Трактат «Я пришел в Свой сад» 10 Швата 5711 года

09.03.2015 | 1990 | (0)
Трактат «Я пришел в Свой сад» 10 Швата 5711 года

«Я пришел в Свой сад» («Бати ле гани»)

ХАСИДСКИЙ ТРАКТАТ (10 Швата 5711 года)

Рабби Менахем-Мендель Шнеерсон, 7-й Любавический Ребе ШЛИТА Король Мошиах

С Б-жьей помощью мы выпускаем в свет трактат Ребе ШЛИТА, начинающийся словами «Я пришел в Свой сад», который он произнес во время хасидского застолья, 10 Швата 5711 года.

Ребе ШЛИТА отредактировал этот трактат (который был записан по памяти одним из слушателей) и добавил сноски и примечания, которые помещены внизу страниц.

Комитет по распространению хасидизма
11 Нисана 5711 года, Бруклин, Нью-Йорк.

С Б-жьей помощью, 10 Швата 5711 года

ГЛАВА 1

Мой тесть и учитель Ребе пишет в трактате, выпущенному ко дню его вознесения — 10 Швата 5710 года:

«Я пришел в Свой сад, сестра моя, невеста» (см. «Песнь Песней» 5:1). И приводится в «Мидраш Раба» (в том месте): сказано здесь не «в сад», а «в мой сад», т.е. «в Мои свадебные покои» — в место, которое было изначально основным для Меня, ибо основное раскрытие присутствия Всевышнего было в нижних [мирах]» (конец цитаты).

И нужно понять точный смысл выражения «икар а-Шхина» (основное раскрытие присутствия Всевышнего).

Алтер Ребе1 объясняет, что Шхина называется так потому, что она присутствует и облекается. Это слово происходит от выражения [из Торы]: «И Я [т.е. Всевышний] буду находиться среди них», так как это начало раскрытия Бесконечного Света Всевышнего («Ор Эйн Соф»). И так как сказано, что начало раскрытия Бесконечного Света называется «Шхина», то отсюда понятно, что этот аспект бесконечно выше как мира Ацилут, так и аспекта «Ор» (света), который был перед «Цимцум» («сжатием»), ибо начало раскрытия — в Бесконечном Свете, который был перед сжатием.

Мителер Ребе2 пишет, что отсвет «Кав вэ Хут» («Линии и Нити») по сравнению с «Ацмут Ор Эйн Соф» (Сущностью Бесконечного Света) называется словом Шхина, ибо этот аспект в каждом месте соответствует его контексту. Относительно мира Ацилут — сфера Малхут называется Шхина.

Ребе Цемах-Цедек3 объясняет, что Малхут мира Ацилут называется Шхина именно тогда, когда Малхут становится аспектом «Атик» («древний») для мира Брия. Но когда он находится в мире Ацилут, он соединён с ними (со сферами мира Ацилут), и тогда нельзя использовать понятие Шхина.

Тем не менее, это не опровергает сказанного выше, что «Линия» называется Шхина, ибо Шхина, о которой говорят наши мудрецы — это сфера Малхут мира Ацилут. И это происходит именно тогда, когда Малхут становится аспектом Атик для мира Брия. Но в своем корне, т.е. по отношению к первичному сокращению, также и «Линия» называется Шхина.

Ребе МААРАШ4 приводит одну причину того, что «Линия» называется Шхина по отношению к Бесконечному Свету. Идеей «Линии» является ее привлечение для облечения в миры и еврейские души, поэтому также в своем начале она носит название Шхина.

Ребе РАШАБ5 приводит объяснение о Шхине в её первичном корне, который выше, чем сокращение, что раскрытие света перед сокращением называется Шхина. Ведь вообще, в свете перед сокращением есть три уровня: «Ацмут Ор» (сущность Света) и «Итпаштут Ор» (распространение Света), а в последнем есть два уровня: «раскрытие Света, как он сам по себе» — источник окружающего все миры света и «раскрытие Света, как он сам по себе, но относящегося к мирам» — источник наполняющего все миры света, раскрытие которого называется Шхина. И хотя этот свет перед сокращением не может стать источником для миров, ведь для этого было необходимо первичное сокращение, являющееся именно удалением, тем не менее, он называется словом Шхина. И это уточнение выражения «суть Шхины была нижних мирах» — раскрытие присутствия Всевышнего в нижних мирах это не Шхина в отношении к миру Ацилут, т.е. к сфере Малхут, и также это не Шхина в отношении Бесконечного Света, т.е. «Линия», а основное и внутреннее раскрытие Шхины было именно в нижних мирах.

Ибо свет6, который одевается в миры, поступает упорядоченно и постепенно, а вверху он светит более открыто. Но чем дальше он привлекается и спускается вниз, тем больше свет уменьшается. И это относится вообще к свету «седер ишталшелут» (системы поступенчатого спуска миров). И хотя также до греха, свет внизу был в раскрытии, тем не менее, также и тогда наверху его раскрытие было больше. И как сказали наши благословенной памяти мудрецы6*: «Простер правую руку и сотворил Небеса, простер левую руку и сотворил землю». Только имеется в виду свет, который выше миров, суть Шхины.

ГЛАВА 2

В отношении того, что суть Шхины находилась в нижних мирах, объясняется в Мидраше, что под нижними мирами имеется в виду наш материальный мир. Как объясняется, что из-за греха Древа Познания Шхина поднялась с земли на небеса, а с помощью Дарования Торы на горе Синай спустилась на землю: «Я пришел в Свой сад, в Мои свадебные покои».

И главный отход, который произошел в результате греха, был именно в результате греха Древа Познания. И то, что из-за него стали возможными все остальные грехи, он повлек за собой грехи Каина и Эноша и т.д., это относится и к действию греха. И когда идет речь о главном отходе в результате греха, то он произошел именно из этого материального мира с помощью греха Древа Познания.

Ибо также как Суть основного раскрытия присутствия Всевышнего в нижних мирах была именно в нашем материальном мире, также и в отношении отхода, основной отход был именно из нашего мира. Это произошло посредством греха Древа Познания, который повлек за собой удаление Шхины с земли на небо. Это также является причиной того, что [Ребе РАЯЦ] не связывает (в трактате) грех Древа Познания с грехами Каина и Эноша, а говорит о нем отдельно. Ведь после грехов Каина и Эноша Шхина поднялась с небосвода на небосвод, а после греха Древа Познания она удалилась от земли на небосвод. И кроме того, что это было удаление от земли, что в большей степени относится к нам, это также было основное удаление.

(И продолжает [Ребе РАЯЦ] в трактате). А после этого встали семь праведников и спустили Шхину вниз. Авраам удостоился и спустил Шхину с седьмого небосвода на шестой и т.д. ([Ребе РАЯЦ] сокращает это и завершает) Пока не появился Моше, который был седьмым (а все седьмые — любимы) и спустил Шхину вниз на землю. Ведь как в отношении отдаления снизу вверх, основным был грех Древа Познания, когда отход был именно с земли, так и привлечение сверху вниз было в большей степени именно в момент появления на земле. И кроме того, что привлечение вниз в основном касается нас, это еще и также основной аспект привлечения вниз. И это было сделано именно с помощью Моше. А причину этого [Ребе РАЯЦ] объясняет в трактате в скобках, что «все седьмые — любимые».

ГЛАВА 3

Из слов наших учителей «а все седьмые — любимы, но не все любимые — седьмые» следует, что основное достоинство заключается в том, что он седьмой, поэтому-то он и любим. То есть, факт того, что он любим, не зависит от его выбора, желания и работы, а зависит только оттого, что он седьмой. Хотя это врожденное качество, но, тем не менее, все седьмые любимы. И поэтому Моше удостоился того, что Тора была дана посредством его.

И вот, объяснил мой тесть и учитель Ребе (в начале своего приезда в Америку)7, что также в идее «седьмые — любимы» заметно достоинство первого, ведь вся важность седьмого состоит в том, что он седьмой после первого. И [Ребе РАЯЦ] объяснил тогда достоинство первого, нашего праотца Авраама, что это было благодаря его служению с самопожертвованием. Но он [Ребе РАЯЦ] не довольствуется только этим, а добавляет еще (хотя, на первый взгляд, это не имеет отношения к основной теме), что самопожертвование Авраама проявлялось в том, что он не искал его; и в этом состоит различие между самопожертвованием Авраама и рабби Акивы, когда самопожертвование рабби Акивы было таким, что он искал его: «когда придет мне в руки, и я исполню его». В отличие от него, самопожертвование у Авраама было как бы между прочим.

Авраам знал, что основная работа состоит в том, как сказано в Торе: «И воззвал там Имя Всевышнего, Б-га мира», при этом читай не «ваикра» («и воззвал»), а «ваякри» («заставлял других взывать»), чтобы все также кричали об этом. И если для этого было нужно самопожертвование, то оно имело место.

И настолько велико достоинство служения Авраама и его самопожертвование, что даже Моше, который удостоился получить Тору, был седьмым и любимым по той причине, что он был седьмым по счету от первого. И Всевышний сказал ему (Моше): «Рядом с великими (Авраамом) не становись». И вот, хотя велика любовь к седьмому, которая наступает не по выбору или служению, а является врожденной, тем не менее, в этом нет ограничения; нельзя сказать, что она недоступна и относится только к избранным. А подобно сказанному в «Тана двэй Элияу» (гл. 9 и гл. 25) и как приводится в учении хасидизма, что каждый еврей, даже если это раб или рабыня8, может достичь уровня пророчества. И каждый еврей обязан сказать: «Когда мои дела достигнут уровня дел отцов моих — Авраама, Ицхака и Якова».

Однако не следует заблуждаться в отношении самого себя, а нужно знать, что «рядом с великими не нужно становиться». И все достоинство седьмого только в том, что он седьмой по счету от первого, и он может исполнить миссию первого: не «воззвал», а «заставлял других взывать». И в этом заключается любовь к седьмому, который привлекает не только присутствие Всевышнего, но также и его суть Шхины. И, более того, привлекает ее в нижний мир.

И все это требуют от всех нас, от седьмого поколения, ведь «все седьмые — любимы». Хотя мы находимся в седьмом поколении, это не является ни нашим выбором, ни следствием нашей работы; в некотором смысле это даже не по нашему желанию. Тем не менее, все седьмые — любимы, ведь мы находимся в конце периода, когда слышны шаги Мошиаха, и наша задача — завершить привлечение Присутствия Всевышнего, Его сути, причем именно в нашем мире.

ГЛАВА 4

И вот, после того, как [Ребе РАЯЦ] объясняет в своем трактате, что суть Шхины была в нашем мире, и также после этого Моше (седьмой) привлек ее именно на землю, он говорит так: «И основное раскрытие святости было в Храме (и приводит на это отрывок из Торы), как сказано: «И сделают Мне Святилище, а Я буду присутствовать среди них». Сказано не «в нем», а «в них» — внутри каждого еврея. И это (также то, о чем сказано): «Праведники унаследуют землю и будут жить на ней вовеки», так как они создают жилище (притягивают) аспект «Живущий вечно, Возвышенный и Святой» (эту идею «Живущего вечно» Ребе РАЯЦ не объясняет в своем трактате, так как это объясняется в книге «Ликутей Тора» в соответствии с высказыванием из книги «Зоар»), что приведет к раскрытию внизу. И это и есть то, о чем сказано: «Я пришел в Свой сад, в Свои свадебные покои, в место, где было Его основное присутствие изначально, ибо основное раскрытие Шхины было в нашем материальном мире». И идея такова (объяснение идеи, чтобы понять, почему суть Шхины была именно в нашем мире), что конечная цель творения и спуска миров была такова, что Всевышний пожелал жилище в нашем мире.

Алтер Ребе объясняет об этом9, что конечная цель нисхождения миров и их спуска вниз была не для высших миров, так как для них это считается спуском от света лика Всевышнего, ведь невозможно сказать, что целью был спуск. И известно, что творение было осуществлено только с помощью силы Сущности Всевышнего, как пишет [Алтер Ребе] в «Святых посланиях» в отрывке, начинающемся словами «Он и Его жизненность», что Сущность Всевышнего, которая является Его существованием, не имеет предшествующей Ему причины, не дай Б-г. Ведь только в Его силах и способностях сотворить материю из ничего в полном абсолюте. Это значит, что творение осуществляется не с помощью внешних проявлений, а от Сущности Творца. Тогда невозможно сказать, что творение было осуществлено ради высших миров, ведь даже мир Ацилут является раскрытием сокрытия, поэтому это спуск от света лика Всевышнего, ведь когда свет мира Ацилут находился в сокрытом состоянии, он был на более высоком уровне.

И еще одна вещь: поскольку это только раскрытия, нельзя сказать, что Сущность Всевышнего — для раскрытия, а целью является наш материальный мир.

Мителер Ребе объясняет в этой главе10 (гл. «Бешалах»), что есть различие между высшими мирами и нашим миром. В нашем мире ощущается, что он существует сам по себе. (И, как объясняется в «Продолжении» трактатов на Рош а-Шана этого года о различии между сотворенным и светом, что свет свидетельствует о наличии его источника. Когда мы видим свет, то он сам указывает и раскрывает наличие источника света. А сотворенные вещи не только не раскрывают Творца, а скрывают Его. И ощущается наоборот, что существование вещи — само по себе (только с точки зрения разума обязательно, что это не так)).

И хотя это видно только в его ощущениях, но сам факт того, что будет казаться, что он существует сам по себе, возможен потому, что его корень — из Его Сущности, что Он существует сам по себе. Теперь понятно, что цель Творения и спуска миров было не ради высших миров, суть которых во внешнем раскрытии, а целью является наш материальный мир, в котором кажется, что он не раскрытие, а самостоятельная сущность и он существует сам по себе. И с помощью работы в нем, посредством «подчинения» и «превращения», раскрывается Его Сущность, для которой было Творение и нисхождение миров.

ГЛАВА 5

И вот, это не по мнению, которое приводит Ребе Цемах-Цедек11, что также сосуды из мира Ацилут являются раскрытием сокрытого, ведь несомненно, что намерение по этому мнению было не ради мира Ацилут, так как это спуск и только внешние раскрытия, но также и по второму приведенному им мнению, что «сосуды» являются творением материи из ничего. И объясняется в нескольких местах, что то, что мы говорим, что «сосуды» являются творением материи из ничего, не имеется в виду в буквальном смысле из ничего, а это только относительно света. Ведь корень «сосудов» происходит от «отпечатка», который является аспектом сокрытия. То же в отношении существования «сосудов», их источник сокрыт, поэтому в отношении света они считаются творением материи из ничего, но в отношении «отпечатка» это раскрытие сокрытого. Поэтому понятно, что целью не являются высшие миры, а только служение в нашем материальном мире («подчинение» и «превращение»).

И, хотя сейчас посредством исполнения заповедей мы добавляем свет в мире Ацилут, так как же мы говорим, что и сейчас основной целью является наш мир? Объясняет Ребе МААРАШ12, что этот свет в мире Ацилут является как бы скрытым в коробке, так как он предназначен не для мира Ацилут, в котором он не раскрывается, а для нижнего мира.

Ребе РАШАБ13 объясняет, что невозможно сказать, что целью являются высшие миры, так как для них это считается спуском от света лика Всевышнего. И объяснение таково, что идея высших миров это внешнее раскрытие, то есть спуск, и хотя Сущность Всевышнего отделена от внешнего раскрытия, но целью является наш мир. Ведь таким было Его желание — получать удовольствие от подавления злого начала и превращения тьмы в свет.

Ребе РАЯЦ объясняет в своем трактате, что вся работа состоит в том, чтобы превратить «глупость» противоположной святости стороны в «глупость» со стороны святости. С помощью этого Всевышний получит удовольствие оттого, что Его желание было исполнено. С помощью этого также привлекается возможность жилища для Всевышнего в нижнем мире. И как в жилище человека, который раскрывается в нем со всей своей сущностью, так и в нижнем мире, который является жилищем для Всевышнего. Его целью является привлечение не только внешнего раскрытия, но в нем находится сущность бесконечного света Всевышнего. И это является целью творения и спуска миров.

ГЛАВА 6

И вот, в конце трактата он [Ребе РАЯЦ] объясняет, что так как суть Шхины находится в нижнем мире, то основное ее раскрытие было в Храме. И это является объяснением того, что Скиния была построена именно из кедра, так как цель состоит в том, чтобы превратить «глупость» противоположной святости стороны и силу животной души в «глупость» святости. И как объяснили мудрецы слова «помогла ему глупость», что речь идет о служении и самоумалении, которые выше понимания и постижения.

И все, что требовал от нас мой тесть и учитель Ребе, а также другие главы ХАБАДа, они исполняли сами. И это подобно тому, как объяснили наши мудрецы слова: «Сообщает слова Его Якову и законы Его Израилю», что Всевышний сам делает то, что Он указывает евреям выполнять и соблюдать14. И наподобие этого в отношении наших глав ХАБАДа: все, что они требовали от связанных с ними и имеющих отношение к ним людей, они исполняли и делали сами. И они рассказали об этом для того, чтобы нам было легче делать все это и исполнять.

Например, в отношении любви к ближнему есть несколько историй от каждого из глав ХАБАДа:

Алтер Ребе прервал свою молитву, пошел и нарубил дрова, сварил суп и накормил роженицу, в доме которой не было людей.

К Мителер Ребе пришел один человек на аудиенцию и пожаловался на вещи, на которые жалуются молодые люди. И Мителер Ребе показал ему свою руку и сказал: «Смотри, что пересохла кожа моя... и все это из-за твоих грехов». Хотя известно, что Мителер Ребе был очень возвышен, в особенности по отношению к таким вещам, но связь с хасидами у него была столь сильна, что их плохие поступки влияли на его здоровье до такой степени, что его кожа пересохла.

Ребе Цемах-Цедек перед молитвой пошел, чтобы одолжить денег одному человеку, которому это было необходимо для пропитания.

Ребе МААРАШ однажды15 специально уехал с курорта в Париж, чтобы встретиться с одним молодым человеком, и он сказал ему: «Молодой человек, нееврейское вино отупляет мозг и сердце. Будь евреем!» И этот молодой человек вернулся домой и не успокоился, пока не пришел к Ребе МААРАШу и раскаялся, а после этого от него произошла семья богобоязненных евреев. Хотя известно, что у Ребе МААРАШа время было очень дорого, и даже его выступления по хасидизму были очень краткие, а иногда он успевал совершить молитву до восьми часов утра. Но, тем не менее, он поехал далеко и оставался там какое-то время ради этого молодого человека...

Ребе РАШАБ в начале своего руководства ХАБАДом должен был ехать в Москву, когда приняли новый закон против евреев. Его старший брат р. Залман-Аарон сказал ему: «Твое время очень дорого, ты плохо знаешь язык (а сам р. Залман-Аарон был полиглот), а также тебе придется искать знакомства. Лучше я поеду вместо тебя и выполню все твои указания». Но Ребе РАШАБ не согласился с ним; он поехал сам и добился успеха.

И также есть несколько историй о Ребе РАЯЦе, который стремился оказывать благо даже одному единственному человеку в духовном или материальном смысле. И при этом он совершенно забывал о себе не только в материальном, но также и в духовном смысле, даже если тот, которому он помогал не был не только «его товарищем в Торе и заповедях», а вообще не находился на его уровне.

ГЛАВА 7

И вот, посредством подчинения и превращения в «глупость» со стороны святости мы реализуем цель творения — чтобы у Всевышнего было жилище в нижнем мире, «Я пришел в Свой сад» — и это происходит на более высоком уровне, чем как это было перед грехом. Это похоже на человека, который разрушает старое здание, чтобы на его месте построить новое, ведь очевидно, что новое здание должно быть на более высоком уровне. И также в отношении подчинения и превращения жилище становится на более высоком уровне. И как объясняется в трактате, что посредством подчинения противоположной святости стороны происходит раскрытие Славы Всевышнего во всех мирах. Это значит, что свет во всех мирах одинаковый, хотя там сказано, что это окружающий все миры свет.

Тем не менее, нельзя сказать, что имеется в виду то, что притягивается способный войти в миры свет, но он только окружает эти миры, а речь идет о притяжении такого возвышенного света, который вообще не способен войти в миры. И поэтому раскрытие этого света называется «возвышением». И поэтому также смерть праведников называется «возвышением» («исталкут»), так как это раскрытие наиболее возвышенного света.

Есть два письма в «Святых посланиях», которые объясняют идею «возвышения». Во втором письме идея «возвышения» объясняется на примере «красной телицы». Ведь совершаемые внутри Храма вещи не могут очистить три нечистые оболочки, а их может очистить только то, что делают снаружи — и это именно телица. И этому уподобляют смерть праведников. Но сейчас нет красной телицы, ибо из-за наших грехов «мы изгнаны из нашей земли», и происходит уход праведников, в отношении чего есть два высказывания мудрецов16: «Смерть праведников подобна сожжению Дома Всевышнего» и «Смерть праведников тяжелее разрушения Храма», что посредством всего этого происходит возвышение славы Всевышнего.

И идею «возвышения» праведника объясняли все главы ХАБАДа — Алтер Ребе, Мителер Ребе, Ребе Цемах-Цедек, Ребе МААРАШ, Ребе РАШАБ и мой тесть и учитель Ребе — что при этом не имеется в виду подъем наверх, не дай Б-г, а что он находится внизу, но только в возвышенном состоянии. И это требуют от нас, седьмого поколения от Алтер Ребе, а все седьмые — любимы, хотя мы сами этого не заслужили и не заработали. Но, тем не менее, все седьмые — любимы, и работа седьмого поколения состоит в том, чтобы привлечь Шхину вниз буквально, перевернуть «глупость» животной души и ее силу (о которых сам человек знает, что они могу быть еще ниже) в «глупость» со стороны святости.

ГЛАВА 8

И в этом заключается идея «праведника, который возвысился», ведь хотя уже было несколько сокрытий и несколько трудных, непонятных вещей, всего этого оказалось недостаточно для возвышения славы Всевышнего во всех мирах. Также происходил уход праведников, что не только тяжелее разрушения Храма, но и больше этого. Конечная же цель всего этого в том, что произойдет возвышение славы Всевышнего во всех мирах. И это требуют от каждого из нас, и мы должны знать, что находимся в седьмом поколении, а все достоинство седьмого в том, что он седьмой по счету от первого. И первый не искал для себя ничего, даже не искал самопожертвования, так как он знал, что его цель заключается в том, чтобы взывать к Имени Всевышнего, Б-га мира.

И это подобно поведению праотца Авраама, который приходил в такие места, где совсем не знали о святости и о еврействе, не знали даже еврейский алфавит. И там он откладывал свои дела, как сказали наши учителя: «Читай не „взывал“, а „заставлял других взывать“». И известно, что когда используют метод «читай не так, а так», то уместны оба варианта. Также и здесь, хотя в письменной Торе сказано «взывал», но нужно знать, что для осуществления этого должно быть «заставлял других взывать». Нужно сделать так, чтобы другой человек не только знал сам, но также и кричал об этом. Хотя до сих пор он не знал ничего, но сейчас ты должен заставить его кричать «Б-г мира»17.

При этом нужно иметь в виду, что не только святость и мир существуют сами по себе, и святость властвует и управляет миром, а что мир и святость являются одним целым.

ГЛАВА 9

И хотя нет никого, кто мог сказать, что он будет осуществлять работу праотца Авраама, но, тем не менее, немного от этого имеет отношение к каждому. И все обязаны делать это18, и им дана на это сила личным примером первого, а от него уже до того примера, который показал нам Ребе РАЯЦ. При этом все они проложили для нас дорогу и дали нам силы. И это седьмое поколение является самым любимым и им дана вся раскрывшаяся для этого сила.

И благодаря этой работе произойдет привлечение сути присутствия Всевышнего внизу в нашем материальном мире, что будет на более высоком уровне, чем это было до греха. И ведь сказано о Мошиахе: «И возвысился очень» — что он будет выше Адама, как он был перед грехом19.

Ребе РАЯЦ принял наши болезни на себя, терпел нашу боль, страдал из-за наших грехов, был разбит из-за наших преступлений. И, видя наши страдания, пусть он поскорее избавит свою паству из духовного и материального изгнания и поведет нас в светлое место. Все это является только внешним раскрытием, которое соединит нас с Сущностью Бесконечного Света Всевышнего.

В этом заключается тайный смысл спуска миров, идея греха и его исправления, а также аспект вознесения праведников, так как посредством всего этого произойдет вознесение славы Всевышнего. И когда Он выведет нас из изгнания простертой рукой, и у всех евреев будет свет в их поселениях, тогда будет петь Моше… «Всевышний будет иметь власть навеки» (как сказано об этом в тексте молитвы), а также в переводе на арамейский язык20. И в конце сказано: «И будет Всевышний Владыкой… Всевышний один и имя Его одно». Тогда не будет различия между Всевышним и его Именем, которое имеет место при вознесении праведников, что тяжелее разрушения Храма. И поскольку мы уже испытали все это, то сейчас все зависит только от нас — седьмого поколения. И мы удостоимся увидеться21 с Ребе здесь, в его материальном теле, в нашем физическом мире. И он избавит нас.

Примечания:
1 В книге «Тания», гл. 41 и 42.
2 В объяснении на отрывок, начинающийся словами «Всевышний мне в помощь» (приводится в отрывке «Его большой силой», гл. 27), как напечатано в книге «Ор а-Тора», гл. «Аазину», стр. 1823.
3 В «Ликутей Тора» на «Песнь песней», объяснение «Черна я», в начале гл. 2.
4 В отрывке, начинающемся словами «И силой», там.
5 Продолжение 5666 года, в отрывке, начинающемся словами «Святой Израиль». И см. также в отрывке, начинающемся словами «И говорил Всесильный все эти вещи», 5699 год.
6 Подробнее см. в отрывке, начинающемся словами «Плач», гл. Дварим, 5670 год.
6* См. «Пиркей де рабби Элияу», гл. 18. «Зоар» I 30а. «Зоар» II 20а, 37а, 85б.
7 В конце отрывка, начинающегося словами «Этот месяц вам», 5708 г.
8 В книге «Тана девей Элияу», гл. 9 сказано: «И даже этот мир». И на первый взгляд это противоречит сказанному в трактате «Бава батра» (15б), где доказывается, что по всем мнениям Шхина не почивает на нашем мире. И см. там в «Хидушей агадот» и см. сноски там. См. «Письмо в Йемен» РАМБАМа из которого следует, что может быть пророк также и в наше время. И нужно понять это.
9 В книге «Тания», гл. 36.
10 В объяснении на книгу «Зоар», гл. «Бешалах», в отрывке, начинающемся словами «Подобно сказанному выше» ближе к концу.
11 В комментарии «Три версии» (напечатано в конце «Книги заповедей» Цемах-Цедека, том 2). И см. в отрывке, начинающемся словами «И начал говорить Всесильный все эти вещи», 5664 г. Комментарии к отрывку, начинающемуся словами «Начал говорить Элияу» в «Тора ор» — 5658 года. В отрывке, начинающемся словами «Человек, когда принесет в жертву», 5566 г.
12 В отрывке, начинающемся словами «Щедро оделял» 5642 г. И см. комментарий приведенный к книге «Тания», гл. 40. В отрывке, начинающемся словами «Я спущусь», 5658 г.
13 В отрывке, начинающемся словами «Заповедь с момента захода солнца», 5678 г. См. также в отрывке, начинающемся словами «Я спущусь», 5658 г.
14 «Шмот раба» 30:9. Иерусалимский Талмуд, трактат «Рош а-Шана» 1:3. - И это пробуждение сверху, которое предшествует пробуждению снизу. Освятил нас Своими заповедями, а после этого каждый, кто повторяет и т.д. Всевышний повторяет за ним. Кисти одежды внизу пробуждают дополнительный свет и т.д. в пробуждении снизу пробуждение сверху. И это то, о чем написано внутри и также то, что и т.д. И см. «Тора ор» комментарий на слова «Ибо Мой народ источник жизни». И в других местах.
15 Книга «Биография Ребе МААРАШа», стр. 77.
16 Трактат «Рош а-Шана» 18б. «Эйха раба» 1:9.
17 См. «Ликутей Тора» в конце гл. «Таво». В конце отрывка, начинающегося словами «Я — Всесильный Б-г Твой», 5673 г.
18 См. «Тора ор» в начале гл. «Ваэра» и в конце гл. «Вайеце».
19 См. «Ликутей Тора» АРИЗАЛа, гл. «Тиса». «Книга Ликутим», гл. «Шмот». И на первый взгляд нужно разобраться из сказанного в Книге реинкарнаций, гл. 19, как приводится в «Ликутей Тора», гл. «Цав» со слов «И совершит проведение». И можно совместить это на основании сказанного в «Книге реинкарнаций», гл. 7 и в «Ликутей Тора» на «Песнь песней» в конце.
20 См. «Ликутей Тора» на «Песнь песней» со слов «Как ты прекрасна», в начале гл. 2.
21 См. в конце «Сефер хасидим» (как приводится в «Гилайон ШАС» к трактату «Ктубот» 103а). «Бамидбар раба» 19:13.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Маамарим (другие статьи):