СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 00:07

Принцип установки мезузы «дверная ось» («эйкер цир»)

Принцип дверной оси заключается в том, что мезуза вешается на внутренних дверях дома всегда с правой стороны по направлению открывания двери. Это обычай ХАБАДа, передаваемый из поколения в поколение.

22.08.2010 15692 мин.

Принцип «эйкер цир» («дверная ось») заключается в том, что мезуза вешается на внутренних дверях дома всегда с правой стороны по направлению открывания двери (то есть относительно дверной оси). То есть когда человек стоит лицом к двери и открывает ее от себя, то мезуза вешается справа (см. фото).

Это обычай ХАБАДа (который упоминается также в сборнике хабадских обычаев «Сефер а-минъагим»), передаваемый из поколения в поколение от Алтер Ребе. Есть свидетельства, что таким образом прикрепляли мезузы Ребе МААРАШ, Ребе РАШАБ, Ребе РАЯЦ…

В «Игрот Кодеш» (том 12, стр. 424) Ребе שליט"א Король Мошиах пишет, что есть указание от имени глав ХАБАДа прикреплять мезузы по принципу «дверная ось», согласно мнению первых законоучителей («ришойним») в этом вопросе. И это справедливо для всех дверей, кроме тех, которые выходят во двор или на улицу.

Раввин Бней-Брака рав Яаков Ланда написал Ребе (см. «Игрот Кодеш», том 12, стр. 436), что он находился возле Ребе РАШАБа, который учил его как прикреплять мезузу. И Ребе РАШАБ передал ему от имени своего отца, Ребе МААРАШа, что кроме главной входной двери нуждающейся в мезузе, нужно принимать во внимание только «дверную ось», но только в первой, главной двери, прикрепляют мезузу справа, даже если дверь открывается наружу.

И в квартире Ребе МААРАШа была комната, все двери которой открывались наружу. И Ребе МААРАШ сам прикрепил там на всех дверях мезузы по принципу «дверная ось», то есть не было ни одной двери, которая вела бы в комнату. И Ребе РАШАБ спросил отца: «Если так, то как человек войдет?» И на это ответил его отец: «Какая мне разница? Пусть запрыгнет через окно».

В «Игрот Кодеш» (том 19, стр. 325-6) Ребе также пишет об указание глав ХАБАДа от Алтер Ребе по поводу «дверная ось» и свидетельствует, что на балконе в квартире Ребе РАЯЦ дверь открывалась внутрь комнаты и мезуза была прикреплена таким же образом.

Более того, в одном из писем («Игрот Кодеш» том 14, стр. 536) Ребе пишет: «Несомненно, что исправление в этом включено в правила проверки мезуз». Поэтому в месяц Элул, когда принято проверять тфиллин и мезузы, нужно обратить внимание не только на кошерность самой мезузы, но и на ее правильное размещение.

Также нужно упомянуть, что в «Ликутей Сихот» (том 24, стр. 374) приводится ответ Ребе на вопрос: «По нашему обычаю, в установлении мезузы мы следуем правилу „эйкер а-цир“ кроме дверей, выходящих во двор или на улицу. Каков наш обычай, когда есть две входных двери: одна главная, а вторая второстепенная?» Ребе отвечает следующим образом: «Нужно принять во внимание во второстепенной двери „эйкер а-цир“».

На мой взгляд, это является прекрасным примером того, что сказано в Торе («Дварим» 17:11): «По закону, который они укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево». РАШИ комментирует так: «Даже если (судья) скажет тебе о правом, что это левое, а о левом (скажет), что это правое (ты обязан слушать его); и тем более, если он говорит тебе о правом, (что это) правое, и о левом, (что это) левое». А «Сифтей хахамим» пишет: «И так объяснили — даже если скажет тебе о правом, что ты считаешь левым, а о левом, что ты считаешь правым, ты обязан слушать его. И объясняй это не его ошибкой, а своей. Ибо Всевышний всегда почиет на нем и оберегает от ошибок. И то, что вышло из его уст — истина».

Источники:

Вавилонский Тамлуд, трактат «Менахот» (33а): «Сказал рав Йеуда, сказал Шмуэль: «При (укреплении) мезузы мы следуем (принципу) дверной оси». Сказал рав Ада: «Как, например, проход между двумя домами, между женской и мужской половиной»».

В «Шулхан Арух» сказано, что когда человек разделил свой дом на две части и в каждой из них есть выход наружу, то если в перегородке между ними есть дверь, мезузу следует помещать с правой стороны от входящего из одной половины в другую.

Согласно объяснению ТАЗа, правило таково, что мезузу следует прикреплять всегда справа от входящего, поэтому при входе в дом, а также при входе в комнаты мезузу следует прикреплять с правой стороны от входящего.

Но когда есть две одинаковые комнаты в доме и между ними дверь, то рабби Йосеф Каро пишет, что принимается во внимание принцип «дверная ось». Причина этого в том, что когда человек входит в дом — удобнее всего толкать дверь от себя, а не открывать на себя. Поэтому когда дверь открывается вовнутрь, это является признаком того, что главным является вход в ту комнату, куда открывается дверь.

Среди комментаторов на «Шулхан Арух» есть разногласия, как соотносятся между собой эти комнаты — принимается ли во внимание также принцип важности использования или только «дверная ось». По мнению Левуша (в «Атерет заав») и ШАХа, если одна из комнат используется больше, то мезузу устанавливают с правой стороны при входе в нее и только если они равноценны в использовании, принимают во внимание принцип «дверная ось». По мнению же ТАЗа, принимается в расчет только принцип «дверная ось». Большинство законоучителей согласились с ШАХом.

Комментарии: 4 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter