но и что кроме Него вообще не существует ничего. Б-г являет собой единство всего творения, всех миров и того, что выше их.

Нет никого, кроме Б-га

Существование творений, по сравнению с Творцом, вообще не имеет места. Это подобно тому, как не имеет собственного значения свет Солнца на той стадии, когда этот свет еще находится в самом светиле. Так и творения не имеют собственного значения, по сравнению с Б-гом.

Даже после того, как творения реализуются из Божественного потенциала и «становятся» чем-то реальным, они все-еще неспособны существовать без своего Источника. Всевышний постоянно вызывает все к жизни, и если бы Он прекратил это делать, никакое творение не продолжило бы своего существования.

Если нечто создает впечатление, что оно существует самостоятельно и даже идет против воли Б-га, на самом деле — это вид проявления определенной божественной воли, и это «нечто» не имеет самостоятельного существования. Лишь о самом Б-ге можно сказать, что он существует на самом деле, ибо кроме Него ничто не имеет настоящего существования.

Тора, как известно, является мудростью Творца, и Б-г неотделим от Своей мудрости. Поэтому очевидно, что сказанное в Торе имеет истинное существование, а все противоречащее ей — на самом деле не существует.

Следовательно, заявления о том, что нечто существует отдельно от Творца, являются ошибочными и даже каким-то образом «позорящим» Имя Б-га.

Истинное единство Б-га раскроется явным образом, когда наступит настоящее и полное Освобождение, которое принесет наш праведный Мошиах. Об этом сказал пророк Йешаяу: «И не будет больше скрываться учитель твой, и будут глаза твои видеть учителя… И раскроется Слава Всевышнего, и увидит все материальное то, что говорит Б-г».

Не только на уровне души будет ощущаться единство Творца, но и само тело (!), будет ощущать вместо своего существования — истинное существование Б-га.

Таким образом, исполнится пророчество об Освобождении: «И будет Б-г Королем на всей земле, в тот день будут Б-г и Имя Его — едины» — раскроется явным образом абсолютное единство Творца.

2. Связующее звено

После того, как мы усвоили основы веры, мы можем приступить к разъяснению понятия «связующее звено».

Вера в «связующее звено»

Необходимость веры в Ребе как в «связующее звено» между евреями и Всевышним неоднократно упоминается в теории хасидизма, в устной Торе и даже на уровне закона. В основу этой веры легли слова учителя Моше («Дварим» 5:5): «Я стоял между Б-гом и вами в то время, чтобы пересказать вам слова Б-га».

Издавна хасидов и, в особенности, хасидов ХАБАДа обвиняли в чрезмерно рьяном следовании этой вере. Так было с самого начала движения хасидизма. Во времена Алтер Ребе (рабби Шнеур-Залмана из Ляд, основателя хасидизма ХАБАД) стараниями евреев-миснагдим на государственном уровне считалось преступлением даже говорить о необходимости связи с Ребе. Основным аргументом противников выдвигается, что отношение к Ребе, как к «связующему звену», посреднику между Б-гом и хасидами, может повлечь, не дай Б-г, веру в «завершающее звено», а это уже ни что иное, как идолопоклонство, надуманное наделение материального человека Б-жественными качествами.

Понятное дело, что верные хасиды не обращают на это внимания, ведь, на самом деле, такой аргумент лишен оснований и не имеет никакого значения. Реальное положение как раз и противоречит утверждениям противников. Ребе является праведником, личность которого полностью аннулирована перед бесконечной волей Творца. Поэтому вера в «связующее звено» не может привести, не дай Б-г, к противоположному подходу, в соответствии с которым бесконечный Творец ограничивается лишь рамками материального тела.

Настоящая вера заключается в том, что Ребе находится на таком уровне, что абсолютно объединен с Б-гом, подобно тому, как это раскроется у всех остальных евреев с наступлением Геулы. Истинное единство Творца явным образом проявляется в личности Ребе, и у него нет самостоятельной сущности, кроме сущности самого Б-га.

Разумеется, утверждение, что Б-г — это тело, полностью противоречит вышесказанному подходу и является кощунством, подобно теории Спинозы, что природа и есть Творец, не дай Б-г!

Разница между связующим звеном и «завершающим»

Существование «связующего звена» является необходимостью, ибо без него невозможно достичь настоящей веры в Творца. Подобно тому, как тело не может существовать без мозга, который является «связующим звеном» между душой и телом, так и народ Израиля не может существовать без Ребе — «связующего звена» между Б-гом и Его народом.

Для того чтобы удержаться в этом мире — мире, скрывающем Б-жественность, еврейским душам необходимо было пройти множественные спуски и «сокращения», прежде чем войти в тело. Спуски эти настолько отдаляют еврейскую душу от Творца, что, находясь в теле, она неспособна своими силами воспринять слова Б-га. Нужно, чтобы Моше «стоял между Б-гом и вами» («связующее звено»).

Такова роль учителя Моше: быть посредником между Творцом и Его созданиями. Во многих книгах мудрецов объясняется, что в каждом поколении есть учитель Моше, лидер каждого поколения, Учитель, который исполняет роль «связующего звена».

Но любой другой человек даже обладающий незаурядными качествами, но ощущающий себя отдельной от Творца личностью — является «завершающим звеном» и может привести лишь к отдалению от Б-га и даже к идолопоклонничеству.

Известно, что, изготавливая себе золотого тельца, евреи не искали себе идола для поклонения, они всего лишь пытались заменить Моше (посчитав его мертвым) на другого посредника. Когда, при даровании первых заповедей, евреям раскрылся Престол Славы, они лицезрели образ божественной колесницы (см. пророчество Йехезкеля) и там лик быка — и теперь, когда, по их мнению, Моше умер, они захотели, чтобы Б-жественное влияние спускалось к ним через ангела в образе быка.

Так как даже ангелы являются определенным творением, они не способны полностью аннулироваться перед волей Творца — такова их суть. Пока они находятся в высших мирах, у Престола Славы — они выполняют свою функцию и следуют воле Всевышнего. Но если спустить их в этот мир — они превращаются в «завершающее звено» и приводят практически к идолопоклонничеству.

Подобно этому в истории нашего народа были крупные лидеры, которые хорошо знали Тору, но при этом не верили, лишь в некоторые ее аспекты (например, каббалу и т.п.), они ощущали себя отдельной от Творца сущностью, что привело в последствии к отрицанию истинной роли праведников и отдалению масс от чистого служения. Порой это доводило до настоящего идолопоклонства, как, например, известный лжемессия, давший начало религии, под флагом которой уничтожали евреев многие века.

Моше-рабейну — самоотдача Творцу

«Связующим звеном» становится человек, которого избирает сам Б-г. Как сказал РАМБАМ об учителе Моше: «Избранный из всего человеческого рода». В одном из благословений, установленных мудрецами, мы говорим:

«Благословен Ты… избирающий Свою Тору и Моше — слугу Своего». Избрание Моше Свыше не является следствием каких-то материальных причин или специальных заслуг — это выбор, который делает Б-г, ибо таково Его желание.

О Моше-рабейну сказано: «Скромнее всех людей». Скромность — это отсутствие ощущения собственного величия — скромнее всех людей, вплоть до того, что он полностью сливается с Б-гом, пред которым полностью преклоняется. Моше не является вообще самостоятельной сущностью — весь он полностью соединен с Творцом. В то же время он полностью объединен с народом Израиля, с помощью которого влияет на весь мир.

О себе говорит Моше в Торе: «А мы что?» — Моше считает себя ничем перед Б-гом. Вместе с тем, Моше готов пожертвовать собой ради каждого еврея. Как мы видим это из его молитвы: «Если не простишь Ты народу — сотри меня из Книги Своей».

О Моше сказано: «Моше — Б-жественный человек». Талмуд объясняет этот термин: «Сказал Раба: от середины вниз — человек, от середины вверх — Б-г». То есть, в своей внешней оболочке, в своем проявлении в мире (от середины вниз) — человек, а изнутри, в своей внутренней сущности, Моше абсолютно объединен с Б-гом.

Свойство Моше объединять две крайности на более высоком уровне видно из самого объединения имени «Моше» с титулом «Б-жественный». Имя Моше было дано ему дочерью фараона Батьей, когда она вытащила его из воды. На древнееврейском «ошитиу» («вытащили из воды»), однокоренное с именем «Моше». В хасидизме объясняется, что «вода» («маим») соответствует Б-жественному Имени «МА». Это собственное 4-буквенное Имя Всевышнего АВАЙЕ в той форме, которая выше миров. Оттуда проистекает внутренняя сущность Моше — «Ибо из воды я вытащила его». Имя Всевышнего, использованное в титуле «Б-жественный человек» («Иш а-Элоким») в числовом значении слову «природа» («а-тэва»). Таким образом титул «Б-жественный человек» отражает то, как возвышенная сущность Моше облекается в окружающий материальный мир.

Все упомянутое указывает на главную задачу Моше: объединять спустившиеся в мир души еврейского народа с Творцом. Посредством еврейских душ Моше является «связующим звеном» между материальным миром и Всевышним.

Продолжение следует...

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):