СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 19:02

Покрытие головы в дни наших мудрецов и в наше время

Сегодня покрывать голову обязан каждый соблюдающий Тору и заповеди еврей.

Исраэль Барда Свободный перевод:Шолем Лугов 19.04.2013 4144 мин.

В отношении покрытии головы мы находим множество рассказов наших мудрецов, из которых можно выучить важность этого.

О покрытии головы в Талмуде

1. Рассказывается в Талмуде (трактат «Кидушин» 31а): «Рав Гуна сын рав Йеоша не проходил четырех локтей (ок. 2 метров) с непокрытой головой, сказав, что над его головой — Шхина». Из того, что Талмуд рассказывает об этом случае, можно понять, что это только проявление благочестия («мидат хасидут») и не все вели себя таким образом, так как это не требование закона (и также приводит «Бейт Йосеф» от имени МААРАМа).

Но можно сказать, что речь в этом отрывке идет только о движении на расстояние меньше 2 метров и что тщательность в наличие головного убора при этом является проявлением благочестия. Но когда было нужно пройти большее расстояние, все люди покрывали голову.

2. В трактате «Кала рабати» (2:2) рассказывается: «Как-то раз сидели старцы и прошли перед ними двое детей и один из них обнажил голову. Рабби Элиэзер сказал о нем, что это мамзер (незаконнорожденный)…» Отсюда на первый взгляд следует, что и маленькие дети не должны ходить без головного убора. И нужно разобраться, как это сопоставить со словами «Маген Авраама» (раздел «Орах хаим» 2:6), что «у детей принято ходить без головного убора».

Но дальше пишет «Маген Авраам»: «И в любом случае, будет правильно покрывать их голову, чтобы был в них страх перед Небом». И на основании этого можно сказать, что действительно не требовали от детей покрывать голову, но если человек заботиться о богобоязненности своих детей, то следует покрывать их голову. А если ребенок ходит с непокрытой головой, это признак дерзости. И поэтому в данном отрывке мудрецы посчитали его незаконнорожденным (или сыном «ниды», или и тем и другим).

3. Сказано в Талмуде (трактат «Брахот» 60б): «Когда он покрывает голову платком, то пусть скажет „Венчающий Израиль великолепием»». И отсюда на первый взгляд следует, что только начиная с этого благословения покрывали голову, а все предыдущие благословения произносили без головного убора.

И нужно понять, как сопоставить это с постановлением «Шулхан Аруха» (раздел «Орах хаим» 91:3): «Есть мнение, что запрещено упоминать Имя Всевышнего с непокрытой головой» (и так постановил Алтер Ребе). Но можно объяснить, что в Талмуде упоминается «венец», закрывающий всю голову, но несомненно перед этим у человека было на голове обычное покрытие (закрывающее только часть головы).

4. Рассказывается в Талмуде (трактат «Шабат» 156б — приводится в «Маген Авраам» 2:6) о матери рабби Нахмана сына Ицхака, которой астрологи сказали, что ее сын вырастит вором. И предложили ей не оставлять его без головного убора. Она так и поступила «ведь откуда будет у тебя страх перед Небом». И отсюда следует, что в то время не требовали от детей покрывать голову, а только по особой причине она решила покрывать его голову.

Но можно сказать, что только от детей не требовали этого (что соответствует сказанному в п. 2) или что богобоязненность зависит от покрытия, закрывающего всю голову, но маленькое покрытие у них несомненно было.

5. Сказано в трактате «Йома» (25а): «Палата тесаных камней была как большая базилика, выбор на восточной стороне и старец сидит на западной стороне. И коэны окружают их и стоят в форме спирали и ответственный приходит и снимает митру с головы одного из них».

И нужно разобраться, как можно было снять митру с его головы, ведь запрещено входить в синагогу (и по простому — в Храм) без головного убора, как вынесено постановление в «Шулхан Арухе» (156:6): «И есть, кто запрещает входить туда [в синагогу]… без головного убора» (и см. «Биюр алаха» там — от имени Левуш — «что при этом как будто нет у него страха перед Всевышним»). И несомненно нельзя сказать, что у него было еще одно покрытие меньшего размера, из-за запрета «не прибавлять».

И можно объяснить это на основании одного из следующих источников: 1) РАМБАМ говорит, что это было знаком и после этого ответственный сразу возвращал митру («Законы тфиллин» 4:1). 2) В сборнике «Нахалат Биньямин» написано, что при этом его друг клал свою руку ему на голову. 3) Несомненно во время выбора люди не ходили, а стояли. И написал автор «При мегадим» в «Мишбецот заав», что когда человек стоит, то достаточно того, что ему положат руку на голову, а в движении этого недостаточно.

О покрытии головы в законодательной литературе

В отношении закона разделились мнения законоучителей, является ли это обязанностью или проявлением благочестия:

Многие законоучителя считают, что это даже не проявление благочестия, так как из вышеупомянутых случаев следует, что нет запрета в хождении с непокрытой головой. Но по мнению Бейт Йосефа (раздел «Орах хаим» 46:1) запрещено ходить с непокрытой головой. И так он пишет: «И упомянуто выше, что причина этого благословения в том, что запрещено ходить с непокрытой головой… и даже хоть в мидраше сказано, что не запрещено ходить с непокрытой головой, тем не менее он согласен, что это проявление благочестия». И речь здесь идет о двух метрах, но если идет речь о меньшем расстоянии, то по всем мнениям это только проявление благочестия. И из слов ТУРа следует, что и проявления благочестия нет здесь и это однозначно запрещено (есть, кто уточняет, что запрет «ходить распрямившись» находится рядом с запретом ходить без головного убора, чтобы запретить это совсем, как и запрет «ходить распрямившись»).

Но в нашем поколении следует особенно остерегаться этого. И пишет ТАЗ (8:3) от имени сборника МААРИ, что это принимается за легкомыслие и распущенность. И добавляет причину: «И мне кажется, что есть полный запрет по другой причине, то есть так как среди неевреев принято садясь снимать головной убор, то это включено в запрет „по их законам не ходите»...».

И есть еще одна причина — из-за скромности, как пишет РАМБАМ («Законы об образе жизни» 5:6): «Очень скромно должны вести себя ученики мудрецов в личной жизни: не позорить себя, не ходить с непокрытой головой и не оголять тела». И не думайте, что речь идет только об учениках мудрецов, так как пишет «Лехем мишнэ», что удивительно, почему РАМБАМ пишет только о мудрецах, хотя это относится ко всем.

Мнение Алтер Ребе

Алтер Ребе пишет во втором издании «Шулхан Арух» (2:6): «И проявление (см. трактат «Кидушин» 31а) благочестия в том, чтобы не проходить двух метров с непокрытой головой также в те дни, когда большинство народа обычно ходили с непокрытой головой из-за жары в те дни. Но сейчас, в наше время, когда у всех принято покрывать голову, то навеки запрещено ходить или даже сидеть без головного убора из-за скромности. Ведь это (см. РАМБАМ, «Законы об образе жизни» 5:6) так, как будто бы он обнажает свое скрытое одеждой тело. И также правильно, чтобы дети покрывали голову. И евреи — святой народ — остерегаются этого из-за скромности. Но если положить руку на голову, то достаточно этого для знака, только при этом не следует упоминать Имя Небес...»

Мнение Ребе Короля Мошиаха относительно практики

Что касается практики, то см. объяснение Ребе Короля Мошиаха («Игрот Кодеш» том 22, стр. 143-144):

— Что касается сути вопроса, что он говорит, что покрытие головы это только проявление благочестия, то уже был установлен закон, что покрывать голову обязан каждый еврей, соблюдающий Тору и заповеди, не только по мнению тех законоучителей, которые считают так по закону Талмуда и первых законоучителей. Ведь даже и те, кто спорят с ними и утверждают противоположное, и они согласны, что в нашем поколении, когда человек ходит с непокрытой головой, это свидетельствует о его «сбрасывании ярма» [и что благодаря этому он старается, чтобы не узнали, что он является сыном Авраама, Ицхака и Яакова, изучает Тору и соблюдает заповеди. И что могут сказать о нем, что он не дай Б-г не еврей, ведь его поведение и одежда похожи на нееврейские]. И отсюда понятно, что не только по закону он обязан покрывать голову, а также среди самих законов — этот закон особый и относится к сказанному «Ты избрал нас из всех народов» и понятно, что нет места быть похожими на них (народы) и вести себя так, чтобы они ошиблись и не признали в нем, не дай Б-г, сына еврейского народа.

Выводы:

1. Запрещено ходить или сидеть с непокрытой головой.

2. Благодаря ношению головного убора прибавляется богобоязненность.

3. При ношении головного убора выполняется заповедь.

4. Нужно спать в йермолке.

5. Все это актуально также для детей.

6. Йермолка должна покрывать большую часть головы.

7. Если нет йермолки, то для произнесения благословения нельзя накрыть голову своей рукой, но постфактум другой человек может положить руку на голову, либо накрыть ее своим рукавом или другой одеждой.

8. Если нет йермолки, то можно пройти два метра, положив руку на голову, потом остановиться на пару секунд и снова идти, пока не найдете головной убор.

Комментарии: 4 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter