СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 02:39

Все евреи ответственны друг за друга

Однако, если вы прилагаете усилия, чтобы решить свои духовные проблемы с еще одним евреем, то ваши возможности победить свою животную душу удваиваются. Почему так происходит?

Нехама Грайзман Источник: книга «Глазами женщины» Перевод:Шейндл Пугач 16.11.2010 9245 мин.

9 Кислева является днем рождения и также годовщиной смерти Мителер ребе — сына и продолжающего дорогу Алтер Ребе. Накануне этого важного дня важно задуматься над одним из поучений Мителер ребе.

Однажды сказал Мителер ребе своему хасиду: «Когда хасид беседует со своим другом, учится и помогает ему служить Б-гу, здесь участвуют две божественные души против одной животной» (см. «а-Йом йом» на 20 Тевета).

Давайте разовьем эту тему. Те люди, кто хотя бы немного учили хасидизм, знакомы с первой фундаментальной идеей, гласящей, что у каждого еврея есть два источника осознания и мотивации, которые называются языком хасидизма

божественная душа и животная (природная) душа. Животная душа — она жизненно важная, занимается процессом приема пищи, сном и т.п., а божественная душа — это та часть человека, которая стремится к духовному.

Когда человек прикладывает усилия, чтобы выполнить миссию, ради которой его душа спустилась в наш мир, то он часто чувствует конфликт между этими двумя душами. Иногда это выражается в несогласии, а иногда доходит до открытой борьбы между мозгом человека и его сердцем. Другими словами, мозг думает одно, а сердце чувствует другое. У чувства есть большая сила (в хасидизме объясняется, что чувство происходит из более высокого источника, чем разум) и иногда чувство может победить любую логику.

Был один хасид, который пришел к Алтер Ребе просить совета насчет своего духовного состояния, как продвинуться в своей службе Творцу. Он получил от Алтер Ребе очень простой совет: «Тебе нужно поговорить о своей проблеме с другом вместо того, чтобы решать ее самому».

Когда ты один, то твоя божественная душа в одиночку должна справляться с животной душой. При таком раскладе сил у каждой из сторон есть одинаковые шансы на победу и никто не обещает, что победит именно божественная душа. Однако, если вы прилагаете усилия, чтобы решить свои духовные проблемы с еще одним евреем, то ваши возможности победить свою животную душу удваиваются. Почему так происходит?

Божественная душа лишена эгоизма, она любит своего ближнего, в то время как животная душа по своему происхождению любит только себя. Ее обязанность — заботиться о существовании человека и о его физических потребностях. Когда вы сами голодные, несмотря на то, что вы ели несколько часов назад, то вас меньше занимает мысль о голодных людях на другом конце земли.

Существование — это в основном забота о своем «я». Итак, животная душа заботится только о себе, а не о других. По сравнению с ней, божественная душа не эгоистична и ее занятие — тревожиться о своих ближних — даже в ущерб себе. Поэтому, когда человек разговаривает о своих проблемах с другом, две их божественные души заняты вместе решением проблемы, потому что только божественная душа интересуется на самом деле проблемами своих ближних.

Если мы честны сами с собой, то мы можем иногда сталкиваться с затруднением решить, что же Всевышний хочет от нас в определенных ситуациях. Конечно же, Тора направляет каждый наш шаг. И все же иногда мы видим, что есть несколько вариантов действия. Какой же из них выбрать? Из-за того, что животная душа склонна искать личную выгоду даже в сфере Торы и еврейского закона, нас научил Мителер ребе, что нужно всегда разговаривать про дела, связанные со служением Творцу с еще одним евреем. И не только из-за правила «если человек тревожится по какому-либо поводу, он должен об этом поговорить (с другом)», хотя это само по себе важно.

Дело в том, что у каждого еврея есть божественная душа, поднимающая его и заставляющая его стремиться к более духовным вещам. Она движет им, когда еврей ищет других евреев, чтобы приближать их к еврейству, когда он идет молиться в синагогу, даже когда ему не очень хочется это делать. Это наша божественная душа. Она нас тянет и поднимает над материальным миром и говорит: «Послушай, есть еще что-то более высокое».

Она нас подталкивает стремиться к этому. Божественная душа заставляет нас думать, что может быть, мне очень удобно сидеть дома. Но снаружи есть люди, которым очень нужна наша помощь. Я могу выйти и принести пользу кому-то другому — оказать услугу, помочь деньгами, дать ссуду, или принести духовную пользу — например, обучить кого-то Торе, что считается проявлением духовного милосердия.

Каждый человек нуждается в какой-либо помощи на пути приближения к Творцу, или когда он собирается выполнить заповедь. Божественная душа по своей природе заботится о ближнем и желает, чтобы и наш ближний тоже стал хорошим человеком. В то время как животную душу это совсем не волнует. «Если мне хорошо, то все в порядке» — заявляет она.

Часто мы не можем победить в борьбе между толчками божественной души и противоположными инстинктами животной души. Поэтому, когда два еврея, души которых стремятся к одной духовности, сплачиваются вместе, то тогда намного легче вместе определить и перебороть эгоистические наклонности животной души. Точно так, как вашей животной душе никто неинтересен, кроме нее самой, так и животная душа вашего друга вами не интересуется, в то время как его божественная душа за вас переживает, точно так же, как и ваша божественная душа заботится о нем. Поэтому, тут есть две божественные души против одной животной.

И еще — из-за того, что все мы связаны внутренней связью через наши души, мы никогда не сможем сказать: «А мне-то — что, главное, что со мной все в порядке». Эта идея очень похожа на известный рассказ наших мудрецов про одного пассажира, плывшего на корабле и начавшего сверлить дырку на дне судна под своим сиденьем. Когда другие пассажиры начали просить его перестать топить корабль, ответил им «умник», что это не их дело, ведь он же заплатил за свое место и поэтому он может делать на своем месте все, что ему заблагорассудится.

Есть похожий пример про одного генерала, который захотел осмотреть полки своих солдат. Понятно, что все солдаты знают, что в определенный день и в назначенное время им нужно будет приготовиться к смотру и позаботиться о своем внешнем виде и начищенных сапогах. Но если во время смотра ожидая, когда генерал пройдет мимо строя окажется внешний вид одного из солдат неряшливым — неглаженая форма и неначищенные пуговицы, то генерал не станет злиться на солдата— будет отвечать командир этого солдата. Вина ложится на человека, ответственного за своего подопечного.

Если вы видите на улице грязного, неряшливого ребенка, то вы не станете говорить: «Какой грязный ребенок!» у вас на языке будет вертеться другая фраза: «Какая неответственная мать, которая разрешила ребенку выйти на улицу в таком виде».

На каждом из нас есть ответственность за другого еврея, если он еще не стал таким, каким он должен быть, потому что мы можем что-либо сделать в этом направлении. Нельзя спокойно сидеть и говорить: «А, это не мое дело, главное, что я в полном порядке», потому что в некоторой степени вы ответственны за недостатки других, потому что мы поручились один за другого на горе Синай. Это имел в виду Мителер ребе.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter