СБП. Дни Мошиаха! 15 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-23 11:37

171. Еврейское судопроизводство

Еврейский закон считает компромисс идеальным способом разрешения любых споров. Мудрецы Торы весьма неодобрительно относятся к евреям, которые обращаются в нееврейский суд...

30.06.2015 2141 мин.

Еврейский закон считает компромисс идеальным способом разрешения любых споров. Когда стороны не могут прийти к компромиссу, они прежде вместо обязаны попытаться разрешить свой спор у раввина или, если он сочтет нужным, обратиться в раввинский суд. Мудрецы Торы весьма неодобрительно относятся к евреям, которые обращаются в нееврейский суд, разве что стороны (или хотя бы одна из них) не признают авторитета раввинского суда и требуется вмешательство властей, чтобы решение раввинского суда было исполнено.

Судья не имеет права выслушивать одну из обратившихся в суд сторон в отсутствие второй стороны. В свою очередь, ни одна из сторон не имеет права пытаться предстать перед судьей первой, чтобы не вызвать подозрения, будто она хочет изложить свои претензии до того, как это сделает другая сторона.

Судья, берущий взятку, преступает запрет Торы (см. «Дварим» 16:19), а тот, кто предлагает ее, нарушает запрет «и перед слепым не клади препятствия» («Ваикра» 19:14).

Еврейский закон строго запрещает истцу и ответчику говорить судьям неправду, даже если тот, кто судится, уверен, что он прав, но если скажет правду, то судья сочтет его виноватым.

Еврейский закон одобряет обращение в третейский суд, так как в случае, когда тяжущиеся стороны сами выбирают третейского судью, они обычно более охотно соглашаются на компромисс.

Судья должен обладать семью качествами: быть знатоком Торы, быть скромным и благочестивым человеком, любить истину, вызывать симпатию у других людей, быть известным своими добрыми делами и не придавать никакого значения материальным благам (даже тем, которыми сам обладает).

Еврейский закон запрещает отказываться выступить в суде в качестве свидетеля тому, кто действительно знает, как было дело, и чье свидетельство поможет судопроизводству. Более того, человек, которого просят выступить свидетелем в суде, но он отказывается, навлекает на себя наказание Всевышнего. С другой стороны, если человек сам не видел происшедшего, а только слышал о нем от другого, пусть даже от человека, заслуживающего доверия, ему строжайше запрещено свидетельствовать на суде.

Свидетельство человека, который за свое появление в суде требует денег, не принимается в расчет, так как Тора обязывает видевшего происшедшее собственными глазами выступить в качестве свидетеля бесплатно. Однако разрешается брать деньги в качестве возмещения расходов, которые прибывшему в суд понадобились на дорогу или которые он теряет, пропуская рабочий день. То же правило действует и в том случае, когда кто-либо обращается с просьбой к другому человеку пойти вместе с ним в суд, чтобы выступить в качестве свидетеля: тот, кого об этом просят, имеет право поставить условием получение определенной суммы денег.

Каждый, кто имеет какой-либо личный интерес в разбираемом в суде деле, непригоден в качестве свидетеля.

Следует избегать клясться на суде, даже если человек совершенно уверен в своей правоте, а отказ дать клятву грозит ему материальными убытками.

Если судьи — неевреи, то тот, кто мог бы выступить свидетелем на таком суде между евреем и неевреем на стороне второго, должен предварительно посоветоваться с раввином. Однако если с самого начала нееврей просил еврея быть его свидетелем в суде, еврей не имеет права отказаться, даже если ему придется давать показания против другого еврея.

Для свидетельства нет срока давности, и человек имеет право даже много лет спустя давать показания о том, что видел когда-то. Если он забыл о происшедшем, но вспомнил, увидев запись о нем, сделанную им самим, или услышал, как говорит об этом происшествии посторонний человек, не участвующий в суде, он имеет право давать свидетельские показания.

Человек, известный своими дурными поступками и нарушениями запретов Торы, не может выступать в качестве свидетеля на суде. Однако если человек нарушает запреты Торы по ошибке или по незнанию, из-за этого он не становится непригодным для свидетельства в суде. Не имеет права свидетельствовать на суде родственник кого-либо из судей, а также истца, ответчика или другого свидетеля.

Комментарии: 0
Темы: Закон Суд
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter