Маамар на свадьбу «Леха доди»

24.08.2014 | 1859 | (0)
Источник: «Сефер маамарим» том 1, стр. 40-7
Маамар на свадьбу «Леха доди»
Ребе Король Мошиах проводит брачную церемонию

Вступление

Слава Б-гу

В связи с 50-летием свадьбы Ребе ШЛИТА (5689-5739) — мы выпускаем в свет «маамар» (хасидский трактат) Ребе ШЛИТА, начинающийся словами «Выйди, друг мой».

Этот «маамар» был произнесен в субботу, когда читали главу Торы «Тэце», 13 Элула1, 5714 года2 и, видимо, он основан (является объяснением) на «маамаре», который начинается словами «Выйди, друг мой» 5689 года3, который произнес Ребе РАЯЦ во время «встречи жениха» перед свадьбой Ребе ШЛИТА.

Ребе ШЛИТА проверил этот «маамар» и в него были включены примечания и источники на полях.

Издательство «Сокровищница хасидизма»

14 Кислева, 5739 года, Бруклин, Нью-Йорк.

Примечания:
1 День свадьбы Ребе РАЯЦа в 5657 году.
2 25-я годовщина свадьбы Ребе ШЛИТА.
3 Напечатано в брошюре «Свадебные речи» (Бруклин, 5739 года). И см. то, что сказал перед тем, как начал это объяснение (стр. 45).

С Божьей помощью. Суббота, когда читали главу Торы «Тэце», 13 Элула, 5714 года

1) «Выйди,  друг мой, навстречу невесте; с тобой вместе мы встретим субботу». И приводит мой тесть и учитель, Ребе в своем выступлении «Выйди,  друг мой» (из свадебных речей1) (из «Пиркей де рабби Элиэзер»2), что жених подобен королю, а невеста — королеве. Жених — это Всевышний, а невеста — еврейский народ, а в духовных сферах это ЗА («Зеэр Анпин», «Малый Лик») и МАЛХУТ («Королевство»), ведь жених это аспект ЗА, а невеста — аспект МАЛХУТ. И это  «Выйди,  друг мой, навстречу невесте; с тобой вместе мы встретим субботу», что означает привлечение ЗА в МАЛХУТ.

И порядок этого привлечения таков, что в начале должно быть внешне привлечение (из ЗА в МАЛХУТ), что только является внешним аспектом, а после этого происходит привлечение вовнутрь. И таков порядок во всех видах воздействия от МАШПИА (передающего) к МЕКАБЕЛЬ (принимающему), когда сначала  должно быть привлечение от МАШПИА, от его внешнего аспекта к внешнему аспекту МЕКАБЕЛЬ, посредством чего МЕКАБЕЛЬ поднимаемся на уровень близкий МАШПИА, а после этого он может получить внутреннее привлечение от МАШПИА.

И он приводит на это3 две аллегории [о воздействии учителя на ученика и об отце, который играет со своим маленьким сыном]. И нужно сказать, что приводя эти аллегории он не только приводит примеры о порядке привлечения (что внешне воздействие предшествует внутреннему), а (также) чтобы объяснить важность величия этих двух воздействий, что также внешнее воздействие является очень высоким уровнем вплоть до того, что в нем есть достоинство по сравнению с внутренним воздействием. Ведь внешнее воздействие, которое является внешним аспектом, оно выше сосудов МЕКАБЕЛЬ (в отличие от внутреннего воздействия, которое воспринимается сосудами МЕКАБЕЛЬ). Но, в любом случае, это только предварение к внутреннему воздействию, ведь именно с помощью внутреннего воздействия достигается более высокий подъем (выше внешнего аспекта).

И это «над всей славою будет покров»4, что включает два аспекта славы — жениха и невесты и выше этого5 — славы Отца и Матери. И наподобие этому объединение Отца с Матерью и объединение мужского и женского начала. Ведь хотя оба они (слава (и покров) Отца и Матери и слава (и покров) мужского и женского начала) являются внешним аспектом, тем не менее известно6, что именно в объединении мужского и женского начала (которое является внутренним объединением) привлекается Сущность.

Примечания:
1 Напечатано в «Сефер маамарим» в брошюрах, том 1 стр. 20а и далее. А сейчас еще раз в отдельной брошюре.
2 Гл. 15.
3 Там, п. 2.
4 Слова Писания — Йешаяу 4:5.
5 См. обо всем этом в молитвеннике и «Ликутей Тора» к «Песне песней» в отрывке, начинающего словами «Ибо над всей славою».
6 Выступление начинающееся словами «Порадуй же» 5656 года, стр. 90 и далее. И еще в нескольких местах. И см. также «Ликутей Тора» там, 40а в начале.

2) И вот, первая аллегория — о влиянии учителя на ученика. И порядок этого влияния таков, как сказали наши учителя7: «Перед тем, как начать выступление перед мудрецами, Раба пошутил и все засмеялись, а после этого он начал свое выступление», что шутливые слова перед учебой [что является будничной беседой учеников мудрецов, которую следует изучать8] являются только внешним аспектом, но это влияние является предварением

получения внутреннего влияния (начал свое выступление). Ведь именно с помощью этого происходит раскрытие сердца и разума ученика, чтобы стать сосудом для получения внутреннего влияния.

И вот, источник этой аллегории находится в книге «Торат хаим»9 Мителер Ребе [только в «Торат хаим» там это не приводится как аллегория к идее «Выйди, друг мой». И в отрывке, начинающемся словами «Утверждены они» 5680 года10 (речь, которую произнес Ребе РАШАБ в последний день своего рождения (20 Мар-Хешвана) в этом мире) связывает возможным способом («и возможно, что эта идея...») эту идею шуток с идеей «Выйди, друг мой». И в выступлении «Выйди, друг мой» мой тесть и учитель, Ребе пропустил слова «и возможно» и написал это по простому11].

И в «Торат хаим» там (после этого12) объясняется, что корень идеи смеха лежит в простом наслаждении, которое совершенно не составное. И отсюда понятно, что корень всех шуток (являющихся простым наслаждением) лежит выше последующего влияния разума (ведь интеллектуальное наслаждение является составным). Однако,в любом случае, это только внешний аспект, а с помощью внутреннего воздействия достигается намного больший подъем. И идея в том, что в самой простом наслаждении есть два уровня13 — простое, ощутимое, наслаждение и сущностное, неощутимое, наслаждение. И именно с помощью внутреннего воздействия, когда ученик принимает вглубь себя, достигается сущностное, неощутимое, наслаждение. И поэтому сказали наши учителя14: «А от учеников — больше, чем от всех».

Примечания:
7 Трактат «Псахим» 117а и там объясняется.
8 Трактат «Сукка» 21б, трактат «Авода зара» 19б.
9 Со слов «И вот порождения», п. 6 (2д).
10 П. 1 (напечатано в отдельной брошюре — изд. «КЕАТ», 5712 г.). [И после этого было напечатано в «Сефер маамарим» 5680 г. стр. 148. Издатель].
11 И известно также история, что в одном из хасидских трактатов, которые произнес Ребе (РАШАБ) на аудиенции своему сыну, Ребе (РАЯЦу), он сказал про какую-то вещь (аллегорию силы рисунка в душе), что это только возможно, а после этого Ребе (РАЯЦ) был у своего тестя, раввина и хасида... р. Авраам из Кишенева, который попросил его пересказать что-то из хасидизма, сказав: «Открой кран с водой и она сама польется» и он пересказал данный трактат и также эту аллегорию по-простому. Когда же он вернулся в Любавичи, то рассказал отцу обо всем этом и спросил его Ребе (РАШАБ): «Откуда ты это взял? Я ведь сказал это только что это „возможно“?» Ответил ему (Ребе РАЯЦ): «То, что у тебя „только возможно“, стало у меня очевидным».
12 П. 12 (5г).
13 Продолжение 5666 г., стр. 99 и далее. Со слов «И будет, когда придете...» 5675 г. (в продолжении 5672 г. часть 2).
14 Трактат «Таанит» 7а. И см. далее, п. 7.
15 85д в конце [на слова (Ошеа 11:3) «А Я (Сам) учил Эфраима (ходить), взяв его за руки его»].
16 И наподобие этому в «Ликутей Тора», глава «Пинхас» 80б со слов «Утверждены они» там.
17 В общем, идея игры это внутреннее приближение (как было сказано, по «Выйди, друг мой» 5689 г.). Но это на уровне учебы и внутреннего воздействия на сына через отца и т.п., что также является внешним приближением.
18 Псалмы 25:6. И см. «Что создал...» 5689 г. глава 3 (в «Свадебных речах» там — 23а).
19 «Ор а-Тора», гл. «Вайера» 93б. Продолжение 5666 года, стр. 285.
20 См. указатель к книге Цемах-Цедека.

