Благословение на Солнце («биркат а-хама»)

15.03.2009 | 8624 | (52)
Источник: «Ликутей Сихот» том 22, стр. 201-202
Благословение на Солнце («биркат а-хама»)
Благословение на Солнце в 1981 году

Необходимыми условиями для произнесения благословения на Солнце является совпадение дня, когда было создано Солнце (четвертый день недели), времени, когда оно было создано, и места на небе, на котором оно было создано. Такое совпадение происходит один раз в 28 лет в один из дней месяца Нисан и в момент восхода Солнца в среду произносят благословение «Благословен… творящий мироздание».

Мы читаем в Торе, что Всевышний сотворил Солнце, Луну и звезды в четвертый день Творения (Берейшит 1:17-19): «И поместил их Б-г на своде небесном… И был вечер и было утро: день четвертый».

«Наши мудрецы учат: „Тот, кто видит Солнце в его периоде, Луну в ее величии, планеты на их орбитах и упорядоченные созвездия, должен произнести благословение ‘Благословен... творящий мироздание’“. И когда это происходит? Сказал Абайе: „Каждые 28 лет, когда цикл начинается снова, а период Нисана в часе Сатурна, в ночь со вторника на среду“» (Брахот 59б, Рамбам Брахот 10:8, ТУР и Шулхан Арух раздел «Орах Хаим» 229:5).

Примечание: по мнению Шмуэля солнечный год состоит из 365 дней и 1/4 дня и разделяется на 4 части, каждая из которых называется «ткуфа» (период, время года). Каждая четверть состоит из трех месяцев. Начало четверти также называется «ткуфа». К примеру, «ткуфа» месяца Нисан включает Нисан, Ияр и Сиван.

Что касается практической важности знания дня, Ребе שליט"א Король Мошиах пишет («Ликутей Сихот» том 22, стр. 233), что за пределами Израиля начинают просить о дождях через 60 дней после «ткуфа» Нисана и об осторожности пить воду в час «ткуфа».

В 2009 году этот день выпадает на среду 14 Нисана, канун Песаха (8.04.2009).

Порядок благословения Солнца по обычаю Хабада

Благословение произносится с Именем Всевышнего[1]. Текст благословения: «…творящий мироздание» («Осэ маасэ берейшит»)[2].

Изначальное время[3] произнесения благословения — до конца трех временных часов (конечное время для чтения "Шма"), а постфактум это можно сделать до полудня[4].

Благословение произносят после утренней молитвы, при большом скоплении людей.

Перед благословением нужно выпрямить ноги и посмотреть на Солнце один раз. С того момента, когда начинают произносить благословение, на Солнце больше смотреть не надо[5].

Порядок[6] таков: Теилим[7], благословения, Теилим[7], Алейну, Кадиш ятом[8]. И есть добавляют ונהרא נהרא ופשטיה

По нашему обычаю также говорят «Шеехеяну» и хорошо, когда человек избавится от сомнения в благословении и оденет новую одежду на которую нужно сказать «Шеехеяну» или возьмет фрукт из плодов нового урожая и положит его возле себя в момент благословения и будет иметь в виду также одежду или фрукт[9].

По нашему обычаю также женщины произносят это благословение при большом скоплении людей.

Нужно, разумеется, чтобы мужчины и женщины были отдельно друг от друга.

Правильно и очень хорошо приучать маленьких детей к этому благословению.

Правильно и очень хорошо (двойное благо — для небес и людей) дать пожертвование на «цдака»[10] перед произнесением благословения.

Примечания:

1. Хотя Алтер Ребе не привел [это] в его «Порядке благословений» — ведь закон благословения на радугу не привел Алтер Ребе там (см. «Ликутей Сихот» 10:200, где приводится причина), тем не менее у Ребе Раяц был обычай благословлять (личный пример).

2. В соответствии с тем, что пишет Алтер Ребе в «Порядке благословений» гл. 13, п. 15 (относительно благословения на молнию).

3. Есть мнение, что благословение должно быть когда светила были помещены в Земле Израиля и тогда меняется время произнесения благословения в зависимости от места, в каждом месте в зависимости от его отдаленности от Иерусалима. Но судя по словам Рамбама («Законы о благословениях» 10:18), ТУРа и Шулхан Аруха (раздел «Орах Хаим» 229б) и всех законоучителей следует, что благословляют утром в среду во всех местах. И не нашли нигде (и также наши отцы не говорили нам), что есть разница во времени произведения благословения в разных местах. И пример учителя («маасэ рав») — еврейский обычай во всех местах. И можно привести пример: Суббота и т.п. [празднуется] потому, что в этот день [Всевышний] отдыхал, по месту, где находился Адам. А указание такое, что во всех местах мира будут соблюдать «И был вечер, и было утро» — вечер и утро того места. См. Алтер Ребе в Шулхан Арухе раздел «Орах Хаим» второе издание, 1:8. См также «Ликутей Сихот» том 16, стр. 97 и далее, том 22, стр. 232 и далее.

4. См. Маген Авраам раздел «Орах Хаим» 229:105...

5. Как пишет Алтер Ребе в «Кидуш левана».

6. Этот порядок основан на порядке «Кидуш левана» Алтер Ребе со следующими изменениями: удалены отрывки, относящиеся к Луне, добавлен отрывок «Небеса рассказывают», говорящий о Солнце...

7. Теилим 148:1-6, Теилим 19, 121, 150. Брахот 59б, Теилим 67.

8. Понятно, что это делают когда есть 10 человек.

9. На основании слов Алтер Ребе в его Шулхан Арухе 600:6.

10. Чтобы было тройное действие: чтение отрывков из Письменной и Устной Торы — Тора, чтение благословений и молитва — работа, «цдака» — оказание добрых дел. И сказано (Йешаяу 1:27): «Сион будет выкуплен судом (Торой, см. Ликутей Тора „Дварим“ 1, стр. 72), а его пленные — „цдакой“», которая приближает Освобождение (а тогда Солнце выйдет в полную силу). И это соответствует окончанию молитвы «Алейну».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Учебный центр » Энциклопедия (другие статьи):