«Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса»

Свободный перевод в сокращении: Шолем Лугов
04.04.2016 | 1071 | (0)
Источник: «Сефер маамарим» том 2, стр. 37-40 (11 Нисана 5742)
«Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса»
Исход из Египта

1. Сказано (Миха 7:15): «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса».

И известно уточнение в книге «Зоар» [как приводится в толкованиях глав ХАБАДа] по поводу того, что сказано «дни» — во множественном числе, хотя исход из Египта произошел за один день. И ведь также сказано («Бо» 13:3): «Помни этот день, в который вы вышли из Египта» и («Реэ» 16:3): «Чтобы ты помнил день твоего исхода из земли египетской». Так почему здесь сказано «дни» во множественном числе.

Также нужно понять содержание слов «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса», т.к. простой смысл их таков, что будущее Освобождение с помощью праведного Мошиаха произойдет с такими же чудесами, как это было во время освобождения после исхода из Египта.

Но это непонятно, ведь объясняется во многих местах, что именно будущее Освобождение станет полным, после которого не будет больше изгнания, что не так в отношении освобождения из Египта. Поэтому согласно одному мнению не нужно упоминать об исходе из Египта в Эру Мошиаха… Тогда почему сказали: «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса», что во время окончательного Освобождения будут чудеса, подобно тому, как это было во время исхода?

Более того, из этих слов следует, что чудеса во время исхода из Египта являются началом и источником чудес во время окончательного Освобождения, откуда понятно, что есть достоинство освобождения из Египта по сравнению с окончательным Освобождением.

2. Объяснение такое, что данные слова («Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса») можно истолковать двояко.

Первое объяснение такое, что будущее Освобождение произойдет в похожей на исход из Египта форме. По второму объяснению, во время Освобождения будут чудеса подобные тому, как это было после исхода из Египта. То есть, в любом случае, чудеса во время Освобождения будут обладать преимуществом…

Известно, что во время исхода из Египта было необходимо «вытащить» еврейский народ из 49-и ступеней духовной нечистоты. Поэтому после этого нужно отсчитывать 49 дней Омера, когда в каждый день из них мы выходим из одних врат нечистоты. И этот подъем происходит с помощью привлечения пятидесяти врат постижения. Поэтому в Торе рассказ об исходе из Египта упоминается 50 раз.

Эти врата постижения имеют различные корни, и во время будущего Освобождения раскроется самый высший уровень. Поэтому будущее Освобождение гораздо выше того, что было во время исхода из Египта.

3. Но тогда непонятно, почему Тора сравнивает чудеса Освобождения с чудесами во время исхода из Египта. Особенно непонятно, почему мы упоминаем об исходе в Эру Мошиаха. Ребе РАЯЦ объясняет, что во время египетского исхода произошло появление всех освобождений из последующих изгнаний, вплоть до последнего освобождения.

Известно также, что до Дарования Торы не было полного освобождения, во время исхода была дана только сила для этого. Также и в отношении будущего освобождения — во время исхода была дана сила для этого. Также во время Дарования Торы освобождение было временным, а в будущем оно будет постоянным и вечным. В отличие от времени Дарования Торы, когда раскрытие происходило сверху и творения не были полностью очищены, во время окончательного Освобождения раскрытие произойдет снизу и все станут «сосудами» для вместилища раскрытия бесконечного света Всевышнего.

4. Теперь можно понять, почему сказано «дни» — во множественном числе. Все дни — от египетского исхода до окончания последнего изгнания — являются днями нашего исхода из Египта. То есть, каждый день происходит исход на более высоком уровне, пока не наступит истинное и полное Освобождение. И сказали наши учителя: «В каждом поколении и ежедневно человек должен считать себя как бы вышедшим сегодня из Египта». Каждый день должен осуществляться исход из Египта и в частности это происходит во время чтения молитвы «Слушай, Израиль». Как пишет Алтер Ребе («Тания» гл. 47): «И потому постановили наши мудрецы читать главу об исходе из Египта именно в «Шма», хотя это — особая заповедь, а не часть заповеди о чтении «Шма»… читаются же они вместе, ибо они по сути своей совершенно одно и то же».

Это также относится к вечерней молитве, как пишет РАМБАМ, что мы читаем главу о «цицит» вечером, хотя эта заповедь не распространяется на ночное время, так как в ней говорится об исходе из Египта.

И вот что значит множественное число в словах «Как во дни исхода твоего из земли египетской», хотя сам исход был в один день: с помощью того, что мы вспоминаем об исходе из Египта каждый день, мы в большей степени выходим каждый день из самых больших ограничений, прорываясь через них до наступления Освобождения посредством Мошиаха, который завершит этот прорыв. Ведь о нем сказано (Миха 2:13): «Поднялся пред ними проламывающий».

5. И пример этого порядка освобождения [от исхода из Египта — вспоминая об этом каждый день — к полному Освобождению с помощью Мошиаха] мы видим ежедневно. В начале дня перед молитвой человек находится в «Египте» — это ограничения его тела. Ему нужно бороться с материальностью, приложить силу и «согнуть» свое злое начало и животную душу, чтобы оно начало помогать в служении Творцу. После этого наступит этап «превращения» — сначала в такой форме, что «мое сердце пусто во мне», а потом достигая любви ко Всевышнему «всем сердцем» — также с помощью злого начала, которое превратится в добро.

Эти два вида работы существуют каждый день и соответствуют исходу из Египта (о котором сказано «и бежал народ», то есть зло было в своей власти и нужно было убегать от него) и полному Освобождению (когда «дух нечистоты удалю с лица земли» и «тогда изменю Я язык народов и сделаю его чистым, чтобы все призвали имя Г-спода, чтобы служили ему единодушно»).

6. Несмотря на то, что второй вид работы выше первого, но в сдерживание зла есть большое достоинство, как объясняет Алтер Ребе (гл. 6) о человеке, который служит Всевышнему, именно когда он подчиняет свою природу. Этого достоинства нет у полного праведника, который искоренил в себе зло. Мы знаем, что во время этой битвы со злым началом происходит раскрытие Всевышнего во всех мира, а также для победы в этой войне Он разбрасывает нам — простым солдатам — самые скрытые до этого сокровища. Ведь раз наша работа осуществляется с самопожертвованием выше всех преград и ограничений, то в такой же степени происходит спускание сокровищ Свыше.

Теперь понятно, почему мы продолжим вспоминать об исходе из Египта в будущем, когда уже не будет войны со злом. Этим мы сможем напомнить о той работе, которую мы совершали в изгнании подчиняя себе злое начало.

7. И вот что значит фраза «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса». Во время Освобождения будет два достоинства: подчинения зла («как во дни исхода твоего из земли египетской») и превращения зла («явлю ему чудеса»)… И сегодня то, что мы помним об исходе из Египта, ускоряет наступление Освобождения.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Маамарим (другие статьи):