Буквы еврейского алфавита

13.01.2004 | 47860 | (6)
Буквы еврейского алфавита

Двадцать две буквы делятся на три группы. Буквы еврейского алфавита имеют также числовые значения… В сочетаниях букв отражаются сочетания различных творческих сил, которые обладают многообразными качествами, сообщаемыми сотворенному.

א «Алеф» — первая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 1). Десять Заповедей Божественного откровения евреям на горе Синай начинаются с буквы «Алеф» — «Анохи (Я) — Г-сподь Б-г твой который вывел тебя из Египта».

ב «Бейс» («бет») — вторая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 2). С этой буквы начинается Тора — «Берейшит бара Элоким» («В начале сотворил Б-г небо и землю»). «Бейс» также начальная буква слова בית («баит», дом), что символизирует наш мир который является местом пребывания Всевышнего. ברכה («браха», благословение) также начинается с этой буквы.

ג «Гимел» — третья буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 3). Слово «гимел» образовано от слова «гемул», что означает «давать». Три — это важный номер в Иудаизме: Авраам, Ицхак и Яаков — три наших праотца; Коэн, Леви и Исраэль — три группы еврейского народа; «Трое связаны вместе — евреи, Тора и Всевышний» («Зоар»).

ד «Далед» — четвертая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 4). Число четыре соответствует основным элементам нашего мира: огонь, воздух, вода и земля; Сара, Ривка, Рахель и Лея — наши праматери; Имя Б-га состоит из четырех букв.

ה «Эй» — пятая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 5). Число пять соответствует пяти книгам Торы.

ו «Вов» («вав») — шестая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 6). Этой буквой начинается шестое слово Торы и она же является двадцать второй буквой Торы. Это намекает нам на силу способную соединить 22 силы Творения и 22 буквы еврейского алфавита. Эта буква соответствует: шести дням творения; шести тысячелетиям существования мира; шести направлениям пространства; шести книгам Мишны.

ז «Зайн» — седьмая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 7). «Все седьмые — любимы» (Мидраш): седьмой день творения — Шаббат (Суббота); семь недель отсчета «сфират а-омер»; семь плодов Израиля; семь «ушпизин» (гостей) на Суккот; семь праведников, «спустивших» Шхину (Божественное присутствие) на землю: Авраам, Ицхак, Яаков, Леви, Кеат, Амрам, Моше; семь заповедей мудрецов; семь заповедей для неевреев.

ח «Хэйс» («хет») — восьмая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 8). Первая буква слова חיים («хаим», жизнь); на восьмой день делают обрезание; праздник Ханука длится 8 дней.

ט «Тейс» («тет») — девятая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 9). Эта буква символ истины и вечности; в Шофар трубят 9 раз. Первая буква слова טוב («тов», хорошо); эта буква намекает на 9 месяцев беременности.

י «Йуд» — десятая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 10). Мир был создан посредством Десяти Речений Б-га; эта буква намекает на Десять Заповедей данных на горе Синай; «миньян» (кворум для молитвы) состоит из десяти евреев;

כ «Хоф» («хаф») — одиннадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 20). Является первой буквой слова כח («коах», сила). Буквальное значение буквы — ладонь, часть тела, в котором проявляется потенциал человека; слово «кетер» — корона — начинается с этой буквы.

ל «Ламед» — двенадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 30). Буквальное значение буквы — «учить».

מ «Мем» — тринадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 40). С этой буквы начинается слово מים («маим», вода), что символизирует фонтаны Божественной мудрости заключенные в Торе; ם — «мем софит» по Каббале относится к Эре Мошиаха. Потоп длился 40 дней; евреи скитались в пустыне 40 лет; от Моше до завершения Талмуда прошло 40 поколений.

נ «Нун» — четырнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 50). «Нун» на арамейском языке имеет значение «рыба»; соответствует 50-ти вратам понимания; юбилейный год — 50-ый.

ס «Самех» — пятнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 60). Близка по звучанию слову «сомех» — поддержка; сон — 1/60 часть смерти; в Письменной Торе есть 60 трактатов; благословение коэнов содержит 60 букв;

ע «Айн» — шестнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 70). Буквальное значение буквы — «глаз», что символизирует Божественное провидение, «Глаза Б-га», контролирующие все в мире. Согласно Каббале, глаза имеют пять Божественных сил: правый глаз — пять уровней доброты, а левый глаз — пять уровней строгости. Есть 70 языков и народов мира; Вавилонское изгнание длилось 70 лет; Король Давид жил 70 лет.

פ «Пэй» — семнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 80). Первая буква слова «пэ» — рот. Моше-рабейну в возрасте 80 лет вывел евреев из Египта.

צ «Цади(к)» — восемнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 90). Произношение буквы («цади») означает «охотиться» — возможность собирать Божественные искры святости разбросанные по всему миру и возвращать их в Источник.

ק «Куф» — девятнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 100). С этой буквы начинается слово «кдуша» — «святость». Каждый день мы произносим 100 благословений; в возрасте 100 лет Авраам родил Ицхака.

ר «Рейш» — двадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 200). Ее главное значение — «рош» (голова, начало).

ש «Шин» — двадцать первая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 300). Первая буква слова «Шаббат» («суббота») — день отдыха.

ת «Тоф» («таф») — двадцать вторая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 400). Последняя буква алфавита. Первая бука слов Тора, Тшува, Тфила.

