О еде и духовности

Свободный перевод: Даниэль Булочник
01.05.2008 | 3285 | (2)
«Ликутей Дибурим» последний день Песаха 5694 г.
О еде и духовности
...Вот обыкновенная буханка хлеба...

8. ...Все материальные вещи, разрешенные нам Торой, можно разделить на две категории:

Первое — те материальные вещи, которые являются заповедью: 28 грамм мацы, этрог, а также пища необходимая человеку для поддержания существования... Точно так же и с одеждой и со всем остальным, в чем нуждается тело.

Второе — те материальные вещи, которыми мы имеем право пользоваться ей, если желаем. Но не все, что разрешено, нужно делать. Те вещи, которые являются заповедью, включены в наше служение, вызывающее прямой свет ниспосылаемый сверху вниз. Когда человек одевает талит, или тфиллин, съедает 28 грамм мацы, садится за стол поесть с целью поддержания жизни в теле, всем этим он притягивает сверху божественный свет. Это происходит оттого, что все вышеназванные материальные предметы являются сосудом для раскрытия божественного света. Наше служение заключается в исполнении заповеди, и когда человек ее исполняет, он «вытягивает» этим раскрытие божественного света и такое служение называется «Прямой свет, направленный сверху вниз».

С другой стороны, материальность предметов разрешенных нам Торой гораздо крепче и сильнее чем у предметов, являющихся заповедью. Несмотря на то, что речь идет о той же самой материальности, тем не менее, есть разница между материальным предметом для заповеди и для разрешенного пользования.

Говоря простыми словами, вот обыкновенная буханка хлеба, белая или черная. После того, как на нее произнесено благословение «Выращивающий хлеб...», данная буханка становится намного более тонкой материальностью, чем любой другой хлеб. Первый ломоть дает силы и поддерживает жизнь в человеке и является минимальным количеством, которое необходимо съесть для произнесения заключительного благословения. Материальность этого ломтика намного тоньше и нежнее чем вся оставшаяся буханка, так как это заповедь. Но уже следующий ломтик, который съедается для насыщения, это более плотная материальность, а когда человек ест ради получения удовольствия, это просто зло.

9. У человека может возникнуть проблема в понимании того, как различные части одного и того же предмета могут обладать различной материальностью, более тонкой или более твердой. Ведь буханка хлеба это буханка хлеба, как же один ломтик может быть более «тонким», чем другой ломтик из той же самой буханки?

Это легче понять на примере тела человека, состоящее из материальной плоти. Но существует огромная разница в различных частях тела: разве можно сравнить, например сердце с ногой? А опухоль? Она ведь тоже является частью нашего тела, несмотря на то, что является признаком и источником болезни.

Из этого мы понимаем, что в одной и той же буханке хлеба могут присутствовать три различные по составу вида материальности:

1. Хлеб, который съеден для того, чтобы у человека были силы служить Творцу — это очень тонкая материальность.

2. Хлеб, который съеден для насыщения — несмотря на то, что он кашерен и разрешен к употреблению, не все что разрешено необходимо делать. Эта материальность намного грубее, чем первая.

3. Хлеб, который съеден с аппетитом, для получения удовольствия — такой хлеб абсолютное зло.

Написано в Торе: «Смотри — предложил я тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло...» (Дварим 30:15).

Во всем материальном есть четыре ступени: «жизнь», «добро», «смерть» и «зло».

Смысл всего, что создано Творцом, определяется ступенью «жизнь» — это жизненная, божественная энергия, приводящая данный предмет к существованию.

Использование всего созданного в соответствии с божественным замыслом относится к ступени «добро».

Материальная оболочка без божественного содержания — «смерть».

Использование любой материи для личных удовольствий — это «зло».

Все эти четыре ступени: «жизнь», «добро», «смерть» и «зло», присутствуют в любом материальном объекте, разрешенном Торой. Те предметы, которые являются заповедью, они жизнь и добро, несмотря на свою материальность. Но тот же самый предмет, не являющийся в данный момент заповедью — это смерть и зло.

10. Таковы два различных вида служения: первое — служение еврея в этом мире, вызывающее прямой свет, называется служением «сверху вниз». Второй вид служения — «отраженный свет», то есть служение «снизу вверх».

Любой материальный предмет, являющийся заповедью, несмотря на свою материальность, позволен нам Торой, а неправильное его использование может превратить его в запрещенный предмет. Но все то время, что он дозволен, он является сосудом для восприятия раскрытия божественного света. Использование его во имя заповеди вызывает свет, называющийся «Прямой свет, направленный сверху вниз».

С другой стороны — материальные предметы, разрешенные нам к употреблению, но не являющиеся заповедью. Их материальность определяется словом «смерть» и они могут стать большим злом. Если они используются только во имя удовольствия, их преображение в добро требует намного больше духовных усилий, чем когда они являются заповедью. Работа, которую должен провести над собой человек заключается в самоочищении и в борьбе с желанием удовольствий доставляемых данным материальным предметом. Человек должен постараться найти духовный смысл и совершить данный поступок только ради него.

Сказано: «И назначил им король ежедневную долю...» (Даниэль 1:5). Поясняет рабби Моше Альших (1508-1600), что после очень хорошей подготовки, которой человек занимается для постижения какой -либо мудрости, он так же нуждается еще в трех условиях:

Первое — он должен быть полностью освобожден от любых забот.

Второе — есть и пить только очень нежную, легкую пищу.

И третье — пунктуальность.

Для исполнения второго условия единственной причиной для приема легкой пищи и питья должна являться духовная польза, скрытая в данном продукте. И такое служение называется «Отраженный свет снизу вверх». Значением терминов «верх» и «низ» является самое возвышенное и самое низменное. Прямой — ниспускается сверху вниз, а отраженный, или возвращающийся — это то, что «низ» является причиной, по которой «верх» вытягивает его к себе.

Служение с использованием материальных предметов являющихся заповедью называется «прямой свет сверху вниз», а служение с материальными предметами, которые просто разрешены, называется «отраженный свет снизу вверх» и такое служение намного сложнее, чем первое.

И каждому понятно, что когда человек совершает служение называющееся «отраженным светом снизу вверх», то есть когда он превращает «низ» в совершенный сосуд способный воспринять «верх» (божественный свет), такое служение намного выше чем прямой свет. И чем тяжелее это совершить, тем более дорога и возвышена такая работа.

11. Когда человеческий разум достигнет такого уровня понимания, что служение Творцу делится на два вида и того, что второй вид (Отраженный Свет) — служение намного высшего порядка, лишь тогда становится возможным привести человеческий разум к более высокому пониманию.

Все, что сотворил Творец — живет. У каждого создания есть душа и тело. Душа — это суть данного создания, а тело — его материальная реальность.

Роль души и тела каждого элемента создания наделена определенным высшим смыслом, вложенным Творцом в данное создание. Смысл может быть осуществлен только когда душа и тело вместе. И точно так же как это относится к любому созданию, это относится и к человеку. Реализация смысла создания человека возможна только когда душа и тело вместе. Душа и тело — это два различных мира, две абсолютно разные реалии. Они не только отделены друг от друга, они являются двумя противоположностями. Душа — духовная субстанция, тело — материальная, а материальное и духовное это две противоборствующие силы.

Здравый смысл подсказывает нам, что если есть какая-то огромная территория, расстояние между его границами не идет ни в какое сравнение с расстоянием между севером и югом, востоком и западом, потому, что те являются абсолютно противоположными полярностями, а какая-то большая территория это просто ограниченная площадь.

Пример, который мы привели, поможет нам понять разницу в служении простого человека, который не реализует все духовные силы своего разума и который не пытается приобрести хорошие духовные качества. Такой человек очень далек от того, кто мобилизует весь свой разум и духовные силы для приобретения духовных качеств. Но здесь ни в коем случае нельзя говорить о двух полярностях, потому, что в силах каждого достигнуть более высоких уровней.

С другой стороны заповедь и грех это две противоположности. Как объясняется в хасидизме, каждая заповедь — это связь. В момент исполнения заповеди тот, на кого возложена заповедь, соединяется с тем, кто возложил заповедь — с самим Творцом, в то время как грех переводит еврея из владения Творца во владение Сил Зла.

Материальность и духовность это две противоположности находящиеся в постоянном противоборстве. Но в природу этого противоборства Всевышний поместил способность приближения, для того чтобы они могли существовать вместе. Сближение противоположностей возможно благодаря крайности каждой из них.

Ле илуй нишмат Шейна-Браха бат Даниэль
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Маамарим (другие статьи):