СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 20:41

Отношение к спиртному или О вреде пьянства

Так как в последнее время от нас требуется распространение хасидизма, то поглощение большого количества спиртного может сильно помешать этому; такого не было раньше когда это происходило в узком кругу хасидов.

15832 (3) мин.
Перевел:Шолем Лугов

Отрывки их бесед и писем Любавичского Ребе Короля Мошиаха об отношении к пьянству и злоупотреблению спиртными напитками...

Обычай изменился!

По поводу того, что вы пишете по поводу употребления спиртного... Я считаю, что есть две причины того, что сейчас произошли изменения с тех пор, когда был обычай много пить:

1) Хасидам уже даны силы в виде бесед и «маамарим» (философских трактатов), которые аудитория может легко понять и без того, чтобы много пить; поэтому достаточно минимума.

2) Так как в последнее время от нас требуется распространение хасидизма, то поглощение большого количества спиртного может сильно помешать этому; такого не было раньше когда это происходило в узком кругу хасидов.

...когда мы были в Риге, я слышал от своего тестя такие слова: «Я чувствую себя сейчас (и он имел в виду все время с тех пор как он стал мало пить), как после того, как выпил немного спиртного». И несмотря на то, что внешняя причина этому была запрет врачей, так как это была лишь причина внешняя, то хасиды, у которых главное — это внутреннее — не приняли ее ...и несомненно это является указанием вообще и кроме того, что хасиды делают так как Ребе... ...Я также говорил, что это не запрет и приказ, а только в этом есть разница между тем, когда пьют мало и между тем, когда много.

(8 кислева 5713 (1953) г., «Игрот Кодеш», том 7, стр. 58)

Выпить мало, а достигнуть много!

Несмотря на то, что мы знаем об ограничении в отношении спиртного, так как радость праздника связана с тем, что «и черпали воду и радость из источников спасения», а так как известно, что источник очищает и в малом, то выпив даже самую малость можно достичь всего... тогда как гою надо для этого ведро...

Гой — имеется в виду гой в нас самих, наша животная душа, которая хочет водки... и надо прежде не совершить грех («сур ми-ра»), а затем делать добро («ве-асе тов») — выпить немного... и это должно быть с радостью.

(Симхат-Тора 5742 (1982) г. «Итваадут», 5742 часть 1, стр. 229)

В малом количестве и не для всех...

...Я крайне поразился прочитать в вашем письме о выпивке. На этот счет есть ясные указания наших Ребе... что это должно быть в малом количестве и не для всех людей...

(1 кислева 5723 (1963) г., «Игрот Кодеш», том 22, стр. 359)

Не оправдывать себя

Я не согласен с тем, как вы ведете себя во время хасидского собрания... а также в отношении к спиртному... И до меня дошли слухи, что оправдывают себя тем, будто когда человек выпьет, ему легче найти слова чтобы зажечь аудиторию — но это совершенно противоположно тому, что пишут наши Ребе... И это хуже чем «мицва ба бе-авера» (заповедь, выполненная с помощью греха), так как в вашем случае есть грех, а заповедь надо еще поискать...

(22 ава 5720 (1960) г., «Игрот Кодеш», том 19, стр. 410)

Все видят, что вы пьяный

Дошли до меня слухи, которые меня очень огорчили — то, что вы неосторожны со спиртным и переходите грань так что всем видно, что вы пьяный. И иногда это происходит во время хасидского собрания. Нам известны слова предыдущих Ребе о вреде этого, то есть о запрете пить, кроме как во время хасидского собрания или празднования, но даже тогда в малых дозах, каждый человек в соответствии со своей нормой. Другими словами, если есть подозрение, что он может опьянеть от малого количества водки, ему нельзя пить даже это количество. И если это сказали про человека находящегося у себя дома, то намного больше это относится к хасидскому собранию...

И это указание в силе и сегодня, так как с одной стороны на каждом из нас лежит обязанность распространять учение хасидизма, поэтому надо быть очень осторожным, чтобы не нанести вред этому... а с другой стороны, именно во время предшествующее приходу Мошиаха увеличивается тьма галута и соответственно усиливается материальность тела, поэтому не только злоупотребление спиртным, но и вообще его употребление может привести к нежелательным последствиям.

Я надеюсь, что сразу после получения этого письма вы будете сдерживать себя в отношении спиртного; когда же есть сомнение — надо устрожать.

(20 мархешван 5718 (1958) г., Игрот Кодеш, том 16, стр. 82-83)

Только на вино!

