СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 03:37

Ступени радости (по РАМБАМу, АРИЗАЛу, Ребе)

Сказано в Торе: «За то что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего».

3185 (0) мин.

Ступень первая — радость по РАМБАМу

Сказано в Торе («Дварим» 28:47): «За то что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего».

РАМБАМ (рабби Моше бен Маймон) полагает, что этот стих Торы обязывает служить Всевышнему в радости. И все наказания, перечисленные в Торе вслед за этим стихом, полагаются не тому, кто не служил, а тому, кто служил без радости. Поэтому РАМБАМ говорит, что исполнение заповедей, приказанных Творцом, с радостью и любовью к Б-гу является «великой работой». И каждый, кто от нее воздерживается достоин Его наказания.

Ребе Король Мошиах объясняет:

1. Речь идет не только о формальном выполнение заповедей, но о всей жизни человека. Поскольку сам РАМБАМ пишет, что все дела еврея должны быть посвящены Творцу. Как сказано: «Все дела твои да будут во имя Небес» и «Всеми путями твоими познавай Его». Получается, что вся жизнь еврея должна быть служением. И вся она должна быть пронизана радостью.

2. Радость еврея связана с раскрытием Б-га. А Всевышний раскрывается только там, где есть радость, как сказано «Сила и радость в обители Его» («Диврей а-Ямим» 16:27). Именно поэтому радость является обязательной частью выполнения любой заповеди. Ведь заповедь — это и есть раскрытие воли Всевышнего в этом мире и привлечение Его света.

И так же в разрешенном. Еврей обязан стремиться видеть проявление Б-га во всем, а это возможно только в радости. А с другой стороны это приводит к еще большей радости.

По настоящему хорошие вещи можно делать только с радостными лицами!

Ступень вторая — радость по АРИЗАЛу

Как уже говорилось, в приведенном выше отрывке РАМБАМ обращает в внимание на слова «с радостью и сердечным расположением».

АРИЗАЛ (рабби Ицхак Лурия) идет дальше и комментирует слова «изобилие всего». По его мнению, эти слова означают, что радость от выполнения заповедей должна быть больше радости от внезапного и тотального обогащения.

Проще говоря, представьте себе, что вы выиграли в лотерею миллиард долларов. Так вот, радость от выполнения заповеди должна быть большей, чем радость, которую испытывает человек, узнавший о своем выигрыше в лотерею.

Слова приведенного отрывка Тора АРИЗАЛ предлагает читать так: «За то что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, с радостью и с сердечным расположением БОЛЬШИМ, ЧЕМ ОТ изобилия всего». И если нет, то человеку полагаются все описанные далее наказания.

Получается, что по АРИЗАЛу наказание полагается не за то, что не служил вообще — это мнение РАШИ. И не за то, что служил без радости — это мнение РАМБАМа. Тогда за что? За то, что радость от служения не достигла тех высот, которых могла бы достигнуть радость от материального изобилия. Уже за это еврею полагается все те суровые наказания, которые описаны вслед за рассматриваемым отрывком.

И надо сказать, что сам АРИЗАЛ полностью соответствовал своим требованиям. По свидетельству очевидцев он, действительно, величайшим образом радовался каждой заповеди. А по своему собственному свидетельству, именно за это и удостоился раскрытия тайн Торы.

Но мы-то не такие праведники?! Как же можно приписать невиданные наказания еврею, только за то, что его радость в служении Б-гу осталась хотя бы чуть-чуть ограниченной?

На этот вопрос отвечает Алтер Ребе.

Дело в том, что абсолютно безгрешного человека не существует. Преступления воли Всевышнего есть у всех. А если нет преступлений, то есть хотя бы ее недовыполнение. И наказание человек получает за свои грехи.

АРИЗАЛ же не навлекает беду, а спасает от нее.

Согласно Алтер Ребе, АРИЗАЛ раскрывает, что великая радость от выполнения заповедей способна отменить уже вынесенный приговор. И если еврей получает наказание, то это только от недостатка радости.

Так что радуйтесь дорогие евреи, и Вам не придется плакать!

Ступень третья — радость по мнению Ребе

Как уже говорилось, РАМБАМ обращает в данном отрывке внимание на «слова с радостью и сердечным расположением». АРИЗАЛ комментирует «изобилие всего». Ребе Король Мошиах акцентирует внимание на слове «всего».

По мнению Ребе, это слово включает не только все блага нашего материального мира (о чем говорит АРИЗАЛ), но также и раскрытия мира грядущего — (в данном случае) Ган Эдена.

Как известно, душа находящаяся в Ган Эдене испытывает необыкновенное удовольствие и радость от интеллектуального постижения Творца.

Как же велико это наслаждение и эта радость?

Для количественной оценки прибегнем к традиционному еврейскому методу мерить удовольствие страданием.

Такую оценку приводит Ребе Цемах-Цедек.

Согласно Талмуду («Хагига» 15б), что душа величайшего мудреца и не менее величайшего грешника Ахера (Элиши бен Абуя) после смерти не могла войти в Ган Эден. Грехи мешали.

Но и в Геином этой душе дорога была заказана. Уж слишком много он занимался Торой. Элиша бен Абуя был одним из четырех мудрецов, постигших всю Тору и вошедших в ПАРДЕС.

У Ахера учился рабби Меир. Подвешенное между землей и небом состоянием учителя не устраивало рабби Меира. Он сказал: «Лучше бы ему было быть судимым в Геиноме, чтобы затем войти в будущий мир. Когда умру — произведу дым на его могилы!»

Так оно и случилось. После смерти рабби Меира из могилы Элиши повалил дым. Это означало, что неформатный грешник был допущен к страданиям Геинома.

Прекратился этот дым только после смерти рабби Йоханна.

Получается, что Ахер находился в Геиноме со смерти рабби Меира и до смерти рабби Йоханна. Это много, очень очень много лет.

(Ахер умер еще до РАШБИ, который был учителем Раби, который был учителем рабби Йоханана, который прожил очень долгую жизнь.)

РАМБАН в предисловии к книге Йова объясняет, что один час в Геиноме доставляет страдания несравнимо большие, чем 70 лет постоянных страданий в этом мире.

Преуменьшим заведомо. Пусть Ахер провел в Геиноме только 10 лет.

Это соответствует 24 * 365 * 10 * 70 = 6,132,000 лет постоянных страданий в этом мире.

И эти невообразимые страдания стоят того, чтобы войти на самую нижнюю ступень нижнего Ган Эдена! А ведь после этого есть еще десятки тысяч ступеней. Каждая из которых, абсолютно несравнима с предыдущей.

Несравнима настолько, что на более высокую ступень можно подняться, только полностью забыв нижние. Потому что даже воспоминание о нижней ступени портит и мешает воспринять удовольствие от более высокой.

Какой же должна быть радость и наслаждение на самой высокой ступени Высшего Ган Эдена…

И при этом все, что раскрывается душам в Ган Эдене — это только отсвет Шхины.

А когда еврей выполняет заповедь или изучает Тору, то он «обнимает» и объединяется с самим Б-гом. О таком объединение души в высшем Ган Эдене могут только мечтать. И они об этом мечтают, ведь сказано: «Лучше один час в тшуве и добрых делах в этом мире, чем ВСЯ ЖИЗНЬ в мире грядущем».

Вот эта «вся жизнь» и является по мнению Ребе объяснением слов «при изобилии всего» из рассматриваемого отрывка.

По АРИЗАЛу, радость от служения Б-гу должна быть больше, чем от самого большого материального богатства.

По Ребе она должна быть больше радости от самого большого не только материального, но и духовного богатства. Больше, чем радость от самого великого постижения Творца в Ган Эдене.

Только такая радость по настоящему соответствует истинной ценности каждой заповеди.

Опубликовано: 14.03.2016 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter