РАМБАМ пишет («Законы красной коровы» 3:4): «Девять коров были принесены с того времени, как была заповедана эта заповедь и до разрушения Второго Храма: первая корова принесена нашим учителем Моше, вторая принесена Эзрой, семь коров от Эзры и до разрушения Храма. Десятую корову принесёт король Мошиах, пусть он раскроется вскоре в наши дни. Амен. Да будет так».
Раз РАМБАМ в своем сборнике законов упомянул десятую корову, которую «принесёт король Мошиах», это говорит нам о том, что многие законы, которые РАМБАМ включил в эту книгу, будут применяться только в будущем. Но непонятно, почему он решил закончить этот закон молитвой о приходе Мошиаха: «Пусть он раскроется вскоре…»?
Очевидно, что сборник законов это не место для выражения личных эмоций и чувств автора, его пожеланий и молитв. Поэтому можно предположить, что этими словами РАМБАМ подчеркивает для нас три важные вещи, относящиеся к еврейскому закону:
1) Мы должны не просто верить в приход Мошиаха, но также активно ждать его прихода (см. «Законы королей» 11:1).
2) Безусловно, до появления Мошиаха человек будет ощущать необходимость молиться за его приход, как он молится за любые вещи, которые отсутствуют в его жизни.
3) Раз требование верить в Мошиаха актуально во все времена, то человек должен молиться о Мошиахе постоянно.
Поэтому:
1) Включение молитвы в сборник законов показывает, что ожидание Мошиаха должно быть выражено не только интеллектуально, но и эмоционально.
2) РАМБАМ подчеркивает, что Мошиах должен прийти «вскоре», чтобы указать, что приход Мошиаха должен быть личным, искренним желанием каждого.
3) РАМБАМ написал об этом не в той главе, где речь идет о вере в приход Мошиаха, а в другом месте, где нет явной связи с этой темой. Этим он указал нам, что нужно выражать желание о Мошиахе постоянно, независимо от темы дискуссии, в которой человек участвует.