Строго говоря, у евреев есть две души — животная и божественная.
Место пребывания животной души — в сердце, в левой его полости, наполненной кровью, как сказано: «Ибо кровь — это душа» (Дварим, 12:23). Поэтому все страсти — хвастовство, гнев и другие подобные чувства — коренятся в сердце, и отсюда они распространяются по всему телу, а также восходят к мозгу в голове, чтобы о них мыслить, размышлять и обдумывать их, так же как источник крови — в сердце, а из сердца она расходится по всем членам и поднимается в голову к мозгу.
А место пребывания божественной души — мозг в голове человека. Оттуда она распространяется по всем членам тела и в сердце, в его правой полости, в которой нет крови.
Тело человека названо «малый город». И как два монарха сражаются за один город и каждый хочет его захватить и властвовать в нем, то есть править по своей воле жителями города так, чтобы они подчинялись ему, что бы он не приказал, так две души — божественная и животная — сражаются друг с другом за власть над телом и всеми его членами.
Примечание: хотя кровь есть и в правой полости сердца, но она не основное, ибо с ней не связано возникновение нового (ведь кровь притекает из левого желудочка, в который она поступает из тела). То новое, что показывает роль правой полости сердца, — воздух (кислород), дающий жизнь телу.
Еврейская душа состоит из пяти «уровней», составляющих:
1. Нéфеш (נפש) — «душа». На этом уровне постигаются лишь внешние аспекты божественного света, принявшие форму духовных объектов.
2. Рýах (רוח) — «дух». На этом уровне интуитивно ощущается внутренняя суть этого света.
3. Нешамá (נשמה) — «высшая душа». На этом уровне постигается внутренняя суть этого света.
4. Хая (חיה) — букв. «живая» — трансцендентная сфера души, сообщающая жизнь уровням души, воплотившимся в тело.
5. Йехидá (יחידה) — букв. «единственная» — божественная частица единого Б-га, присутствующая в душе; благодаря этой частице душа связана со Всевышним.
Известно из Каббалы, что пять праведников представляют собой пять уровней души; они являются общими душами:
Нефеш — Король Давид;
Руах — пророк Элияу;
Нешама — Моше-рабейну;
Хая — Адам;
Йехида — Мошиах;
Мошиах включает в себя души всех евреев, он — общая йехида; поэтому в его силах привести евреев к Освобождению.