3) А вторая аллегория — о маленьком сыне, отец которого хочет забавляться с ним лицом к лицу. Но ведь ребенок маленький и его отец должен протянуть сверху к нему руки и т.д., чтобы поднять своего маленького сына и забавляться с ним лицом к лицу. Ведь процесс поднятия ребенка, это только внешняя вещь и это только предварение к внутренней близости, которая будет после этого (забавы с ним и т.д.). И вот, источник этой аллегории находится в книге «Тора ор» Магида из Межерич15 и там есть дополнение (которое не было процитировано в трактате16), что ребенок играется с его (отца) бородой. И можно сказать, что в этом дается намек, что приближение облекающего аспекта (перед внутренним воздействием17) оно выше порядка мироздания, так как борода это 13 атрибутов милосердия, которые выше порядка мироздания. Только в любом случае у них есть какое-то отношение к порядку мироздания, как сказано18 «Помни о милости Твоей... ибо испокон веков они» [ведь поэтому они называются «эмоциональные атрибуты» («мидот» от слова «измерение» (медида»19]. Также известно о волосах, что это только только свечение. Однако, с помощью последующего внутреннего воздействия (хотя оно и ниже облекающего аспекта) привлекается Сущность, которая выше облекающего аспекта (наподобие сказанного выше в п. 1 о достоинстве объединения мужского и женского аспектов (являющиеся внутренним соединением) перед единством Отца и Матери, как объяснил Ребе Цемах-Цедек в нескольких местах20 об этом).

Примечания:
15 85, п. 74 [на отрывок (Ошеа 11:3): «А Я (Сам) учил Эфраима (ходить), взяв его за руки его…»].
16 И наподобие этого в «Ликутей Тора», глава «Пинхас» 80б. Со слов «Утверждены они» там.
17 В общем, игры являются выражением внутренней близости (как сказано выше, со слов «Выйди, друг мой», 5689 года). Но по сравнению с учебой и внутренним влиянием сына от отца и т.п., это также является внешним сближением.
18 Псалмы 25:6. И см. со слов «Который создал» 5689 года, гл. 3 (в «Свадебных речах» там — 23а).
19 «Ор а-Тора», глава «Ваэра» 93:2. Продолжение 5666 года, стр. 285.
20 См. в указателю к книге Цемах-Цедека.

4) Наподобие этого в служении (как объясняется подробно21), что начало ежедневного служения человека — это служение молитвой, как сказано22 «Не полагайтесь на человека, чье дыхание в ноздрях его, ибо что он значит» — читайте не «бамэ» («что»), а «бама»23 («возвышение»). И объяснили Алтер Ребе и Ребе МААРАШ24, что перед молитвой человек считается как возвышение, а молитва («тфила») происходит от слова «объединение» («итхабрут»)25, что с помощью молитвы человек связывается с божественностью. И порядок в молитве таков, что прежде всего должно быть общее приближение (внешнее привлечение) [как объясняет эту идею в трактате21], а после этого происходит внутреннее приближение, что человек связывается с божественностью таким образом, что он привлекает божественность во все свои материальные аспекты. И это можно понять [что с помощью молитвы в начале дня в его возможностях связать все свои материальные аспекты и сделать из них сосуды для божественности] на основании объяснения Баал-Шем-Това26 по поводу запрета здороваться с человеком перед молитвой27. Ведь это похоже на то, что сказано в рукописях АРИЗАЛа28 об уважении к старшему брату29, что это из-за того, что «свой дух он оставил в нем», что в одном сыне есть дух отца больше, чем в других детях. И все остальные сыновья получают от духа отца через первенца. И со стороны духа отца в старшем брате они обязаны уважать его также, как они обязаны уважать отца [поэтому мы учим29 этот закон именно из слов30 «уважай отца своего», так как уважение к старшему брату включено в уважение к отцу]. И также в отношении мыслей, речи и действий человека в течение всего дня, что все они ответвляются и следуют за первыми словами и поэтому первые слова [как и мысли и действия] человека после его пробуждения ото сна должны быть в области служения Всевышнему. Ведь с помощью этого он привлекает святость во все мысли, речи и действия в течение всего дня. И вот, именно с помощью того, что его внутренняя связь с божественностью (во время молитвы) происходит в такой форме, что он привлекает божественный свет в свои мирские дела вплоть до того, что он делает из них сосуды для божественной силы, достигают более высокого уровня, как известно31 о идее «много32 прибытка от силы вола».

Примечания:
21 П. 3.
22 Йешаяу 2:22.
23 Трактат «Брахот» 14а.
24 «Ликутей Тора», глава «Пинхас» 79д. Предисловие к «Ликутей Тора» к трем главам Ребе МААРАШа.
25 «Тора Ор», глава «Трума» 79д в конце. И в других местах.
26 «Кетер Шем-Тов» (изд. «КЕАТ»), п. 212.
27 Трактат «Брахот» там. ТУР и «Шулхан Арух» (и Алтер Ребе), раздел «Орах хаим» 89:2 (3).
28 «Шаарей а-мицвот» глава «Итро». «Ликутей Тора», глава «Ваэра». И см. «Зоар» III 83а.
29 Трактат «Ктубот» 103а.
30 Глава «Итро» 20:12.
31 См. «Ликутей Тора», глава «Аазину» 75:2 и в других местах.
32 Мишлей 14:4.

5) И также можно понять идею привлечения ЗА в МАЛХУТ (объединение ЗУН [— мужского и женского начала]), что порядок при этом (как сказано выше, п. 1) таков, что прежде всего должно быть внешнее привлечение, а после этого внутреннее привлечение. Ведь также внешнее привлечение является очень высоким по своему уровню (как сказано выше, п. 2-3), являющейся аспектом МАКИФ, который выше ИШТАЛШЕЛУТ и сосудов (и поэтому оно не абсорбируется во внутренней части сфере МАЛХУТ, так как оно выше ограничений его сосудов). Но, тем не менее, это привлечение является внешним и это только отблеск. Но с помощью внутреннего привлечения, которое абсорбируется во внутренней части сфере МАЛХУТ, можно достигнуть более высокого уровня (чем аспекта МАКИФ). И идея такова, что корень МАЛХУТ выше, чем корень ЗА33. Ведь корень ЗА находится во внешнем аспекте КЕТЕР, а корень МАЛХУТ — во внутреннем аспекте КЕТЕР. И также, хотя о ЗА сказано34, что ЗА коренится в АТИК и зависит от него, но ведь известно, что в этом не имеется в виду АТИК в буквальном смысле (а только его внешняя часть). Но корень МАЛХУТ находится во внутренней части АТИК, в РАДЛА33 («голова, которая не раскрыта»). Но, в любом случае, ввиду его спуска вниз, его корень находится в сокрытии. И раскрытие корня МАЛХУТ происходит с помощью именно ЗА35 и с помощью этого самого сфера МАЛХУТ поднимается выше, чем ЗА.

И в этом заключается смысл порядка привлечения, что в начале должно быть привлечение ЗА в МАЛХУТ таким образом, что ощущается, что идея ЗА находится выше МАЛХУТ (ведь именно с помощью него происходит раскрытие корня МАЛХУТ). Но, в любом случае, так как привлечение происходит со стороны (достоинства) ЗА, у него есть отношение с ИШТАЛШЕЛУТ (спуску) [наподобие сказанного выше (п .3) по поводу 13-ти ТИКУНЕЙ ДИКНА (атрибутов бороды)]. И именно с помощью внутреннего привлечения, которое принимается МАЛХУТ в ПНИМИЮТ, ведь так как это привлечение происходит благодаря (достоинству) МАЛХУТ, то с помощью этого мы достигаем корня МАЛХУТ, который выше корня ЗА, вплоть до того, что МАЛХУТ оказывает влияние на ЗА, «Жена доблестная — венец мужу своему»36.

Примечания:
33 См. обо всем этом — «Сефер маамарим» 5659 года, стр. 11.
34 См. «Зоар» III 292а.
35 См. подробнее со слов «Всему совершенному я видел предел» 5659 года.
36 Мишлей 12:4.

6) И можно сказать, что это также является объяснением того, что [Ребе РАЯЦ] приводит (в начале трактата) две противоположные точки зрения по поводу субботы. [С одной стороны] суббота называется королевой, так как это сфера МАЛХУТ, которая находится ниже всех сфер и принимает от них, как сказано37: «У луны нет ничего своего» [и как сказали наши учителя38 (о субботе), что именно тот, кто работает в канун субботы, будет есть в субботу]. Но, с другой стороны, все дни недели получают свое благословение от субботы39, то есть не только суббота является самым святым днем недели, но и еще она оказывает на них влияние.

Но дело в том, что семь дней недели соответствуют семи дням Творения: шесть будних дней относятся к ЗА, как сказано40: «Шесть дней творил Всевыший небо и землю». И сказано в книге «Зоар»41, что каждый из этих дней выполнял свой уровень служения, а суббота — это МАЛХУТ (как было сказано выше). И поэтому, из-за того, что МАЛХУТ спустился вниз и в особенности из-за спуска в БЙА (миры «Брия», «Йецира» и «Асия»), где «ее ноги спускаются...», то суббота (МАЛХУТ) получает от шести будних дней (ЗА). И в этом заключается работа по очищению (отделение животной души и всех материальных вещей) шести будних дней. Однако, после (и с помощью) этой работы (в субботе) происходит подъем МАЛХУТ от БЙА вплоть до его подъема к своему корню и источнику. И тогда оно поднимается выше, чем ЗА вплоть до того, что оно оказывает влияние также на все шесть будних дней (ЗА) и от нее получают благословение все дни недели.

Примечания:
37 «Зоар» III 249б и в других местах.
38 Трактат «Авода зара» 3а.
39 См. «Зоар» III 63б. 88а.
40 Глава «Итро» там, 11.
41 «Зоар» III 94а в начале. И в других местах.

7) И в этом заключается смысл слов «Выйди,  друг мой, навстречу невесте; с тобой вместе мы встретим субботу», что это просьба еврейских душ о том, чтобы было привлечение ЗА в МАЛХУТ. Ведь сначала привлечение «Выйди,  друг мой, навстречу невесте», только выход, а с помощью этого «с тобой вместе мы встретим субботу», что является внутренним привлечением, «встреча субботы»42, когда раскрывается внутренний аспект МАЛХУТ вплоть до того, как она коренится в АТИК. И поэтому сказано «встретим» во множетсвенном числе, что также ЗА принимает от (корня) МАЛХУТ43, «Жена доблестная — венец мужу своему». И как оно вверху — в ЗА и МАЛХУТ, наподобие этому есть в каждом МАШПИА и МЕКАБЕЛЬ, что с помощью МЕКАБЕЛЬ происходит прибавление для МАШПИА, как сказано: «От учеников — больше всех». И в особенности это верно в отношении жениха и невесты внизу, когда именно с помощью внутреннего привлечения становится «Жена доблестная — венец мужу своему». И «все произошло из праха»44, что с помощью этого привлекается бесконечная сила в том, что «род прямодушных благословится» в виде детей и внуков, исполняющих Тору и заповеди.

Примечания:
42 См. со слов «Утверждены они», как выше (стр. 6). [«Сефер маамарим» 5680 года, стр. 151-3. Прим. издателя].
43 См. там в начале гл. 2.
44 Коэлет 3:20. И см. «Ликутей Тора» на Песнь песней 40а. «Святые послания» п. 20 в конце.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Маамарим (другие статьи):