В первой главе Торы, где говорится о сотворении мира, Б-г как бы произносит веления о сотворении той или иной части Бытия, и оно возникает. «И сказал Б-г: да будет свет, и был свет». В молитве мы говорим: «Благословен Тот, кто сказал — и стал мир». Самое простое объяснение, напрашивающееся здесь, что это метафора: подобно тому, как король управляет своим королевством выражая речью свою волю, Б-гу приписана как бы человеческая речь. В некотором отношении это правильно, роль короля на земле сопоставляется с властвованием Б-га в мире, и мы Его называем Королем. Однако все написанное в Торе не иносказательно, оно имеет прямой смысл, не удаляющийся от буквального, но на более глубоких уровнях интерпретации Торы.

Во многих местах Торы говорится о Б-ге как бы антропоморфически, упоминаются глаза, руки Б-га и т.п. Сказано: Тора говорит языком людей, Тора говорит так, что ухо может слушать. Каббала и теория хасидизма объясняют, однако, что все эти выражения совершенно точны, так как все в физическом мире имеет свои соответствия в верхних Божественных мирах и от них происходит.

В книге «Тания» сказано, что буквы Речи, творящие мир, являются Божественной жизненной силой, дающей всему существование и жизнь. Однако в Речениях Творения «да будет свет» и т.п. не упоминается, например, слово «эвен» (אבן, камень), и все же жизненная сила сообщается камню с помощью сочетаний и замены букв, в результате которых возникает камень. В этих сочетаниях букв отражаются сочетания различных творческих сил, которые обладают многообразными качествами, сообщаемыми сотворенному. И то, что наверху — Божественный Свет различного внутреннего содержания (добра и суда, правого и левого, мужского начала и женского начала и т.д. и т.п.), внизу находит свое выражение в буквах различной формы, с различными числовыми значениями и с другими качествами, по которым можно судить о сущности сотворенного.

Такой способностью обладал первый человек, Адам. В Торе сказано, что Б-г предложил ему дать имена всем живым существам. И он дал всему подлинные имена, соответствующие их сущности, заданной им при сотворении.

Подобной способностью обладал также и Бецалель, которому Всевышний поручил построить передвижной Храм-скинию в пустыне. Бецалель знал силу букв Торы, силу их сочетаний и перестановок. Зная сущность каждой вещи, он, создавая Храм, мог сделать все абсолютно соответствующим цели Творения.

Само слово «от» (אות, буква, а также знак и знамениe) в древнем иврите означает «знак» («указывающий на что-то»). В физическом плане это — знак, указывающий на звуки речи и (в сочетаниях букв, т.е. в словах) — на различные предметы и существа. Но в духовном плане знак буквы указывает на строение и качественное содержание тех Божественных сил, которые сотворили вещь, носящую название, состоящее из этих букв. Это строение выражено в форме буквы. Так буква א «алеф» состоит из значка י «йуд» сверху, значка י «йуд» снизу и соединяющей их линии — знака ו «вав». В мире это — верхние воды (энергия космоса), нижние воды (круговорот воды на земном шаре) и небосвод, их соединяющий. В духовном плане верхние воды — радость близости к Творцу, нижние воды — горечь удаленности от Него (как сказано: нижние воды взывают: мы тоже хотим быть перед Королем), а «вав», их соединяющий Тора и заповеди, в силу которых человек находит эмоциональное равновесие при таком амбивалентном состоянии. Как сказано в книге «Зоар»: «Радость в моем сердце с одной стороны, а горечь с другой стороны».

Двадцать две буквы делятся на три группы: три «матери», семь «двойных» и двенадцать «простых». Три буквы первой группы (אמש) указывают на сфирот Хохма, Бина и Даат (или Кетер, Хохма, Бина, если Кетер засчитывается в числе десяти сфирот). Двойные буквы (בגד כפרת) — буквы, произносящиеся двояко. Эти буквы указывают на «мидот», в которых иногда превалирует хесед, а иногда гвура. Кроме букв, указывающих на десять сфирот, есть простые буквы (т.е. все остальные), указывающие на ответвления сфирот, называемые «двенадцать границ диагоналей» («мидот» указывают на «шесть концов», основу построения пространства: четыре стороны света, верх и низ. Двенадцать границ диагоналей указывают на связи между ними, подобно линиям, соединяющим все вершины куба). Простыми פשוטות эти буквы называются от слова «пашут», что означает «простой». Однако это слово имеет общий корень со словом «итпаштут» (התפשטות, распространение). Это ответвления сфирот и их распространение.

Буквы еврейского алфавита имеют также числовые значения (об этом говорилось выше). Числовые значения букв и слов не случайны, они передают сущность вещей и их качественные связи. Несколько примеров тому были приведены в главе о Торе. Когда два слова имеют то же числовое значение, может быть так, что между ними нет ничего общего, кроме числа Божественных сил, явившихся источником сотворения этих двух вещей. Но есть много слов, имеющих общность в значении, о чем мы знаем из книг наших Мудрецов. Мудрецы знали такие слова и позднее нашли, что их числовое значение тоже равнозначно. Одинаковое числовое значение в таких случаях указывает на то, что эти две вещи сотворены теми же Божественными силами, которые в ходе творения уменьшились и сжались до такой степени, что внизу эти силы выражаются лишь числовым значением слов, самой внешней категорией букв.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Энциклопедия (другие статьи):