СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 00:20

Запрет зажигания огня в субботу

Что ответить на вопрос о существующем мнении, что можно зажигать огонь в субботу, а запрет есть только в случае, когда трут камнем о камень, как это принято среди дикарей, а способ зажигания свечи в наше время совсем не связан с работой.

Источник: «Игрот Кодеш» том 15, стр. 45-47 Перевод:Шолем Лугов 07.08.2014 2362 мин.

Вы спрашиваете, что ответить на вопрос о существующем мнении, что можно зажигать огонь в субботу, а запрет есть только в случае, когда трут камнем о камень, как это принято среди дикарей, а способ зажигания свечи в наше время совсем не связан с работой.

И понятно, что основное предположение, о котором Вы пишете в письме, это то, что мы должны исполнять все заповеди Творца не задавая вопросов об их причинах. И, в частности, как это понятно согласно здравому смыслу, невозможно, чтобы разум сотворенного смог бы постичь разум Творца, как так между творением и Творцом нет никакого сходства и, тем более: в отношении маленького ребенка, который начинает учить алфавит всем понятно, что ребенок не может понять глубокую идею из Талмуда и рассуждения первых законоучителей об этом, хотя все они являются людьми, обладающие разумной душой. И, более того, мы знаем, что когда ребенок вырастет и сам выполнит заповедь учебы со всем прилежанием, то об этом сказано: «Если старался, то найдешь». Это значит, что силой своего разума, ребенок может постигнуть также и глубокие объяснения в Талмуде, только пока это еще не реализовано на практике. Тем более это относится к идеям Творца по сравнению с идеями творений, ведь невозможно, что они могут сравняться одно с другим, так как это Творец, а то — творение. И приведенные в Торе причины объясняют только малую часть идеи и корня заповедей, поэтому у каждой заповеди и идеи в Торе есть множество объяснений и смыслов.

Во всем этом, также согласно разуму, нет совершенно никого места для упомянутого вопроса, как со стороны реальности, так и со стороны разума.

3) Со стороны реальности: — Во время Дарования Торы, то есть после исхода евреев из Египта, ведь, как известно из всех исторических книг, культура и технический прогресс в Египте были на достаточно высоком уровне. И, более того, есть несколько вещей (форма переноса тяжестей, строительства, компоненты красок и т.п.), что даже сейчас мы не знаем, как сделать это и как делали это в то время. И, в частности, зажигание огня у египтян — не была в форме трения камнями, а другими, более легкими способами. И чаще всего они зажигали огонь от огня, как рассказывается в истории Египта и близлежащих мест в то время. И, в частности, в домах египетских жрецов, которые также были источником изучения распространенных в то время премудростей, которые, как уже было сказано, в некоторых вещах, в том числе зажигание огня (ведь с этим были связаны многие аспекты идолопоклонства в то время) были на очень высоком уровне, то есть происходили с очень маленькими затратами труда.

4) Со стороны разума: — Соблюдение субботы согласно простому смыслу Писания было на основе того, что шесть дней созидал Всесильный небо и землю, а в седьмой день пребывал в покое. И очевидно любому разумному человеку, что Всевышний создал мир не трудом и не усилиями и что Он отдыхал в седьмой день от исполнения действий в шесть дней творения в такой форме, когда она вообще не была связана с трудом. И на примере этого был заповедан еврейский народ.

5) Вообще, в подобных возражениях, когда само возражение доказывает, что сам возражающий верит в то, что Тору дал Творец мира, только он желает найти объяснения намерениям Творца и Его указаниям, что как будто они актуальны только при определенных условиях в соответствии с различным периодами, то в самом этом возражении видна ее фальшь. Ведь так как Тора была дана Творцом мира для человеческого блага, как сказано, что «в них [заповедях] — жизнь наша и долголетие наше», то есть для блага человека [и также это обязательно, так как он верит в Творца, он верит, что Творец это благо и прямота, и поэтому мы обязаны соблюдать заповеди], то это отрицает возможности того, что Тора могла быть дана таким образом, что она вводит человека в заблуждение, не дай Б-г, и дает место для сомнений в ее основах, т.е., что намерение якобы было только на определенный период и когда изменятся время, то изменяется и указание. И обо всем этом написал дающий Тору совершенно противоположное [и как следует из нескольких писаний, что указания Торы актуальны «сколько дней небо над землей» и также во время изгнания, пока не придет наш освободитель Мошиах, ведь все эти вещи упомянуты несколько раз в Торе] и нет ни одного высказывания, согласно которому перед этим изменились, не дай Б-г, указания Торы. И очевидно, что нет никакого объяснения в каком направлении будут изменения и в какой форме.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter