СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 13:09

Четыре позиции по поводу «цимцума»

При создании Вселенной, Всевышний с помощью бесконечного числа последовательных сокращений постепенно скрыл Свою бесконечность, делая возможным существование физически ограниченных существ…

Источник: «Игрот Кодеш» том 1, стр. 19-20 Перевод:Шолем Лугов 17.07.2014 2539 мин.

Цимцум — сжатие, сокращение, конденсация. Цимцум является средством постепенного снижения и перехода от высшего к низшему уровню. При создании Вселенной, Всевышний с помощью бесконечного числа последовательных сокращений постепенно скрыл Свою бесконечность, делая возможным существование физически ограниченных существ…

Предлагаем вам письмо Ребе Короля Мошиаха раву Биньяминсону, которое было написано в феврале 1939 года и напечатано в «Ликутей Сихот» том 15 стр. 470. Рав Биньяминсон пишет об одном из своих знакомых, который говорит, что все позиции по вопросу о «цимуцме» основываются на одном и том же источнике.

По видимому, этот человек был рав Элияу-Элиэер Деслер, который после изучения книги «Тания» и книги «Нефеш а-хаим» (ее автор — р. Хаим из Воложина) пришел к выводу, что между ними нет существенной разницы. И на основании этого, он попросил рава Биньяминсона объяснить ему «суть спора об идее „цимцума“ между автором книги „Тания“ и АГРА, спорят ли они об определении идеи „цимцума“, ведь как это объясняется в книге „Нефеш а-хаим“ при внимательном изучении, это одно и то же» («Марбицей Тора и мусар» том 3, стр. 66).

Сначала рав Биньяминсон обратился с этим вопросом летом 5689 года к р. Ицхаку «Матмиду» Гуревичу, которой ответил (сборник «Ягдиль Тора», Нью-Йорк, брошюра 61, стр. 110): «У меня нет сейчас книги „Нефеш а-хаим“… я напишу Вам об идее „цимцум“ так, как это объясняется в учении хасидизма ХАБАД».

После этого рав Биньяминсон спросил Ребе ШЛИТА, который ответил в этом письме, что автор «Нефеш а-хаим» не был согласен в этом вопросе со своим учителем АГРА.

Предлагаем вам ответ Ребе ШЛИТА (в сокращении):

— Я очень удивился также появлению подобной мысли, в частности так как Вы назвали его в письме титулом «изучающий книги каббалистов», ведь очевидно, что это совершенно не так. И уже в первом поколении после АРИЗАЛа, который раскрыл нам тайну «цимцума», по этому вопросу были различные мнения среди мудрецов Торы из крайности в крайность, как это видно из их книг, и их полемика продолжалась также и после этого.

И спор этот происходил в двух основных вещах:

1. Был ли цимцум в буквальном смысле, или нет; удаление или сокрытие?

2. Был ли цимцум только в [Божественном] свете или также в источнике [Божественного] света?

И в отношении этого могут быть четыре позиции:

1) Цимцум [имел место] в буквальном смысле слова и также в [самой Божественной] Сущности. И я видел людей, которые считали так, ведь как можно сказать, что король находится в месте, где есть грязь, не дай Б-г.

2) Цимцум [имел место] в буквальном смысле слова, но только в свете.

3) Цимцум [имел место] не в буквальном смысле слова, но также и в источнике [Божественного] света.

4) Цимцум [имел место] не в буквальном смысле слова, и только в [Божественном] свете.

И вот, «миснагдим» (противники хасидизма) во время Алтер Ребе следовали первой из этих позиций, как это известно; и они объясняли слова «нет места, свободного от Него», что речь идет о Его Провидении. И также они говорили, что теория, что Сущность находится везде, противоречит законам о нечистых животных и т.д. И как было написано в их воззваниях и объявлениях, которые они опубликовали во время Баал-Шем-Това и Алтер Ребе. И см. также «Врата единства и веры» гл. 7 и «Святые послания» в конце п. 25…

Позиция автора книги «Нефеш а-хаим», которую Вы упоминаете в своем письме, соответствует третьей из приведенных выше позиций. И он спорил по поводу этого со своим учителем, Виленским гаоном. — И вообще, кажется, что рав Хаим из Воложина видел книги ХАБАДа, в частности книгу «Тания», и подвергся их влиянию, хотя я не знаю несомненных доказательств этому.

Но для нас нет ничего, кроме четвертой позиции, что цимцум имел место не в буквальном смысле слова и также это было не в источнике [Божественного] света, а в свете, и только на самой нижней ступени света, который был перед цимцумом, как это объясняется в книгах и рукописях ХАБАДа.

И в наши дни, когда… была объяснена теория цимцума детально и с всеми подробностями в… книгах хасидизма ХАБАД, то если кто-то пожелает узнать идею цимцума… для этого есть только один путь — изучить данные книги. И чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить сказанное об этом в других книгах, как видно, что авторы некоторых из них не хотели по каким-то причинам вдаваться в подробности о сказанном в книгах ХАБАДа.

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter