Как переносить страдания, которые, хотим этого или нет, сопровождают нас в жизни? Учение хасидизма ХАБАД дает несколько ответов на этот вопрос. Алтер Ребе — основатель хасидизма — пишет об этом в трех местах в своей книге «Тания».
В первой части книги «Тания» (гл. 26) дается такой совет — нужно принимать страдания с радостью, так как в них заключено непостижимое для нас сегодня благо, но с помощью этого в будущем придет заслуга постижения этого блага в открытом виде.
В «Святых посланиях» (п. 22) дается другой совет — нужно проанализировать свои поступки, обдумать свое поведение и рассматривать страдания как очищение. Там же приводится пример того, как могущественный король лично очищает от грязи своего единственного сына, что происходит из большой любви. Подобные размышления смогут пробудить у человека любовь ко Всевышнему, которая приведет к тому, что и Вверху будет большая любовь, которая проявится внизу в открытом виде.
Хотя этот совет не связан с ожиданием будущего и он дает возможность получить благо в открытой форме также и сейчас, но для достижения этого есть необходимость в размышлениях и пробуждении любви ко Всевышнему…
В другом месте в «Святых посланиях» (п. 11) дается еще один совет — нужно знать, что страдания это ни что иное, как испытания. Всевышний испытывает человека в том, насколько ему дороги блага материального мира. Если человек пройдет это испытание (доказав, что для него высшие ценности — это Тора и заповеди), то тогда для него раскроется благо в открытой форме.
Одно преимущество этого совета в том, что нет необходимости ожидать пробуждения любви и т.д. и страдать до этого, не дай Б-г. Страдания прекращаются сразу после того, как завершается испытание. Другое преимущество состоит в том, что страдания могут быть маленькими — как только человек докажет, что он не обращает на них внимания, они прекратятся.