Как известно, число восемь символизирует чудесную реальность, находящуюся выше естественных вещей и событий. Число шесть представляет собой материальную реальность, число семь — духовную реальность, а восемь — сверхъестественную реальность, то есть чудо.
Если число семь означает полный цикл, то восемь — это начало новой, значительно более высокой ступени. Как говорится в комментарии «Кли Якар»: «Семь — это будни, восемь — святость».
Мы видим это в круговороте еврейской жизни.
Всем известно, что мы зажигаем ханукальный светильник в честь чуда с горшком масла. Чистой порции масла должно было хватить на день, а хватило на восемь. Смысл и значимость чуда — не в военной победе над врагом, а в победе над греческим мировоззрением, отрицавшим возможность сверхъестественной реальности и приводящим к философии неверия.
После семи дней праздника Суккот наступает праздник восьмого дня, Шмини Ацерет (восьмой день хранения), в который эмоциональное напряжение предыдущих праздничных дней переходит в безудержное торжество Симхат-Тора.
Святилище, способстующее тому, чтобы бесконечная реальность Всевышнего постоянно присутствовала в материальном мире, было воздвигнуто на восьмой день после семидневного периода его сборки и разборки.
Мы знаем, что заповедь обрезания, связывающая новорожденного со Всевышним, исполняется именно на восьмой день.
И если «кинор» (музыкальный инструмент), на котором играли в прошлом левиты, был семиструнным, то «кинор» эпохи Мошиаха, как утверждает Талмуд, будет иметь восемь струн.
Наконец, в седьмом тысячелетии наступит особое время, о котором сказано в Талмуде: «Все пророчества касаются только дней Мошиаха; что до грядущего мира, то никогда не слышали, не внимали, глаз не видел… кроме Тебя».