172. Запрет воровства и грабежа

06.11.2017 | 234 | (0)
172. Запрет воровства и грабежа
Запрет воровства и грабежа

Тора запрещает воровать и грабить. Чем отличается воровство от грабежа? Когда человек присваивает чужое имущество тайно, так, что этого никто не видит, — это воровство. А грабеж — это присвоение чужого имущества в открытую, когда грабитель чувствует свою силу, никого не боится и считает, что имеет на это полное право. Мудрецы наши указывают, что в определенном смысле вор хуже грабителя: присваивая чужое, вор считает, что если этого никто не заметил, то особой вины за ним нет; он не считает, что Всевышний всеведущ, и тем самым отрицает одно из главных положений иудаизма.

Запрет воровать и грабить действует независимо от того, идет ли речь об имуществе еврея или нееврея, взрослого человека или несовершеннолетнего.

Запрещается воровать с тем, чтобы позже возместить украденное, а также с целью только заставить кого-то переживать или просто подшутить над кем-то.

«Не обирай ближнего твоего», — предостерегает Тора («Ваикра» 19:13). Этот запрет распространяется на любой поступок, в результате которого кто-то может понести убытки. Например, должник не имеет права уклоняться от возвращения долга; работодатель обязан вовремя выдавать заработную плату своему работнику; взявшему на хранение деньги или ценную вещь запрещено медлить с их возвращением и т.п. Этот запрет нарушает также и тот, кто обсчитывает партнера при купле-продаже.

Тора запрещает еврею завидовать другому еврею, а также желать того, что принадлежит другому. Последнее из Десяти речений, услышанных всем народом Израиля от Всевышнего у горы Синай, гласит: «Не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего» («Шмот» 20:14). Поэтому запрещается уговаривать другого еврея продать какую-нибудь принадлежащую ему вещь или недвижимое имущество. Причем запрещается не только непосредственно самому уговаривать его, но и подсылать к нему друзей и родственников, которые могут повлиять на него и склонить к мысли продать то, что он не собирается продавать, и именно тому человеку, который страстно желает это заполучить.

Тора предписывает возвращать похищенное (если оно осталось в своем первоначальном виде) или, в крайнем случае, возмещать его стоимость, которую оно имело в момент похищения. Если к тому времени, когда похититель раскаялся в содеянном и желает вернуть похищенное, его владелец уже умер, необходимо вернуть эту вещь или возместить ее стоимость наследникам умершего.

Раскаяться и возместить убытки крайне трудно человеку, который причинил ущерб многим людям. Например, человеку, который обвешивал и обсчитывал клиентов при продаже, был сборщиком налогов в еврейской общине и предоставлял льготы своим родственникам или друзьям, притесняя других, одалживал деньги под проценты. Такому человеку совершить раскаяние и возместить убытки трудно потому, что людей, понесших из-за него убытки, очень много и он всех не помнит. Тем из них, кого он помнит, он должен постараться возместить убытки, но, кроме того, он обязан заняться общественной деятельностью, в результате которой получат пользу и те, кого он не помнит.

Запрещается покупать краденые вещи как у еврея, так и у нееврея. «Тот, кто делит [добычу] с вором, ненавидит душу свою» («Мишлей» 29:24), — так сказал мудрый Шломо а-Мелех (Соломон). Покупая краденое, человек совершает тяжелейший грех: поддерживает вора в его «ремесле» и способствует тому, чтобы тот снова совершил воровство. Лишь в одном случае разрешается купить у грабителя похищенную вещь: когда намереваются вернуть ее настоящему владельцу, который сам не в состоянии ее выкупить.

Запрещается брать краденые вещи на хранение.

Запрещается извлекать какую бы то ни было пользу из украденного, пока оно находится у укравшего, — даже зная, что настоящий хозяин этой вещи не имел бы ничего против ее использования.

Запрещается покупать любую вещь, если есть малейшее подозрение, что она украдена.

Взявший по ошибке чужую вещь не имеет права пользоваться ею и должен хранить ее до тех пор, пока не узнает, кому она принадлежит, чтобы вернуть хозяину. При этом не имеет значения, что его собственная вещь, аналогичная этой, пропала. Но если проходит много времени и становится очевидным, что владелец вещи ее уже не ищет, тогда разрешается этой вещью пользоваться.

Закон запрещает извлекать пользу из чего бы то ни было без ведома хозяина, даже если совершенно ясно, что тот не только не рассердится, но даже обрадуется этому. Так, не следует в саду своего близкого друга срывать плоды без его ведома.

Тем не менее, жене и другим членам семьи разрешается без ведома ее главы давать нищему деньги и угощать гостя, поскольку так принято в обществе и хозяин дома знает об этом обычае. По той же причине разрешается принимать деньги от женщин, хотя ясно, что их мужья об этом не знают.

Тора обязывает еврея исполнять законы страны, в которой он живет.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):