...По вашему вопросу о том, на какой напиток делать «кидуш» и «авдалу», известно, что всегда отдается предпочтение вину... То, что вы спрашиваете о проведении хасидских собраниях и в частности о молодых людях, то я не вижу смысла в употреблении спиртного, которое вызывает неприятное впечатление и нехорошие последствия... и известен рассказ Ребе РАЯЦа об обычае первых хасидов, которые ставили на стол во время фарбренген стакан водки и не пили, а только смотрели на него, исполняя тем самым свою обязанность. Только в особых случаях можно пить, и то очень мало.

(14 сивана 5717 (1959) г., «Игрот Кодеш», том 15, стр. 188)

Не на водку!

Адар II 5723 года

…Вот, я поразился идее сделать «кидуш» на водку. И в любом случае, совершение «кидуша» на водку является полным противоречием указания Ребе, моего тестя и учителя, главы нашего поколения. И несомненно сразу после получения этого письма вы сделает все возможное, для исправления этого. И сообщите добрые вести об этом в ответном письме. Понятно, что все вышесказанное относится к каждому из вас, кто вел себя так…

(Источник: сборник «Ягдиль Тора» часть 3, стр. 1232)

На сок...

Однажды на фарбренген (вечер Шавуот, 1979) Ребе сказал, чтобы каждому ребенку находившемуся в синагоге дали сидур и деньги на цдаку, а также чтобы они все сказали «лехаим». Ребе сказал: «Все девочки должны сказать „лехаим“ на содовую или сок».

(Из записей хасидов)

Как можно встряхнуться

13 сивана 5711, р. Бенцион Шем-Тов зашел к Ребе на аудиенцию. Среди прочих вещей Ребе сказал ему: «Сейчас требуется внутренняя встряска. Это достигается не трехдневным постом и не выпитой бутылкой водки — но к этому можно прийти с помощью правильно прочитанной главы из книги Псалмов, изучения предложения из Торы с комментарием РАШИ, несколько строк из книги „Тания“, хасидского „маамара“...»

Нет необходимости в водке

Студент йешивы спросил Ребе на аудиенции, может ли он принести водку на «фарбренген» в йешиву в которой он дает уроки. Ребе посмотрел на него, стукнул кулаком по столу и сказал: «Нет необходимости ни в водке, ни даже в вине. Вы можете использовать содовую».

Не получил водку...

В Пурим 1966 года (известный тем, что Ребе сказал «кто протягивает руку, тому дают...». все присутствующие удостоились получить водку от Ребе. Один студент йешивы которому не удалось получить, написал письмо Ребе с просьбой получить водки. Ребе написал в ответ: «Он должен учиться со старанием и усилием — ведь изучение Торы равно всем заповедям вместе взятым».

Как нужно разогреться

Один «машпия» сказал Ребе, что на фарбренген он обязан пить много водки для того, чтобы «разогреться» и повлиять на аудиторию. Ребе сказал в ответ: «Если вы хотите „разогреться“ — учите хасидизм который „Всевышний, твой Б-г, огонь пожирающий“ и это поможет вам».

Запрет в силе

Однажды Ребе сказал о запрете на спиртное: «Так как я слышал, что в последнее время люди не очень соблюдают этот запрет, то во-первых, этот запрет все еще в силе, во-вторых, это сильно огорчает меня и в-третьих, это разрушает работу по распространению еврейства...».

(Из записей хасидов)

Прекратить нарушать мой запрет

Я получил сообщение, что некоторые хасиды опять нарушили мой запрет относительно спиртного. У каждого есть свобода выбора поступать так, как я просил, или наоборот. Но в связи с тем, что приближается праздник Шавуот, а в этот день мы идем на праздничный парад, я прошу передать этим людям мою просьбу не участвовать в параде, так они не являются моими посланцами.

То же касается летних поездок в качестве моих посланников, ходить по синагогам веселить евреев в Симхат-Тора и т.д. (Что же касается убеждать евреев накладывать тфилин, так это закон в «Шулхан Арух» и каждый еврей обязан делать это. Но в том, что делается по моей инициативе, я прошу их не участвовать.)

Все это касается как молодых людей, так и женатых и пожилых.

Есть такие, кто находит для себя всякие оправдания, но я не ищу никаких объяснений. Мои намерения ясны и не нужно их интерпретировать.

Если подобные вещи имели место в прошлом, я ни на кого не держу обиды. Нужно лишь прекратить делать так в будущем.

(Из письма Молодежной Организации ХАБАДа, которое отредактировал Ребе)

Опубликовано: 08.12.2004 Комментарии: 3 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter