СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 08:59

Получение ответов посредством открывания книги — знак свыше…

Мы подготовили для вас детальный обзор разбирающий на основе Устной и Письменной Торы обычай получать ответы на вопросы посредством сборника писем Ребе Короля Мошиаха «Игрот Кодеш».

07.10.2007 12587 мин.

Уже много лет практикуется во всем мире обычай получать ответы на вопросы посредством сборника писем Ребе Короля Мошиаха «Игрот Кодеш». В связи с тем, что многие спрашивают, как эта практика находит свое отражение в Иудаизме, мы подготовили для вас детальный обзор на основании Устной и Письменной Торы.

Есть несколько возможностей интерпретации подобного поведения. Это знак, жребий и пророчество. В данной статье мы разберем первую из них.

Есть люди, которые видят в открывании книги и нахождении там ответа знак («симан»). Уже в далеком прошлом люди поступали подобным образом, когда принимали решения о своих действиях посредством получения знаков. Рассмотрим примеры из разных частей Торы.

ТАНАХ

В Торе мы читаем, что Элиэзер, раб Авраама, принял решение о выборе подходящей супруге для Ицхака с помощью знака (Берейшит 24:12-14): «И сказал он: Г-сподь, Б-г моего господина Авраама! Дай случиться же предо мной сегодня и сотвори милость с моим господином Авраамом! Вот я стою я у источника водного, и дочери горожан выходят черпать воду. И будет: девица, которой скажу: Наклони твой кувшин, и я напьюсь, а она скажет: Пей, и также верблюдов твоих напою, — ее Ты назначил Твоему рабу Ицхаку. И посему (дай) мне знать, что сотворил Ты милость с моим господином».

В книге Пророков мы читаем, как Йонатан сын Шауля решал, нужно ли начинать воевать с филимистянами. Для этого он сделал знак (Шмуэль I, 14:9): «Если они так скажут нам: „Подождите, пока мы подойдем к вам“, — то мы остановимся на своих местах и не взойдем к ним».

Рассказывается о короле Йошийау, что когда он занимался починкой повреждений в Храме, то ему принесли Свиток Торы, который был послан ему Хилкияу коэном. Этот свиток был написан самим Моше. Он был свернут на фразе (Дварим 28:36): «Уведет Г-сподь тебя...». Йошийау понял намек из этих слов, что и он уйдет в изгнание. Чтобы предотвратить это, недостаточно заниматься только внешними действиями — починкой повреждений в Храме. Тогда он порвал свои одежды и начал побуждать народ к раскаянию (см. Млахим II 22-23).

Талмуд

В Талмуде рассказывается о нескольких мудрецах, которые просили маленьких детей сказать наизусть какой-нибудь отрывок из Торы, который они учили в тот день. И на основании его смысла решали, как им поступать...

Рав Шешет, который был слеп, нанял работников, чтобы выкопали ему яму. Они замышляли недоброе и замаскировали яму, чтобы рав Шешет упал в нее. Рав Хисда увидел это и крикнул, чтобы предупредить рава Шешета. Тот немедленно обратился к мальчику и спросил, какой отрывок он учил в Торе. «И сказал ему... Cверни вправо или влево» (Шмуэль II 2:21), — сказал тот. Спросил рав Шешет своего слугу: «Что ты видишь?» «Ровную поверхность». Сказал ему рав Шешет, чтобы они свернули в сторону. Когда они вышли, спросил рав Хисда, откуда рав Шешет знал, что нужно предостеречься. «Я получил знак из процитированного ребенком отрывка Торы», — ответил тот. (см. Гитин 88а).

Шмуэль проверял по книге — выпадал ли ему хороший или плохой отрывок. Рабби Йоханан проверял через ребенка. И в соответствии с содержанием отрывка решал, как ему поступать. Все время, когда Рав жил в Вавилоне, он получал письма от рабби Йоханана из Святой Земли. В этих письмах он обращался к нему как «наш учитель в Вавилоне». Когда же Рав умер и Шмуэль стал на его место, написал ему рабби Йоханан письмо с обращением «наш друг в Вавилоне». Шмуэль сказал себе: «Может быть найдется какая-нибудь вещь, которую я знаю лучше его и я научу его и тогда стану его рабби». Написал ему подсчет високосного года на 60 лет. Ответил ему рабби Йоханан: «Конечно, я тоже знаю арифметику». Тогда написал ему Шмуэль 13 листов вопросов и ответов по поводу сомнительных вопросах о кашерности птиц. Сказал тогда рабби Йоханан: «Есть у меня учитель в Вавилоне — пойду к нему». Обратился он к ребенку и попросил того процитировать отрывок из Торы. Ответил тот (Шмуэль I 28:3): «И умер Шмуэль». Подумал рабби Йоханан, что Шмуэль умер, но не так было. Но так ему показали, потому что было намерение с Небес не утруждать рабби Йоханана.

Обычаи мудрецов

Также в последующих поколениях мы находим подобное поведение у руководителей ХАБАДа и других общин...

Рассказывают, что когда задавали Баал-Шем-Тову различные вопросы, он открывал книгу («Зоар», Талмуд и др.) и после этого давал ответ. И рассказал он, что свет сотворенный Всевышним в шесть дней Творения был спрятан для праведников в Торе. И когда праведник учит Тору, он видит посредством этого света сквозь весь мир.

Когда Алтер Ребе был арестован и отправлен в Петербург, он послал посланника в Бердичев рассказать об этом рабби Леви-Ицхаку. Когда тот услышал об аресте Ребе, то упал на пол и страшно закричал. После этого он попросил посланника описать события ареста и спросил имя матери Алтер Ребе. Человек рассказал, что перед отъездом он забыл спросить об этом, а потом уже не хотел возвращаться. На столе у рабби Леви-Ицхака лежало Пятикнижие. Он открыл его и выпал отрывок (Берейшит 42:1): «И увидел Яаков, что есть хлеб на продажу („шевер“) в Египте». И сказал рабби Леви-Ицхак: «Слово „шевер“ — это аббревиатура имени Шнеур бен Ривка» (см. «Бейт Ребе» 1, 15 пр. 1).

А вот что рассказывает Ребе РАЯЦ (Сефер а-Сихот 5687, стр. 174): «Когда я был там (в тюрьме) не было у меня никакой книги, и когда принесли мне книги, то это была книга Шмуэля. И когда открыл я ее, то выпал отрывок (Шмуэль II 21:17) „Не выйдешь ты больше на войну“. И когда увидел я это, то обрадовался сильно и отметил это у себя».

Мнения законоучителей

Запрет гадания

Законоучители обсуждают вопросы: как следует относиться к подобному поведению и нарушают ли так поступающие запрет Торы «Не гадайте» (см. Ваикра 19:26).

Для ответа на это следует привести мнение РАШИ, который так комментирует эти слова Торы: «не гадайте (по приметам). Подобно тем, кто гадает по (крику) ласки или (щебету) птиц; или (видит примету в том, что) хлеб выпал у него изо рта, олень перебежал ему дорогу». То есть из-за этих событий решают о том, поступать ли определенным образом или нет».

Причины запрета приводятся в Сефер а-Хинух (заповедь 249):

1. Потому что это бред и глупости и для святого народа негоже поступать по словам лжи.

2. Эти вещи способны отвернуть человека от веры в Б-га и Торы привести к еретичеству, когда человек может подумать, что все происходит случайно, а не по Божественному провидению.

Знак

Сказал Рав (Гитин 95б): «Всякий кто гадает не так, как Элиезер раб Авраама или Йонатан бен Шауль — не гадает».

Рамбам пишет (Законы об идолопоклонстве 11:4), что такие действия попадают под запрет, так как Элиезер был совершенно уверен в знаке — сразу после того, как Ривка напоила верблюдов, он дал ей браслеты. И это до того, как он спросил ее имя и узнал что она из рода Авраама. Поэтому, если кто-то так делает — наказывают его.

«И также человек, делающий себе знаки: если выйдет так-то и так-то, сделаю некую вещь, а если не выйдет — не сделаю, как Элиэзер, раб Авраама; все эти вещи и им подобные запрещены, и тот, кто совершает действие на основании одной из этих вещей, получает телесное наказание по Торе».

Но Раавад не согласен с этим и называет эти слова «большой ошибкой». По его мнению можно так поступать, ведь так вели себя праведники Элиэзер и Йонатан. И нельзя ведь про них сказать, что они нарушили запрет «не гадать».

Автор книги «Сифтей Хахамим» пишет (Ваикра 19:26), что они не нарушили запрета, так как не полагались на сам знак. Элеэзер полагался на заслуги Авраама, а Йонатан сказал это, чтобы подстегнуть своих людей и без этого знака он бы так поступил.

Это значит, что если не верят в сам знак, это не противоречит вере во Всевышнего и не является запрещенной вещью.

Рабби Йосеф Каро в комментарии «Кесеф Мишне» пишет, что запрет гадать есть только тогда, когда нет связи между самим знаком и той вещью, про которую хотят узнать или сделать. Но когда знак связан с предметом, несомненно нужно учить из этого урок. Как Элиэзер сделал знак из поступков Ривки — если она будет обладать добрым сердцем, то с Небес предназначили ее невестой Ицхаку, ведь в противном случае этой встречи бы не произошло. Также и Йонатан получил знак о том, что враг находится в смятении и поэтому он сможет легко победить его. Ведь в противном случае он бы не подвергал людей опасности, выходя на врага. И поэтому было так разрешено поступать. Это похоже на ситуацию, когда человек собираясь выходить из дома видит, что начинается дождь — и берет зонтик. Понятно, что это не знак запрещенный Торой.

Так пишет РАН (Хулин 95б), что так как эти знаки основаны на логике, они разрешены. И добавляет: «в любом случае, все действия людей основаны на логических знаках».

Таким образом, если существует связь между знаком и событием, в этом нет запрета.

Действия как результат знака

В этом вопросе разделились мнения законоучителей.

Из слов РАМБАМа выходит, что если знак — только знак, то можно так делать. Но если он хочет определить на основании знака свое дальнейшее поведение, то это запрещено. И так он пишет: «Если человек говорит: „Дом, который я построил, принес мне счастье; женщина, на которой я женился, или скотина, которую я приобрел, была благословенна — с того момента, как я ее приобрел, я разбогател“, или спрашивает у мальчика, какой отрывок из Торы он сегодня учил, и если тот скажет фразу из благословений, радуется и говорит: „Это хороший знак“ — это не запрещено: ведь такой человек не изменяет своих поступков и не избегает действия, а делает нечто знаком для себя на вещь, которая уже произошла; это делать можно».

Слова РАМБАМа основаны на высказывании мудрецов: «Дом, ребенок и женщина — хоть нет гадания, но есть знак». То есть, гадать на них для будущего запрещено, но определить их в качестве хорошего знамения — можно.

Но другие законоучители считают, что и в этом нет проблемы. Как уже писали: «Находили мы в поведении многих мудрецов, которые спрашивали ребенка: „скажи отрывок“ и вели себя в соответствии с этим» (см. СМАГ).

Открывание книги

После того, как мы ознакомились с мнениями законоучителей по поводу получения знака вообще, нужно разобраться с вопросом открывания святых книг с целью найти там намек на принятие практического решения.

В книге «Таамей Минагим» (стр. 609, п. 52) приводится причина, по которой мудрецы прошлого просили ребенка процитировать изученный в тот день отрывок из Торы. Дело в том, что в те времена не было книгопечатания, и ТаНаХ был записан только на особых свитках, а эти мудрецы не хотели использовать их для себя. И приводит также из книги «Ялкут Мишлей», что если захотел получить совет от Торы — то можно его получить. То есть открыть книгу и, прочитав попавший на глаза отрывок, решить, как поступать.

Написано в Шулхан Арух (Йоре Деа п. 179:4), что можно сказать ребенку: «процитируй отрывок из Торы». И ШАХ объяснил, что имеется в виду даже о будущем действии и можно полагаться на это в будущем, так как это немного похоже на пророчество.

И еще постановлено (Эрех лехем 179): «Мне кажется, что по всем мнениям можно открыть Тору и посмотреть на выпавший отрывок, ибо Тора — это наша жизнь. И так было с Йошийау...»

ХИДА (Шиурей Браха 179:6) приводит это разрешение и также источник его в вышеупомянутом мидраше («если захотел получить совет от Торы — то можно его получить») и в Псалмах Давида (119:15) «Повеления Твои я буду обсуждать».

Необходимость и польза подобного поведения

Автор книги «Даркей Йосеф» пишет (см. Йоре Деа 179), что получил от своих учителей, что когда они хотели что-то сделать, но не были уверены, делать или нет, то брали Пятикнижие или ТаНаХ и открывали. И смотрели в начале страницы, какой отрывок выпал. И в соответствии с этим вели себя. И так они советовались с Торой во всех вещах. И учили так поступать из сказанного мудрецами — брать совет из Торы. И еще намек есть в сказанном: «Вопрошайте книгу Г-сподню и читайте» (Йешая 34:16). Еще один намек приводится в книге «Игра Депарка» 133, что сказано в Псалмах (119:24): «И свидетельства Твои — увлечение мое». То есть посредством Торы мы связываемся со Всевышним. И свидетельства эти — советы как поступать. И еще сказал Давид (119:18): «Открой глаза мои, я буду созерцать чудеса в учении Твоем».

Мнение Ребе

В соответствии с вышесказанным становится понятно, что нет запрета открывать книги с целью узнать как себя вести. Наоборот, человек поступающий подобным образом связывает свои поступки с Торой. Хотя по одному мнению выходит, что так пристало вести себя только праведникам наподобие Баал-Шем-Това...

Но вот что пишет Ребе (Книга бесед 5715, стр. 88): «Поэтому рассказывают про Баал-Шем-Това и праведников после него, что в то время, когда им задавали вопросы, иногда они открывали книгу и говорили что будет. И объяснение в том, что та вещь, о которой спрашивали, есть у нее корень в Торе, а праведники знают из Торы обо всем, что находится в нашем мире. И объясняется подробно, что это поведение не является гаданием и можно так поступать. И это похоже на истории в Талмуде о том, как спрашивали ребенка — хотя сам ребенок не знает ничего, но Свыше вкладывается ему отрывок, подходящий к данному случаю. И также в то время, когда открывают книгу, есть привлечение свыше и, несомненно, есть к этому отношение. И речь идет только о таком еврее, у которого все аспекты соответствуют тому, что происходит Наверху. И он может быть уверен, что тот, что ему выпало, это ответ Свыше».

Но позже Ребе говорит, что такое поведение подходит каждому:

«Мы находим источник подобному поведению — искать в Торе указание как вести себя — в рассказах о мудрецах (Хагига 16а, Гитин 56а, 68а, Хулин 95б), которые встречали ребенка и спрашивали его процитировать им отрывок из Торы. И на основании этого, решали, как им поступать. То есть когда они слышали отрывок из Торы именно в этот день, то это было для них как Божественное наитие. И поэтому они спрашивали именно ребенка, который не примешивал свой разум к ответу и поэтому в его ответе было явное предвидение.. И что касается практического поведения, то известен обычай многих — как мудрецов, так и простых людей и также женщин — что перед тем, как совершать какое-либо действия они открывают святую книгу, смотрят в то место, где она открылась по наитию Свыше и на основании этого решают, как поступить. Например, когда выпал им отрывок „открой“ или „радуйся“, то это был для них знак свыше что ждет их успех в том, что они собирались делать. И также они понимали, когда был знак, что не нужно этого делать или сделать позже» (см. «Итваадует» 5749 том 1, стр. 309).

То есть, из слов Ребе мы видим, что такое поведение относится ко всем, включая простых людей и женщин. И в этом есть преимущество веры во Всевышнего, Божественное предвидение и связывание с Торой.

Комментарии: 4 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter