Что такое ХАБАД?

01.04.2007 | 12654 | (2)

Есть такая книга на иврите — «Что знаете вы о ХАБАДе?» Предварительно автор провел опрос, и выяснилось, что о ХАБАДе знают все, но мало кто смог сказать что-то существенное. Ответы были такие: «Они надевают всем тфиллин..., бывают в разных местах, поют и танцуют..., раздают пончики в Хануку...», «Они хасиды, есть у них Ребе». Почти никто не смог сказать, что означает само слово «ХАБАД», в чем отличие этого направления. Что же такое ХАБАД?

В еврействе есть несколько систем, каждая со своим подходом к миру и способом исправления душевных качеств. Есть системы, идущие по линии доброты и призывающие к безграничной любви к другому еврею. Есть системы, культивирующие строгий подход к себе и другим и педантизм в соблюдении заповедей. Система «ХАБАД», идущая по средней линии, помогает объединить все силы еврейской души, несмотря на то, что они различны по природе своей и недаром называют их «разбегающимися ветвями». Но вмешательство разума — «хохмы» «бина» и «даат» — помогает слить в единый поток доброту и строгость.

Итак, название «ХАБАД» — это аббревиатура слов «хохма», «бина» и «даат». Обычно они переводятся как «мудрость», «понимание» и «знание». В книге «Тания» основатель ХАБАДа рабби Шнеур-Залман из Ляд придает этим словам несколько иное значение. Это понятия, означающие три интеллектуальные силы, которыми наделен мозг человека. «Хохма» здесь — это сила понимания, способность, благодаря которой мысль впервые зарождается. Это можно сравнить с молнией, на мгновение озарившей человека, обдумывающего какую-то проблему и не знающего даже, с какой стороны подступить к ее решению. И вдруг вспышка, осветившая что-то, но оставившая в мозгу лишь некий «пункт», сравнимый с точкой, являющейся началом геометрического построения. Эта вспышка рассеялась бы, не оставив следа, не будь изначальный «пункт» должным образом развит. Здесь вступает в действие другая сила интеллекта — «бина», способная анализировать мысль и расширить ее. И тогда идея обретает облик и форму, глубину и масштабность. «Пункт» развертывается в стройное построение. (Слово «бина» происходит от корня «бана» — строить).

В мистическом языке Каббалы и хасидизма «хохма» и «бина» соотносятся с терминами «отец» и «мать», поскольку «хохма» оплодотворяет «бина», и от этого союза рождаются высокие чувства.

Даже после того, как идея понята и развита, она все же остается абстракцией, лежащей в области чистого умозрения, пока не напитает душу, возведя ее на ступень зрелого убеждения и полной приверженности идее. Это функция третьей силы интеллекта — «даат». Смысл этого понятия передается словами «И Адам познал Еву» (Берейшит 4:1), что говорит о связи и соединении. (Слово «познал», на иврите «яда», того же корня, что и «даат»). В нашем случае «даат» — связывающее звено между разумом и чувством. Например, мы говорим ребенку, что нельзя трогать огонь, будет очень больно. Но это знание еще не доходит до его чувств. Тот же, кто обжегся, уже чувствует, что, действительно, нельзя трогать огонь и не будет этого делать. «Даат» играет решающую роль в формировании целостной человеческой личности. Будучи категорией разума, по словам автора «Тании», «даат» — «основа мидот (эмоций) и источник их жизненной силы. В ней заключены «хесед» и «гвура» — любовь и все, что исходит от нее, страх и все, что от него исходит».

Помимо трех сил интеллекта, Божественная душа обладает семью эмоциональными качествами. «Хесед» (доброта), «гвура» (строгость) и «тиферет» (красота, великолепие) — основные из них. «Хесед» отождествляется с любовью, не знающей границ. «Гвура» относится к другой основной эмоции — страху (или трепетному благоговению). «Тиферет» является синтезом первых двух качеств с преобладанием «хесед».

Три силы интеллекта вместе с семью эмоциональными качествами соответствуют десяти Божественным «сфирот» (эманациям), посредством которых Б-г проявляет Себя в Творении. В том и заключается основной принцип ХАБАДа, как и Каббалы в целом, что все явления в преходящем мире имеют первопричину в вечном порядке.

Поскольку душа, о которой идет речь, определена как частица Божественного, этим предполагается, что все ее силы ориентированы по отношению к Б-гу. Природа этой души такова, что все ее устремления и вся ее деятельность сосредоточены в Б-ге. В любви и страхе Б-жьем заключены ее отличительные черты. Отличие ХАБАДа от других учений в данном случае заключается в том, что он учит, как можно через интеллект управлять чувствами и как каждый еврей должен и может достичь ступеней любви к Всевышнему и Богобоязненности.

Другая важная особенность учения ХАБАДа это то, что оно раскрывает внутренний смысл Торы. Часто можно услышать, что хасидизм ХАБАД — это «пнимиют а-Тора» (внутренняя часть Торы). Раньше «пнимиют» изучали лишь избранные, для простых людей это были недоступные им секреты Торы. И даже, когда основатель хасидизма Баал-Шем-Тов начал раскрывать их, считалось, что постичь глубину Торы дано не каждому. И только основатель ХАБАДа заявил, что «пнимиют» может и должен учить каждый, в ком есть простая вера.

Все сказанное выше относится к ХАБАДу как учению. Нужно сказать о ХАБАДе и как о движении, организации, объединяющей сотни тысяч любавичских хасидов. Штаб-квартира этого охватывающего весь мир движения находится в Нью-Йорке по адресу: Бруклин, Истерн Парквей, 770 (или «Севен Севенти»). Отделения ХАБАДа имеются во всех странах, где есть евреи. У движения свои школы, йешивы (именно в ХАБАДе появилась первая хасидская йешива) и другие учебные заведения. Имеется много организаций, занимающихся разными вопросами, издательства, более 2000 домов ХАБАДа. Отличительной чертой движения любавичских хасидов является постоянное проведение ими «мивцоим» (операций по привлечению каждого еврея к выполнению заповедей).

Темы: Хасидизм
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):